|
Конспект и презентация к уроку литературы "Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет"Конспект и презентация к уроку литературы "Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитет"Цель:
Задачи: Образовательная: выделение сущностных признаков тропа; использование понятия как инструмента анализа при изучении художественного произведения. Развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе; подведение к первоначальному выводу самих обучающихся через целенаправленное наблюдение над языковыми фактами. Воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; побуждать обучающихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению-переживанию художественных текстов. Опорные слова, выражения: изобразительно-выразительные средства языка, тропы, гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора. Ход урока.
Художником слова писателя называют потому, что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание, смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (гипербола, олицетворение, эпитет, сравнение, метафора). Вопрос: - Что они делают? Какую роль играют? (Рисуют, изображают, чтобы мы увидели, представили, вообразили; выражают отношение; передают мысли и эмоции автора). Учитель: мы вспомнили, как значимо каждое слово в художественном тексте. Сегодня мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, потому что видеть тропы в тексте все равно, что искать грибы в лесу, это увлекательно и интересно. Сегодня мы изучим с вами эпитет, его маленькие секреты и отличительные особенности.
Учитель: - Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивый, веселый, трудолюбивый, искренний). -Нравится вам этот человек? А теперь опишите человека, который вам совсем не нравится. (Злой, жадный, бесчестный, грубый, дерзкий, невоспитанный). - Попробуйте угадать по названным признакам, о каком цветке идет речь. Алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом. (Роза). - Определите время года по его свойствам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время года. (Например: морозная, снежная, долгожданная, любимая – зима). - При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (Это прилагательные, определения). Анализ первоначального определения. Учитель: - Прочитайте внимательно строки стихотворения А.С. Пушкина: …яблоко, оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Вопрос: - Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (Спелого, румяно-золотисто, свежо, душисто). Учитель: - Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательно, которое:
Задание: прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Снежинка», выпишите эпитеты, которые создают ее «образ» и делают его незабываемым. Прокомментируйте свой выбор. Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! Дорогой бурною Легко проносится Не в высь лазурную, На землю просится. Лазурь чудесную Она покинула. Себя в безвестную Страну низринула. В лучах блистающих Скользит, умелая. Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено. Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная. Лежит пушистая, Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая!
Обсуждение. - Укажите, где в стихотворении движение, полет, вихрь, а где любование, восхищение? - Как передать эту смену при чтении? - Почему автор использует обратный порядок слов (инверсию)? - Что придает стихотворению музыкальную силу (поэт словно завораживает читателя видением)? Творческая мастерская. Упражнения творческого характера.
(Чудная) картина, Как ты мне родна: (Белая) равнина, (Полна) луна. Свет небес (высоких), И (блестящий) снег, И саней (далеких) (Одинокий) бег. Коллективное обсуждение предлагаемых обучающимися вариантов.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Устное словесное рисование к нему иллюстраций с введением в рассказ изобразительно-выразительных средств языка.
4.Подведение итогов урока. Возвращение к опорному конспекту. Беседа по вопросам:
5.Домашнее задание.
Список использованных материалов
Интернет-ресурсы
|
Loading
|