Тип и вид урока: урок изучения
и первичного закрепления нового учебного
материала, комбинированный, носит
исследовательский характер
Цель урока: введение новой характеристики
вещества – плотности, рассмотрение её
характеристик(определение, формула,
классифицирующий признак, единицы
измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование знаний о
природе, явлениях и законах в единой
системе;
Повторить: явление взаимодействия тел;
понятие массы тела;
Первичное формирование умений наблюдать,
планировать исследовательскую работу.
Вырабатывать умение
воспроизводить полученные знания по
плану, работать с табличным материалом;
Развитие познавательного
интереса, интеллектуальных и творческих
способностей;
Формировать умение решать качественные
задачи.
Оборудование: мультимедийный
проектор; компьютер; презентация,
составленная с помощью программы
PowerPoint; тела разного объема,
но равной массы; весы; разновесы; тела
равного объема, но разной массы; мензурка
с водой; задания на листах для эксериментов;
масло растительное; стальной, пробковый
и парафиновые шарики.
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный момент.
Мотивация.
(2 мин)
- Здравствуйте, я приглашаю
вас на урок физики и хочу начать его
со стихотворения. Внимательно его
прослушайте и ответьте, почему я вам
прочитала это стихотворение? Слайд 1
- Итак, почему я вам прочитала это
стихотворение?
- Да, это стихотворение об
открытиях, а любой урок тоже является
открытием. Причем к этому открытию вы
придете сами.
Слушают стихотворение.
- Потому что здесь говорится
про открытия, а многие открытия связаны
с физикой.
2. Повторение.
(7 мин)
Но вначале давайте повторим,
ответив на вопросы: слайд 2
Отвечают на вопросы.
3. Определение целей урока.
(5 мин)
А теперь, посмотрите внимательно
на слайд, и подумав, ответьте: что
общего и чем отличаются цилиндры друг
от друга?
Слайд 3
Слайд 4
Значит, объём, масса и род
вещества между собой взаимосвязаны.
И сегодня на уроке мы и узнаем об этом.
Тема нашего урока «Плотность вещества»
слайд 5
- Теперь, давайте вместе с вами, определим
цели урока (записываются на доске)
- Хорошо, вы назвали почти
все цели. Согласно им план нашего
урока выглядит так: слайд 6
- Цилиндры на слайде 3 отличаются
тем, что они изготовлены из разных
веществ, массы у них тоже разные, а
объём у них одинаковый.
- Цилиндры на слайде 4 отличаются тем,
что они изготовлены из разных веществ,
и объём у них тоже разный, а массы –
одинаковые.
Записывают в тетрадях тему
урока.
Называют цели
- узнать что такое плотность;
- узнать, как она обозначается;
- узнать от чего она зависит;
- узнать какие единицы измерения;
- узнать способы измерения.
4. Изучение нового материала.
(15 мин)
- Для выяснения определения
и формулы плотности проведем исследование
в парах:
1) Перед вами 2 цилиндра. Какой у них
объём? Вам нужно выяснить, какая у
каждого тела масса.
2) Перед вами 2 тела равной
массой. Что можно сказать об этих
телах? Вам нужно выяснить, какой объём
у каждого тела. (Оба задания записаны
на листах и выдаются на каждую парту)
Во время решения экспериментальных
задач соблюдайте технику безопасности.
Осторожно обращайтесь с мензурками,
весами и телами.
При выполнении заданий при
необходимости оказывает помощь
учащимся.
- Анализируем полученный
результат. Итак, вы получили, что
цилиндры равного объема имеют разную
массу, а тела равной массы – разные
объёмы. Это объясняется тем, что разные
тела могут иметь разную плотность. И
тогда она зависит от объёма и массы.
- Давайте теперь сформулируем
определение плотности (щелчок на
слайде 6 по слову определение, слайд
7, возврат на слайд 6),
введём её обозначение (щелчок на слайде
6 по слову обозначение, слайд 8, возврат
на слайд 6),
и запишем формулу плотности в тетрадь
(щелчок на слайде 6 по слову формула,
слайд 9, возврат на слайд 6).
- Записываем единицы измерения. (щелчок
на слайде 6 по словам «единицы измерения»,
слайд 10, возврат на слайд 6).
- Выясняем классифицирующий признак
величины (скалярная или векторная;
постоянная или переменная). (щелчок
на слайде 6 по словам «классифицирующий
признак», слайд 11, возврат на слайд
6).
- Выясняем способы измерения плотности.
(щелчок на слайде 6 по словам «способы
измерения плотности», слайд 12). Теперь,
используя результаты, полученные вами
при выполнении экспериментов, найдите
плотность веществ, из которых изготовлены
тела.
- Возвращаемся к слайду 6.
Повторим план изучения физической
величины.
- Одинаковый.
- Объём у них разный.
1)взвешивают цилиндры равного
объема, но разной массы,
2)измеряют объемы данных тел равной
массы.
Результаты записывают в
тетрадях в виде экспериментальных
задач.
Записывают определение в
тетрадь.
Записывают обозначение в
тетрадь.
Записывают формулу в тетрадь.
Записывают единицы измерения
в тетрадь.
Записывают: скалярная величина
и постоянная для данного вещества.
Решает экспериментальную
задачу и определяет по таблице плотности
твердого тела плотность образцов.
Результаты записываются на доске и в
тетради.
Читают план изучения и
повторяют определение плотности, её
обозначение, единицы измерения и
формулу.
5. Закрепление. (12 мин)
Задание 1.(слайд 13)
Вопрос: (слайд 14)
Задание 2.(слайд 15)
Вопрос:(слайд 16)
Занимательные опыты:
Налить в прозрачную мензурку воду,
опустить туда стальной, пробковый и
парафиновый шарики. Объяснить результат
опыта. Почему стальной шарик тонет, а
остальные всплывают на поверхность?
Задача №192 (Л) слайд 17
- Проверим. слайд 18
Задача №193 (Л) слайд 19
- Проверим. слайд 20
Задача №188 (Л) слайд 21
- Проверим. слайд 22
- Ученики отвечают, что
плотность вещества показывает, чему
равна масса вещества, взятого в объеме
1м3 (или 1 см3).
- Ученики отвечают, что плотность осмия
показывает, что, если взять осмий,
объёмом 1м3, то его масса будет равна
22600 кг.
- Используя таблицу плотностей, находят
плотности льда, воды и водяного пара.
- Расстояния между молекулами в этих
состояниях разные. Всех ближе молекулы
находятся в твёрдых состояниях, а
дальше всех – в газообразных.
- Выполняют экспериментальную
работу.
- Стальной шарик тонет, так
как у него плотность больше.
- Массы тел равны, а объём левого больше
объёма правого тела, тогда плотность
левого тела меньше плотности правого.
- Массы жидкостей равны, а
объём жидкости слева больше объёма
справа, тогда плотность жидкости слева
меньше плотности справа.
- Объёмы тел равны. Плотность
золота больше, чем у меди, а
масса куба из золота больше
массы меди в 2,2 раза.
6. Рефлексия. (4 мин)
- Теперь вам необходимо
оценить свои достижения на этом уроке.
(слайд 23)