|
Щербатых Ю.В. Общая психологияЩербатых Ю.В. Год выпуска: 2008 Перед вами - краткая версия курса "Общая психология" в виде наглядного дидактического материала - рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу "Общая психология" отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам. Цель данного пособия - дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.............................................................................................................8 Глава 1. Психология как наука............................................................................10 1.1. Предмет и задачи психологии.............................................................10 1.1.1. Психология — наука о психике..............................................10 1.1.2. Особенности психологии как науки.......................................11 1.1.3. Основные направления психологии.......................................11 1.1.4. Предмет психологии.............................................................12 1.1.5. Объект и задачи психологии..................................................16 1.1.6. Культурно-историческая парадигма......................................17 1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний..........18 1.2. Структура психологии.......................................................................19 1.3. Связь психологии с другими науками.................................................20 1.4. Развитие представлений о природе психологических явлений..............21 Глава 2. Концепции фило- и онтогенеза психики...................................................26 2.1. Филогенез психики...........................................................................26 2.2. От рассудочной деятельности животных к сознанию человека.............28 2.3. Онтогенез психики............................................................................29 Глава 3. Мозг и психика......................................................................................32 3.1. Нервная система — материальная основа психики...............................32 3.1.1. Функции нервной системы....................................................32 3.1.2. Клеточное строение нервной системы....................................33 3.1.3. Рефлекторный принцип работы нервной системы...................35 3.2. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления..................36 3.3. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений..............................................................39 3.3.1. Учение о высшей нервной деятельности.................................39 3.3.2. Виды рефлексов...................................................................40 3.4. Функции психики..............................................................................42 3.5. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.....43 Глава 4. Методы психологии................................................................................45 4.1. Общие методологические подходы отечественной психологии.............45 4.2. Методы психологического исследования............................................47 4.2.1. Общий обзор методов психологии.........................................47 4.2.2. Наблюдение.........................................................................49 4.2.3. Эксперимент........................................................................50 4.2.4. Беседа.................................................................................51 4.2.5. Тестирование.......................................................................52 Глава 5. Ощущение.............................................................................................54 5.1. Физиологические основы ощущений..................................................54 5.2. Анализатор — материальная основа ощущений...................................55 5.2.1. Схема строения слухового анализатора.................................57 5.3. Пороги ощущений.............................................................................59 5.4. Классификация ощущений................................................................60 5.5. Свойства ощущений..........................................................................62 Глава 6. Восприятие............................................................................................ 64 6.1. Общее представление о восприятии....................................................64 6.1.1. Восприятие и ощущения.......................................................64 6.1.2. Свойства перцептивных образов...........................................65 6.2. Виды восприятия..............................................................................66 6.3. Свойства и законы восприятия...........................................................70 6.3.1. Свойства восприятия............................................................70 6.3.2. Эффекты (законы) восприятия.............................................72 6.4. Иллюзии восприятия.........................................................................72 6.4.1. Многообразие иллюзий.........................................................72 6.4.2. Зрительные искажения.........................................................73 6.4.3. Иллюзии восприятия размера...............................................74 6.4.4. Иллюзия перспективы..........................................................75 6.4.5. Явление иррадиации.............................................................76 6.4.6. Эффект перцептивной готовности.........................................76 6.4.7. Двойственные изображения..................................................76 6.4.8. Соотношение фигуры и фона.................................................77 6.4.9. Невозможные фигуры..........................................................78 6.4.10. Парейдолические иллюзии..................................................78 Глава 7. Представления.......................................................................................80 7.1. Понятие о представлении...................................................................80 7.2. Классификация представлений..........................................................81 Глава 8. Память..................................................................................................84 8.1. Общее представление о памяти..........................................................84 8.2. Классификация видов памяти............................................................85 8.3. Ассоциация как психологический механизм процессов памяти............86 8.4. Физиологические основы памяти.......................................................87 8.5. Факторы, влияющие на эффективность запоминания..........................89 8.6. Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ ................................................................. 91 8.7. Аномалии памяти..............................................................................93 8.8. Формирование и развитие памяти......................................................93 8.9. Тренировка памяти............................................................................95 Глава 9. Мышление ............................................................................................. 97 9.1. Мышление как познавательный процесс.............................................97 9.1.1. Общее представление о мышлении........................................97 9.1.2. Качественные характеристики мышления..............................98 9.1.3. Мышление и интеллект.........................................................99 9.2. Развитие мышления........................................................................101 9.2.1. Развитие мышления в процессе онтогенеза..........................101 9.2.2. Основные виды мышления..................................................102 9.3. Формы мышления и мыслительные операции....................................104 9.3.1. Формы мышления..............................................................104 9.3.2. Мыслительные операции.....................................................106 9.4. Этапы решения мыслительных задач................................................107 9.5. Особенности творческого мышления................................................108 9.6. Индивидуальные особенности мышления ......................................... 109 9.6.1. Индивидуально-личностная детерминация мышления...........109 9.6.2. Нарушения мышления ........................................................ 109 Глава 10. Воображение ..................................................................................... 112 10.1. Общая характеристика воображения и его функции ........................ 112 10.1.1. Функции воображения...................................................... 113 10.2. Виды воображения ........................................................................ 113 10.2.1. Характеристика отдельных видов воображений..................114 10.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.....115 10.4. Творческое воображение ученых и изобретателей...........................116 Глава 11. Речь..................................................................................................118 11.1. Основные понятия о речи и языке................................................... 118 11.2. Физиологические основы речи ....................................................... 119 11.3. Развитие речи и ее виды................................................................. 121 11.4. Функции, компоненты и свойства речи ........................................... 