Центральный Дом Знаний - Щербатых Ю.В. Общая психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Щербатых Ю.В. Общая психология

Щербатых Ю.В. 
pic

Год выпуска: 2008
Издательство: "Питер"
Серия: Завтра Экзамен
ISBN: 978-5-388-00230-3
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 272
Размер Файла: 9.76 МБ

Перед вами - краткая версия курса "Общая психология" в виде наглядного дидактического материала - рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу "Общая психология" отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам. Цель данного пособия - дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверки знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................8

Глава 1. Психология как наука............................................................................10

1.1. Предмет и задачи психологии.............................................................10

1.1.1. Психология — наука о психике..............................................10

1.1.2. Особенности психологии как науки.......................................11

1.1.3. Основные направления психологии.......................................11

1.1.4. Предмет психологии.............................................................12

1.1.5. Объект и задачи психологии..................................................16

1.1.6. Культурно-историческая парадигма......................................17

1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний..........18

1.2. Структура психологии.......................................................................19

1.3. Связь психологии с другими науками.................................................20

1.4. Развитие представлений о природе психологических явлений..............21

Глава 2. Концепции фило- и онтогенеза психики...................................................26

2.1. Филогенез психики...........................................................................26

2.2. От рассудочной деятельности животных к сознанию человека.............28

2.3. Онтогенез психики............................................................................29

Глава 3. Мозг и психика......................................................................................32

3.1. Нервная система — материальная основа психики...............................32

3.1.1. Функции нервной системы....................................................32

3.1.2. Клеточное строение нервной системы....................................33

3.1.3. Рефлекторный принцип работы нервной системы...................35

3.2. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления..................36

3.3. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы

для психических явлений..............................................................39

3.3.1. Учение о высшей нервной деятельности.................................39

3.3.2. Виды рефлексов...................................................................40

3.4. Функции психики..............................................................................42

3.5. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии.....43

Глава 4. Методы психологии................................................................................45

4.1. Общие методологические подходы отечественной психологии.............45

4.2. Методы психологического исследования............................................47

4.2.1. Общий обзор методов психологии.........................................47

4.2.2. Наблюдение.........................................................................49

4.2.3. Эксперимент........................................................................50

4.2.4. Беседа.................................................................................51

4.2.5. Тестирование.......................................................................52

Глава 5. Ощущение.............................................................................................54

5.1. Физиологические основы ощущений..................................................54

5.2. Анализатор — материальная основа ощущений...................................55

5.2.1. Схема строения слухового анализатора.................................57

5.3. Пороги ощущений.............................................................................59

5.4. Классификация ощущений................................................................60

5.5. Свойства ощущений..........................................................................62

Глава 6. Восприятие............................................................................................ 64

6.1. Общее представление о восприятии....................................................64

6.1.1. Восприятие и ощущения.......................................................64

6.1.2. Свойства перцептивных образов...........................................65

6.2. Виды восприятия..............................................................................66

6.3. Свойства и законы восприятия...........................................................70

6.3.1. Свойства восприятия............................................................70

6.3.2. Эффекты (законы) восприятия.............................................72

6.4. Иллюзии восприятия.........................................................................72

6.4.1. Многообразие иллюзий.........................................................72

6.4.2. Зрительные искажения.........................................................73

6.4.3. Иллюзии восприятия размера...............................................74

6.4.4. Иллюзия перспективы..........................................................75

6.4.5. Явление иррадиации.............................................................76

6.4.6. Эффект перцептивной готовности.........................................76

6.4.7. Двойственные изображения..................................................76

6.4.8. Соотношение фигуры и фона.................................................77

6.4.9. Невозможные фигуры..........................................................78

6.4.10. Парейдолические иллюзии..................................................78

Глава 7. Представления.......................................................................................80

7.1. Понятие о представлении...................................................................80

7.2. Классификация представлений..........................................................81

Глава 8. Память..................................................................................................84

8.1. Общее представление о памяти..........................................................84

8.2. Классификация видов памяти............................................................85

8.3. Ассоциация как психологический механизм процессов памяти............86

8.4. Физиологические основы памяти.......................................................87

8.5. Факторы, влияющие на эффективность запоминания..........................89

8.6. Представление о памяти с точки зрения различных

психологических школ ................................................................. 91

8.7. Аномалии памяти..............................................................................93

8.8. Формирование и развитие памяти......................................................93

8.9. Тренировка памяти............................................................................95

Глава 9. Мышление ............................................................................................. 97

9.1. Мышление как познавательный процесс.............................................97

9.1.1. Общее представление о мышлении........................................97

9.1.2. Качественные характеристики мышления..............................98

9.1.3. Мышление и интеллект.........................................................99

9.2. Развитие мышления........................................................................101

9.2.1. Развитие мышления в процессе онтогенеза..........................101

9.2.2. Основные виды мышления..................................................102

9.3. Формы мышления и мыслительные операции....................................104

