|
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детейЧеремошкина Л.В. Год: 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ Что такое память?.............5 I. Дети дошкольного возраста.........17 § 1. Особенности развития памяти детей от 3 до 7 лет.............19 § 2. Игры, задания и упражнения для развития памяти детей от 3 до 7 лет 22 § 3. Диагностика уровня развития памяти дошкольников .............45 Диагностика природной памяти .... 45 Диагностика культурной памяти . ... 47 II. Дети младшего школьного возраста (7—10 лет).....................49 § 1. Особенности памяти детей 7—10 лет . 51 § 2. Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7—10 лет . . . 54 § 3. Диагностика уровня развития памяти младшего школьника .........83 Диагностика природной памяти . ... 83 Диагностика культурной памяти . ... 85 III. Подростки (11—15 лет) ...........87 § 1. Особенности памяти подростков . ... 89 § 2. Игры, задания и упражнения, развивающие память подростков ......92 § 3. Диагностика уровня развития памяти подростков.............. 146 Диагностика природной памяти . . . 146 Диагностика культурной памяти . . . 150 Как помочь детям учить уроки (вместо заключения) ................ 154 Приложение................ 161 Литература.................. 237 Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. Например, нужно не забыть сказать сыну, чтобы он надел чистую рубашку, не забыть купить газету и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память и называется кратковременной. Но кратковременная память может превращаться в долговременную. Бывают ситуации, когда, едва поглядев на случайного прохожего, мы можем безошибочно узнать лицо, которое очень давно было показано нам на фотографии. Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или в ербал ьная память), память на образы (образная), память на. движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же предлагаемой книги заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность , запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, ■ при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.) Однако Природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы — своего рода надстройка над природной памятью. Назовем ее культурной памятью. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни? Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, т. е. с помощью средств). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой. Вспомним еще раз о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным, т. е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Это зависит от того, каким образом человек запоминает информацию, с опорой на природную или культурную память. Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц (7± 2). Причем, объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 цифр, 5 синонимов. Количество опосредованно запомненной информации может резко возрастать. Человек может помнить целые поэмы, параграфы, молитвы... Это происходит потому, что данную информацию осмысливает, погружается в нее, пропускает через свой опыт, душу и сердце. Примеров безграничности опосредованной памяти мировая история накопила множество: великий полководец Александр Македонский, знавший тысячи своих солдат по именам, легендарный президент США Т. Рузвельт, помнивший не только своих помощников, но и членов их семей, хранивший в памяти их имена, проблемы, интересы... Известный советский психолог А. Р. Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С. В. Шере шевским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму и цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями..... |
Loading
|