124 11.5. Психосемантика ............................................................................ 126 Глава 12. Внимание........................................................................................... 128 12.1. Функции внимания и его разновидности ......................................... 128 12.2. Свойства внимания ........................................................................ 130 12.3. Физиологические основы внимания................................................ 131 12.4. Последовательность основных этапов развития внимания ................ 131 12.5. Теории внимания ........................................................................... 132 12.5.1. Основные подходы к пониманию внимания ........................ 132 12.5.2. Исследование внимания в когнитивной психологии............. 134 12.6. Нарушение внимания..................................................................... 136 Глава 13. Эмоциональная сфера человека .......................................................... 138 13.1. Общее представление об эмоциональных процессах ........................ 138 13.2. Функции эмоций ........................................................................... 139 13.3. Классификация эмоциональных процессов ..................................... 140 13.4. Детальная классификация разновидностей отдельной эмоции (на примере страха)...................................................................144 13.5. Теории эмоций..............................................................................148 Глава 14. Психические состояния......................................................................152 14.1. Понятие о психических состояниях................................................152 14.2. Классификация психических состояний.........................................154 14.3. Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.................................................. 156 14.4. Управление психическим состоянием.............................................159 Глава 15. Психологический стресс.....................................................................161 15.1. Обще понятие о стрессе.................................................................161 15.2. Особенность психологического стресса..........................................165 Глава 16. Воля..................................................................................................168 Глава 17. Мотивационная сфера человека..........................................................171 17.1. Понятие о мотивации и потребностях..............................................171 17.2. Классификация потребностей и мотивов.........................................174 Глава 18. Сознание...........................................................................................180 18.1. Основные характеристики сознания...............................................180 18.1.1. Структура сознания человека............................................180 18.1.2. Функции сознания человека..............................................183 18.1.3. Свойства сознания человека..............................................184 18.1.4. Модели сознания и уровни его ясности...............................185 18.2. Филогенез сознания......................................................................187 18.2.1. Основные этапы становления сознания человека................187 18.2.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания.............189 Глава 19. Бессознательные механизмы психики.................................................. 191 19.1. Понятие о бессознательном............................................................191 19.2. Разновидности бессознательных явлений у человека ....................... 192 19.3. Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда....................................................................... 193 19.4. Психологическая защита ............................................................... 195 Глава 20. Личность ........................................................................................... 198 20.1. Общее понятие о личности.............................................................198 20.1.1. Понятие о личности в психологии......................................198 20.1.2. Междисциплинарный подход к личности............................199 20.2. Соотношение между понятиями «личность», «субъект» и «индивид» ... 200 20.3. Структура личности.......................................................................202 20.3.1. Структура личности по К. К. Платонову.............................202 20.3.2. Направленность личности ................................................. 203 20.3.3. Биологическое и социальное в личности человека............... 204 20.4. Методы оценки личностных качеств...............................................205 20.5. Теории личности............................................................................207 20.6. Номотетическое и идиографическое описание личности .................. 210 Глава 21. Темперамент......................................................................................212 Глава 22. Характер ........................................................................................... 216 22.1. Понятие о характере......................................................................216 22.2. Классификация черт характера......................................................218 22.3. Акцентуация черт характера..........................................................220 Глава 23. «Я-концепция» личности .................................................................... 224 23.1. Общие представления о «Я-концепции».........................................224 23.2. Структура «Я-концепции» личности и ее роль в жизни личности......225 23.2.1. Структура «Я-концепции»................................................225 23.2.2. Роль «Я-концепции» в жизни личности..............................226 23.3. Закономерности формирования «Я-концепции» личности ............... 228 Глава 24. Общение............................................................................................ 229 24.1. Содержание, цели, средства и функции общения.............................229 24.2. Виды общения...............................................................................230 24.3. Понятие конфликта и его социальная роль......................................233 24.3.1. Классификация конфликтов..............................................235 24.3.2. Подходы к разрешению конфликтных ситуаций.................237 Глава 25. Психология активности ...................................................................... 239 25.1. Активность — общее свойство жизни..............................................239 25.2. Психика как специфическая форма активности ............................... 240 25.3. Основные виды и направления активности человека........................241 25.4. Психология духовной жизни человека ............................................ 243 25.5. Активность и проблема профессионального выгорания....................244 Глава 26. Психология деятельности ................................................................... 246 26.1. Структура деятельности.................................................................246 26.2. Деятельностный подход в психологии ............................................. 247 26.3. Виды человеческой деятельности...................................................248 26.4. Действие как элемент деятельности................................................250 26.5. Регуляция действий и самоконтроль...............................................252 Глава 27. Способности ...................................................................................... 254 27.1. Общее представление о способностях.............................................254 27.2. Особенности способностей............................................................255 27.3. Развитие способностей..................................................................255 27.4. Классификация способностей........................................................257 27.5. Структура способностей................................................................258 27.6. Уровни развития и проявления способностей..................................259 Заключение ..................................................................................................... 261 Основная литература ........................................................................................ 262 Приложение. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология» ......... 263 Предметный указатель...................................................................................... 265 ВВЕДЕНИЕ Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания. Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц. Во-вторых, данный предмет изучают на 1-2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий. В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии. Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий: □ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал; □ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста. Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст. Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации. При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС. Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер. Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние, dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает. Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология». Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук Ю. В. Щербатых |
Loading
|