9.3.1. Формы мышления..............................................................104

9.3.2. Мыслительные операции.....................................................106

9.4. Этапы решения мыслительных задач................................................107

9.5. Особенности творческого мышления................................................108

9.6. Индивидуальные особенности мышления ......................................... 109

9.6.1. Индивидуально-личностная детерминация мышления...........109

9.6.2. Нарушения мышления ........................................................ 109

Глава 10. Воображение ..................................................................................... 112

10.1. Общая характеристика воображения и его функции ........................ 112

10.1.1. Функции воображения...................................................... 113

10.2. Виды воображения ........................................................................ 113

10.2.1. Характеристика отдельных видов воображений..................114

10.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.....115

10.4. Творческое воображение ученых и изобретателей...........................116

Глава 11. Речь..................................................................................................118

11.1. Основные понятия о речи и языке................................................... 118

11.2. Физиологические основы речи ....................................................... 119

11.3. Развитие речи и ее виды................................................................. 121

11.4. Функции, компоненты и свойства речи ........................................... 124

11.5. Психосемантика ............................................................................ 126

Глава 12. Внимание........................................................................................... 128

12.1. Функции внимания и его разновидности ......................................... 128

12.2. Свойства внимания ........................................................................ 130

12.3. Физиологические основы внимания................................................ 131

12.4. Последовательность основных этапов развития внимания ................ 131

12.5. Теории внимания ........................................................................... 132

12.5.1. Основные подходы к пониманию внимания ........................ 132

12.5.2. Исследование внимания в когнитивной психологии............. 134

12.6. Нарушение внимания..................................................................... 136

Глава 13. Эмоциональная сфера человека .......................................................... 138

13.1. Общее представление об эмоциональных процессах ........................ 138

13.2. Функции эмоций ........................................................................... 139

13.3. Классификация эмоциональных процессов ..................................... 140

13.4. Детальная классификация разновидностей отдельной эмоции

(на примере страха)...................................................................144

13.5. Теории эмоций..............................................................................148

Глава 14. Психические состояния......................................................................152

14.1. Понятие о психических состояниях................................................152

14.2. Классификация психических состояний.........................................154

14.3. Характеристика основных психических состояний человека

по уровню активации организма.................................................. 156

14.4. Управление психическим состоянием.............................................159

Глава 15. Психологический стресс.....................................................................161

15.1. Обще понятие о стрессе.................................................................161

15.2. Особенность психологического стресса..........................................165

Глава 16. Воля..................................................................................................168

Глава 17. Мотивационная сфера человека..........................................................171

17.1. Понятие о мотивации и потребностях..............................................171

17.2. Классификация потребностей и мотивов.........................................174

Глава 18. Сознание...........................................................................................180

18.1. Основные характеристики сознания...............................................180

18.1.1. Структура сознания человека............................................180

18.1.2. Функции сознания человека..............................................183

18.1.3. Свойства сознания человека..............................................184

18.1.4. Модели сознания и уровни его ясности...............................185

18.2. Филогенез сознания......................................................................187

18.2.1. Основные этапы становления сознания человека................187

18.2.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания.............189

Глава 19. Бессознательные механизмы психики.................................................. 191

19.1. Понятие о бессознательном............................................................191

19.2. Разновидности бессознательных явлений у человека ....................... 192

19.3. Концепция трехуровнего строения психики человека

Зигмунда Фрейда....................................................................... 193

19.4. Психологическая защита ............................................................... 195

Глава 20. Личность ........................................................................................... 198

20.1. Общее понятие о личности.............................................................198

20.1.1. Понятие о личности в психологии......................................198

20.1.2. Междисциплинарный подход к личности............................199

20.2. Соотношение между понятиями «личность», «субъект» и «индивид» ... 200

20.3. Структура личности.......................................................................202

20.3.1. Структура личности по К. К. Платонову.............................202

20.3.2. Направленность личности ................................................. 203

20.3.3. Биологическое и социальное в личности человека............... 204

20.4. Методы оценки личностных качеств...............................................205

20.5. Теории личности............................................................................207

20.6. Номотетическое и идиографическое описание личности .................. 210

Глава 21. Темперамент......................................................................................212

Глава 22. Характер ........................................................................................... 216

22.1. Понятие о характере......................................................................216

22.2. Классификация черт характера......................................................218

22.3. Акцентуация черт характера..........................................................220

Глава 23. «Я-концепция» личности .................................................................... 224

23.1. Общие представления о «Я-концепции».........................................224

23.2. Структура «Я-концепции» личности и ее роль в жизни личности......225

23.2.1. Структура «Я-концепции»................................................225

23.2.2. Роль «Я-концепции» в жизни личности..............................226

23.3. Закономерности формирования «Я-концепции» личности ............... 228

Глава 24. Общение............................................................................................ 229

24.1. Содержание, цели, средства и функции общения.............................229

24.2. Виды общения...............................................................................230

