|
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. Том I.Величковский Б.М. Год: 2006
СОДЕРЖАНИЕ ТОМ 1 ОТ АВТОРА....................................................................................... 10 ВВЕДЕНИЕ....................................................................................... 14 ГЛАВА 1. ИСТОКИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ..........................24 1.1 Основные философские традиции.................................................27 1.1.1 Культ механического естествознания................................27 1.1.2 Эмпиризм и рационализм.................................................31 1.1.3 Критика самонаблюдения и чистого разума.....................36 1.2 Ранняя экспериментальная психология........................................40 1.2.1 Первые методические подходы.........................................40 1.2.2 Вильгельм Вундт и основание психологии.......................42 1.2.3 Первый кризис научной психологии................................46 1.3 Поведенческие и физикалистские направления...........................53 1.3.1 Психология как наука о поведении и физических гештальтах...........................................................................53 1.3.2 Опыт галилеевской перестройки психологии.................57 1.3.3 Второй кризис научной психологии..................................61 1.4 Европейский идеал романтической науки.....................................69 1.4.1 Романтизм как антитезис позитивизму...........................69 1.4.2 От натурфилософии к нейропсихологии..........................76 1.4.3 Вклад физиологии и психологии деятельности...............81 ГЛАВА 2. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ...................................90 2.1 Информационный подход..............................................................93 2.1.1 Кибернетика и статистическая теория связи....................93 2.1.2 Инженерная психология и ее эволюция..........................97 2.1.3 Поиски ограничений пропускной способности.............103 2.2 Компьютерная метафора..............................................................108 2.2.1 Ментальные модели и аналогия с компьютером...........108 2.2.2 «Когнитивная психология» Улрика Найссера...............116 2.2.3 Принципы символьного подхода...................................118 2.3 Модулярность познания и коннекционизм...............................126 2.3.1 Идея специализации обработки.....................................126 2.3.2 Гипотеза модулярности: вклад Джерри Фодора.............129 2.3.3 Нейронные сети в психологии........................................135 2.4 Усиливающееся влияние нейронаук...........................................141 2.4.1 Интерес к нейропсихологическим данным...................141 2.4.2 Новые методы и старые проблемы................................. 146 2.4.3 Нейробиологические модели познания......................... 153 ГЛАВА 3. СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ.......162 3.1 Пространство и время восприятия...............................................165 3.1.1 Зрительная пространственная локализация..................165 3.1.2 Восприятие движения и времени ...................................174 3.1.3 Перцептивные взаимодействия и маскировка..............187 3.2 Взлет и падение «иконы»..............................................................194 3.2.1 Иконическая память ....................................................... 194 3.2.2 Эхоическая память .......................................................... 199 3.2.3 Микрогенез как альтернатива ......................................... 202 3.3 Распознавание конфигураций ...................................................... 208 3.3.1 Традиционные психологические подходы....................208 3.3.2 Влияние нейронаук и информатики...............................216 3.3.3 Роль предметности и семантический контекст...............222 3.4. Восприятие и действие ..................................................................233 3.4.1 Сенсомоторные основы восприятия (и наоборот).......................................................................233 3.4.2 Уровни восприятия...........................................................241 3.4.3 Развитие и специализация восприятия...........................249 ГЛАВА 4. СОЗНАНИЕ И КОНТРОЛЬ ДЕЙСТВИЯ...................256 4.1 Селективность восприятия и структурные модели .....................259 4.1.1 Определение понятий и ранние модели........................259 4.1.2 Где расположен фильтр?...................................................264 4.1.3 Зрительное селективное внимание................................271 4.2 «Творческий синтез» как альтернатива .......................................280 4.2.1 Позитивная трактовка внимания....................................280 4.2.2 Внимание как умственное усилие и ресурсные модели..........................................................285 4.2.3 Проблема интеграции признаков.................................... 291 4.3 Автоматические и контролируемые процессы............................299 4.3.1 Внимание как внутренний контроль..............................299 4.3.2 Критерии выделения автоматизмов............................... 305 4.3.3 Двухуровневые модели, их критика и альтернативы.................................................................309 4.4 Сознание и внимание в структуре деятельности........................319 4.4.1 Непроизвольное (экзогенное) внимание......................319 4.4.2 Произвольное внимание и контроль действия..............327 4.4.3 Нейрофилософия и нейропсихология сознания...........334 ГЛАВА 5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПАМЯТИ.........346 5.1 Основные подходы и феномены...................................................349 5.1.1 Анализ ошибок: узнавание и воспроизведение.............349 5.1.2 Анализ времени реакции: поиск в памяти....................356 5.1.3 Непрямые методы: имплицитная память......................361 5.2 Теории непосредственного запоминания.................................... 367 5.2.1 Трехкомпонентные модели .............................................367 5.2.2 Теория уровней обработки..............................................375 5.2.3 Эволюция модели рабочей памяти..................................382 5.3 Системы и уровни памяти............................................................391 5.3.1 Теория двойного кодирования........................................391 5.3.2 Системы памяти: модель 2000+...................................... 