Центральный Дом Знаний - Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Том I.

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Том I.

Величковский Б.М. 
pic

Год: 2006
Издательство: М.: Смысл: Издательский центр «Академия»
ISBN: 5-89357-217-3
Серия: Основы современного человекознания
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Количество страниц: 448


В первой на русском языке книге по когнитивной науке изложены результаты междисциплинарных исследований познавательных процессов у человека. Подробно рассмотрены восприятие и действие, внимание и сознание, речевое общение и мышление, память и представление знаний, взаимодействие интеллекта и аффекта, а также философские и прикладные проблемы, стоящие перед когнитивной наукой. Для психологов, лингвистов, информатиков, физиологов, философов и всех специалистов, работа которых связана с учетом познавательных возможностей человека, а также студентов и аспирантов соответствующих специальностей, углубленно изучающих эту область. Борис Митрофанович Величковский выпускник факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова и физфака Берлинского университета. Профессор факультета математики и естественных наук директор Института психологии труда, организационной и социальной психологии Дрезденского университета, В 1998-2002 гг. президент Секции когнитивной психологии Международной ассоциации прикладной психологии. Ведущий эксперт Комиссии Евросоюза в области новых и возникающих наук и технологий (программа NEST - New and Emerging Science and Technology).

СОДЕРЖАНИЕ ТОМ 1

ОТ АВТОРА....................................................................................... 10

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 14

ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ..........................24

1.1 Основные философские традиции.................................................27

1.1.1 Культ механического естествознания................................27

1.1.2 Эмпиризм и рационализм.................................................31

1.1.3 Критика самонаблюдения и чистого разума.....................36

1.2 Ранняя экспериментальная психология........................................40

1.2.1 Первые методические подходы.........................................40

1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии.......................42

1.2.3 Первый кризис научной психологии................................46

1.3 Поведенческие и физикалистские направления...........................53

1.3.1 Психология как наука о поведении и физических гештальтах...........................................................................53

1.3.2 Опыт галилеевской перестройки психологии.................57

1.3.3 Второй кризис научной психологии..................................61

1.4 Европейский идеал романтической науки.....................................69

1.4.1 Романтизм как антитезис позитивизму...........................69

1.4.2 От натурфилософии к нейропсихологии..........................76

1.4.3 Вклад физиологии и психологии деятельности...............81

ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ...................................90

2.1 Информационный подход..............................................................93

2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи....................93

2.1.2 Инженерная психология и ее эволюция..........................97

2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности.............103

2.2 Компьютерная метафора..............................................................108

2.2.1 Ментальные модели и аналогия с компьютером...........108

2.2.2 «Когнитивная психология» Улрика Найссера...............116

2.2.3 Принципы символьного подхода...................................118

2.3 Модулярность познания и коннекционизм...............................126

2.3.1 Идея специализации обработки.....................................126

2.3.2 Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора.............129

2.3.3 Нейронные сети в психологии........................................135

2.4 Усиливающееся влияние нейронаук...........................................141

2.4.1 Интерес к нейропсихологическим данным...................141

2.4.2 Новые методы и старые проблемы................................. 146

2.4.3 Нейробиологические модели познания......................... 153

ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.......162

3.1 Пространство и время восприятия...............................................165

3.1.1 Зрительная пространственная локализация..................165

3.1.2 Восприятие движения и времени ...................................174

3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка..............187

3.2 Взлет и падение «иконы»..............................................................194

3.2.1 Иконическая память ....................................................... 194

3.2.2 Эхоическая память .......................................................... 199

3.2.3 Микрогенез как альтернатива ......................................... 202

3.3 Распознавание конфигураций ...................................................... 208

3.3.1 Традиционные психологические подходы....................208

3.3.2 Влияние нейронаук и информатики...............................216

3.3.3 Роль предметности и семантический контекст...............222

3.4.     Восприятие и действие ..................................................................233

3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия

(и наоборот).......................................................................233

3.4.2 Уровни восприятия...........................................................241

3.4.3 Развитие и специализация восприятия...........................249

ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ...................256

4.1 Селективность восприятия и структурные модели .....................259

4.1.1 Определение понятий и ранние модели........................259

4.1.2 Где расположен фильтр?...................................................264

4.1.3 Зрительное селективное внимание................................271

4.2 «Творческий синтез» как альтернатива .......................................280

4.2.1 Позитивная трактовка внимания....................................280

4.2.2 Внимание как умственное усилие

и ресурсные модели..........................................................285

4.2.3 Проблема интеграции признаков.................................... 291

4.3 Автоматические и контролируемые процессы............................299

4.3.1    Внимание как внутренний контроль..............................299

4.3.2 Критерии выделения автоматизмов............................... 305

4.3.3 Двухуровневые модели, их критика

и альтернативы.................................................................309