24.3. Понятие конфликта и его социальная роль......................................233

24.3.1. Классификация конфликтов..............................................235

24.3.2. Подходы к разрешению конфликтных ситуаций.................237

Глава 25. Психология активности ...................................................................... 239

25.1. Активность — общее свойство жизни..............................................239

25.2. Психика как специфическая форма активности ............................... 240

25.3. Основные виды и направления активности человека........................241

25.4. Психология духовной жизни человека ............................................ 243

25.5. Активность и проблема профессионального выгорания....................244

Глава 26. Психология деятельности ................................................................... 246

26.1. Структура деятельности.................................................................246

26.2. Деятельностный подход в психологии ............................................. 247

26.3. Виды человеческой деятельности...................................................248

26.4. Действие как элемент деятельности................................................250

26.5. Регуляция действий и самоконтроль...............................................252

Глава 27. Способности ...................................................................................... 254

27.1. Общее представление о способностях.............................................254

27.2. Особенности способностей............................................................255

27.3. Развитие способностей..................................................................255

27.4. Классификация способностей........................................................257

27.5. Структура способностей................................................................258

27.6. Уровни развития и проявления способностей..................................259

Заключение ..................................................................................................... 261

Основная литература ........................................................................................ 262

Приложение. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания учебной

дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология» ......... 263

Предметный указатель...................................................................................... 265


ВВЕДЕНИЕ

Учебный предмет «Общая психология» характеризуется рядом особенностей, создающих некоторые трудности в процессе преподавания.

Во-первых, это значительный по объему курс, который длится четыре семестра и содержит большое число дидактических единиц.

Во-вторых, данный предмет изучают на 1-2 году обучения, и вчерашние школьники еще слабо подготовлены к восприятию большого массива абстрактно-логических понятий.

В-третьих, методическое обеспечение данного предмета представлено преимущественно учебниками и пособиями, которые насыщены материалами текстового характера и слабо иллюстрированы рисунками, таблицами и схемами. Особенно трудно дается усвоение содержания «Общей психологии» студентам заочной формы обучения, которые физически не успевают освоить сотни страниц учебника за краткий период сессии.

Все это диктует необходимость издания учебных пособий, кратких по объему и с большим количеством иллюстраций, то есть книг, в которых бы в полной мере реализовались такие принципы дидактики, как наглядность и доступность. К настоящему времени отечественный рынок учебной литературы предлагает студентам в основном два вида учебных пособий:

□ объемные базовые учебники, содержащие преимущественно текстовый материал;

□ пособия, содержащие наборы схем и минимальное количество сопровождающего текста.

Данное учебное пособие задумано как недостающее связующее звено между первым и вторым типом книг, в котором оптимально сочетаются иллюстрации и текст.

Другим полезным свойством данного пособия является наличие предметного указателя, облегчающего поиск нужной информации.

При подготовке книги к изданию возникла проблема выбора минимального набора дидактических единиц, которые должны соответствовать требованиям Госстандарта (ГОС) к обязательному минимуму содержания учебной дисциплины «Общая психология» по специальности «Психология». Если рассмотреть существующие в настоящее время базовые учебники по общей психологии, то можно увидеть, что большинство из них не соответствует полностью требованиям Госстандарта. Этому есть как субъективные, так и объективные причины. Субъективные кроются в наличии собственного мнения того или иного автора о содержании данной науки, а объективные причины заключены в содержании самого ГОС.

Требования к обязательному содержанию учебной дисциплины, к сожалению, нельзя назвать оптимальными в плане подготовки специалистов-психологов. Некоторые важные, основополагающие понятия общей психологии в них отсутствуют, в то время как излишне подробно выделены некоторые мелкие, второстепенные моменты. Например, в требованиях ГОС нет таких важных категорий психологии, как темперамент, характер, способности и представления; отсутствует раздел, посвященный методам психологии. В то же время излишне подробно расписаны разделы, посвященные восприятию и мышлению. К тому же часть вопросов, вынесенных к обязательному изучению, носит достаточно дискуссионный характер. Например, определения таких понятий, как пространственная, временная, информационная, энергетическая характеристики сознания, не являются общепризнанными в психологической науке, а носят излишне абстрактный характер и отсутствуют в базовых учебниках. Тем не менее, как говорили древние, dura lex, sed lex. Требования Госстандарта подлежат неукоснительному исполнению. Другое дело, что стандарт лишь определяет минимальный набор требований, но не точных формулировок, в которых они должны раскрываться. Каждый преподаватель может сам выбирать определения и формулировки тех или иных психологических категорий, исходя из парадигм того направления психологии, в рамках которого он работает.

Автор будет благодарен за критические замечания, которые могут быть высказаны в адрес первого издания данного пособия, и выражает надежду, что его содержание окажется полезным преподавателям и студентам в качестве дополнительного материала при изучении курса «Общая психология».

Профессор психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктор биологических наук Ю. В. Щербатых

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24