399 5.3.3 От уровней памяти к стратификации познания............408 5.4 Память в повседневном контексте...............................................414 5.4.1 Амнезии обыденной жизни.............................................414 5.4.2 Обучение и формирование навыков...............................424 5.4.3 Развитие, старение и распад............................................436 СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОГО ТОМА ГЛАВА 6. КАТЕГОРИЗАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ........................................................10 6.1 Формальные и эмпирические подходы ..........................................13 6.1.1 Логика и проблема имплицитного знания........................13 6.1.2 Психологические методы исследования...........................22 6.1.3 Нейропсихологические исследования..............................27 6.2 Категориальная организация знаний..............................................31 6.2.1 Семантические сети и пространства................................31 6.2.2 Понятия базового уровня..................................................34 6.2.3 Роль примеров и ситуативных факторов...........................38 6.3 Межкатегориальная организация.................................................44 6.3.1 Онтологии, схемы и образы..............................................44 6.3.2 Репрезентация пространственного окружения...............57 6.3.3 Сценарии и грамматики историй.....................................62 6.4 От представления знаний к мышлению.........................................69 6.4.1 Глобальные когнитивные модели.....................................69 6.4.2 Теория перцептивных символьных систем......................76 6.4.3 Наивная физика и психология обыденного сознания ... 82 ГЛАВА 7. КОММУНИКАЦИЯ И РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ...............................................................92 7.1 Восприятие и порождение речи.....................................................95 7.1.1 Фонологическое восприятие............................................95 7.1.2 Развитие языка и речевых действий...............................101 7.1.3 Нейропсихологические синдромы и модели порождения......................................................................ПО 7.2 Анализ процессов чтения.............................................................117 7.2.1 Развитие навыков чтения............................................... 117 7.2.2 Модели и нейропсихология чтения...............................123 7.2.3 Движения глаз при чтении..............................................127 7.3 Когнитивные исследования грамматики.....................................131 7.3.1 Проверка трансформационной модели.........................131 7.3.2 От глубинной семантики к когнитивной грамматике........................................................................ 139 7.3.3 Современные модели и данные нейролингвистики...........................................................149 7.4 Прагматика коммуникативных ситуаций...................................154 7.4.1 Принцип кооперативности и понимание.....................154 7.4.2 Несовпадение значения и смысла..................................161 7.4.3 Технологические применения прагматики....................169 ГЛАВА 8. МЫШЛЕНИЕ И МЕТАПОЗНАНИЕ.............................176 8.1 Высшие познавательные функции..............................................179 8.1.1 Разнообразие подходов и моделей..................................179 8.1.2 Мышление и речь — мышление для речи......................188 8.1.3 Метапознание и творческое воображение.....................196 8.2 Процессы и модели умозаключений........................................... 206 8.2.1 Индукция, аналогия и прогноз.......................................206 8.2.2 Дедуктивные умозаключения.........................................215 8.2.3 Специализация и прагматика умозаключений..............221 8.3 Процессы решения задач..............................................................229 8.3.1 Решение малых мыслительных задач............................229 8.3.2 Сложные проблемы, творчество и открытие.................235 8.3.3 Решение задач экспертами..............................................244 8.4. Принятие решений и структура интеллекта...............................250 8.4.1 Эвристики и принятие решений....................................250 8.4.2 Новые веяния в исследованиях решений........................257 8.4.3 Функциональная структура интеллекта ......................... 268 ГЛАВА 9. ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ.............280 9.1 От дуализма Декарта к новой монадологии................................283 9.1.1 Третий кризис научной психологии...............................283 9.1.2 Произвольность формальных моделей..........................289 9.1.3 Нейрокогнитивизм и теория идентичности.................294 9.2 Перспектива методологического солипсизма.............................301 9.2.1 Искусственный интеллект и человеческий разум..........301 9.2.2 Философия искусственного интеллекта........................307 9.2.3 Виртуальные формы жизни............................................314 9.3 Перспектива прямого реализма...................................................319 9.3.1 Экологический подход: вклад Джи Джи Гибсона...........319 9.3.2 Исследования ситуативного действия........................... 325 9.3.3 Телесная заземленность познания................................... 330 9.4 Перспектива методологического плюрализма........................... 335 9.4.1 Разнообразие подходов и моделей..................................335 9.4.2 Вертикальная интеграция и парадигмы развития........344 9.4.3 Когнитивно-аффективная наука....................................355 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................372 ЛИТЕРАТУРА...................................................................................380 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ......................................................410 |
Loading
|