4.4     Сознание и внимание в структуре деятельности........................319

4.4.1 Непроизвольное (экзогенное) внимание......................319

4.4.2 Произвольное внимание и контроль действия..............327

4.4.3 Нейрофилософия и нейропсихология сознания...........334

ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ.........346

5.1 Основные подходы и феномены...................................................349

5.1.1 Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение.............349

5.1.2 Анализ времени реакции: поиск в памяти....................356

5.1.3 Непрямые методы: имплицитная память......................361

5.2 Теории непосредственного запоминания.................................... 367

5.2.1 Трехкомпонентные модели .............................................367

5.2.2 Теория уровней обработки..............................................375

5.2.3 Эволюция модели рабочей памяти..................................382

5.3 Системы и уровни памяти............................................................391

5.3.1 Теория двойного кодирования........................................391

5.3.2 Системы памяти: модель 2000+...................................... 399

5.3.3 От уровней памяти к стратификации познания............408

5.4 Память в повседневном контексте...............................................414

5.4.1 Амнезии обыденной жизни.............................................414

5.4.2 Обучение и формирование навыков...............................424

5.4.3 Развитие, старение и распад............................................436

СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ТОМА

ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ

И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ........................................................10

6.1 Формальные и эмпирические подходы ..........................................13

6.1.1 Логика и проблема имплицитного знания........................13

6.1.2 Психологические методы исследования...........................22

6.1.3 Нейропсихологические исследования..............................27

6.2 Категориальная организация знаний..............................................31

6.2.1 Семантические сети и пространства................................31

6.2.2 Понятия базового уровня..................................................34

6.2.3 Роль примеров и ситуативных факторов...........................38

6.3 Межкатегориальная организация.................................................44

6.3.1 Онтологии, схемы и образы..............................................44

6.3.2 Репрезентация пространственного окружения...............57

6.3.3 Сценарии и грамматики историй.....................................62

6.4 От представления знаний к мышлению.........................................69

6.4.1 Глобальные когнитивные модели.....................................69

6.4.2 Теория перцептивных символьных систем......................76

6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания ... 82

ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ

И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ...............................................................92

7.1 Восприятие и порождение речи.....................................................95

7.1.1 Фонологическое восприятие............................................95

7.1.2 Развитие языка и речевых действий...............................101

7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели порождения......................................................................ПО

7.2 Анализ процессов чтения.............................................................117

7.2.1 Развитие навыков чтения............................................... 117

7.2.2 Модели и нейропсихология чтения...............................123

7.2.3 Движения глаз при чтении..............................................127

7.3 Когнитивные исследования грамматики.....................................131

7.3.1 Проверка трансформационной модели.........................131

7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной грамматике........................................................................ 139

7.3.3 Современные модели и данные нейролингвистики...........................................................149

7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций...................................154

7.4.1 Принцип кооперативности и понимание.....................154

7.4.2 Несовпадение значения и смысла..................................161

7.4.3 Технологические применения прагматики....................169

ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ.............................176

8.1 Высшие познавательные функции..............................................179

8.1.1 Разнообразие подходов и моделей..................................179

8.1.2 Мышление и речь — мышление для речи......................188

8.1.3 Метапознание и творческое воображение.....................196

8.2 Процессы и модели умозаключений........................................... 206

8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз.......................................206

8.2.2 Дедуктивные умозаключения.........................................215

8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений..............221

8.3     Процессы решения задач..............................................................229

8.3.1 Решение малых мыслительных задач............................229

8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие.................235

8.3.3 Решение задач экспертами..............................................244

8.4.    Принятие решений и структура интеллекта...............................250

8.4.1 Эвристики и принятие решений....................................250

8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений........................257

8.4.3 Функциональная структура интеллекта ......................... 268

ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ.............280

9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии................................283

9.1.1 Третий кризис научной психологии...............................283

9.1.2 Произвольность формальных моделей..........................289

9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.................294

9.2 Перспектива методологического солипсизма.............................301

9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум..........301

9.2.2 Философия искусственного интеллекта........................307

9.2.3 Виртуальные формы жизни............................................314

9.3 Перспектива прямого реализма...................................................319

9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона...........319

9.3.2 Исследования ситуативного действия........................... 325

9.3.3 Телесная заземленность познания................................... 330

9.4 Перспектива методологического плюрализма........................... 335

9.4.1 Разнообразие подходов и моделей..................................335

9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития........344

9.4.3 Когнитивно-аффективная наука....................................355

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................372

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................380

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................................410

Loading

Календарь

«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24