Центральный Дом Знаний - Р. Аткинсон. Введение в психологию

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Р. Аткинсон. Введение в психологию

Р. Аткинсон. 
pic

Год выпуска: 1999
Издательство: М., Тривола
ISBN: 5884150393
Формат: PDF
Количество страниц: 729
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Язык: Русский
Читателю предлагается перевод последнего 12 издания. Представленный в нем курс "Введение в психологию" хорошо структурирован, отличается ясностью изложения и взвешенностью формулировок.


Содержание:

ПРЕДИСЛОВИЕ 3

К СТУДЕНТАМ: КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНИК 5

ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЯНИЕ

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ 10

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ 11

Мозговые травмы и узнавание лиц 11 Наделение людей личностными качествами 12 Амнезия детства 12 Регулирование веса 13 Выражение агрессии 13

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 13

Происхождение психологических подходов 14 Современные подходы 15

Биологический подход 15 Бихевиористский подход 15 Когнитивный подход 16 Психоаналитический подход 17 Феноменологический подход 18

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ 18

Редукционизм 18

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 20 Выдвижение гипотез 20 Экспериментальный метод 20

Управление переменными 20 Планирование эксперимента 22 Измерения 22 Метод корреляций 23

Естественно возникающие различия 23 Коэффициент корреляции 23 Тесты 25

Причинно-следственные связи 25 Метод наблюдений 25

Непосредственное наблюдение 25 Метод интервью 26 История индивида 26

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ 26 Когнитивная нейронаука 27 Эволюционная психология 27

Актуальная тема. Этика психологического исследования 28

Когнитивная наука 28

Актуальная тема. Психологические специальности 30

Культурная психология 30

ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ 32

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 33

ГЛАВА 2. НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

СВОЙСТВА НЕЙРОНОВ 39 Нейроны и нервы 39 Потенциалы действия 41 Синаптическая передача импульсов 42 Медиаторы и рецепторные молекулы 43

Актуальная тема. Молекулярная психология 44

Отделы нервной системы 46

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 47

Центральный ствол мозга 47

Мозжечок 47 Таламус и гипоталамус 48 Ретикулярная формация 48 Лимбическая система 49

БОЛЬШОЙ МОЗГ 49

Строение большого мозга 49

Актуальная тема. Изображения живого мозга 50

Зоны коры мозга 52

Первичная моторная зона 52 Первичная соматосенсорная зона 52 Первичная зрительная зона 52 Первичная слуховая зона 52 Ассоциативные зоны 52

АСИММЕТРИИ МОЗГА 55

Испытуемые с расщепленным мозгом 55 Специализация полушарий 57

Актуальная тема. Речь и мозг 58

АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА 59

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 60

ВЛИЯНИЕ ГЕНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ 63 Гены и хромосомы 63

Доминантные и рецессивные гены 63 Половая специфичность сцепления генов 65 Исследования генетических основ поведения 65

Селекционное выведение 65 Исследования близнецов 66 Влияние окружения на действие генов 67

ГЛАВА 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 70

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВРОЖДЕННЫМ И ПРИОБРЕТЕННЫМ 71

СТАДИИ РАЗВИТИЯ 72

СПОСОБНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО 73 Зрение 74 Слух 74

Вкус и обоняние 75 Научение и память 75

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 77 Теория стадий Пиаже 77

Актуальная тема. Могут ли новорожденные подражать ? 78

Сенсомоторная стадия 78 Предоперационная стадия 79 Моральные суждения 81 Стадии операций 82

Оценка теории Пиаже 84

Постоянство объекта 84 Сохранение 85 Моральные суждения 86 Альтернативы к теории Пиаже 86

Информационный подход 86

Познавательный подход 87 I-

Социокультурные подходы 88

ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 88 ^в Темперамент 88 ~ Раннее социальное поведение 90 ~ Привязанность 91 Оценка привязанности 92

Чуткая отзывчивость 93

Темперамент ребенка 93

Привязанность и последующее развитие 94 Половая идентичность и половая роль 95

Теория психоанализа 95

Теория социального научения 96

Когнитивная теория развития 98

Теория половой схемы 101

Актуальная тема. Может ли половое просвещение предотвратить детский сексизм ? 102

РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ДЕТСТВА 103

Юность 104

Половое развитие 104

Влияние полового созревания на психику 105

Развитие идентичности 105 Начало взрослости 107 Середина взрослости 107 Пожилые годы 108

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 109

ЧАСТЬ III. СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 114

ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ 115

Чувствительность 115

Абсолютный порог 116 Обнаружение изменений интенсивности 116 Сенсорное кодирование 118

От рецепторов к мозгу 118

Кодирование интенсивности и качества 119

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ 121 Зрение и свет 121 Зрительная система 121

Актуальная тема. Процессы принятия решений при обнаружении сигнала 122

Восприятие света 125

Чувствительность и острота зрения 125

Световая адаптация 127 Восприятие цвета 127

Ощущение цвета 127

Смешение цветов 129

Дефекты цветовосприятия 130

Теории цветового зрения 130

СЛУХ 134

Звуковые волны 134 Слуховая система 134 Восприятие интенсивности звука 136 Восприятие высоты звука 137

Высота и частота 137

Теории восприятия высоты звука 138

ДРУГИЕ ОЩУЩЕНИЯ 139

Обоняние 139

Эволюционное значение 139

Актуальная тема. Искусственные уши и глаза 140

Система обоняния 142

Ощущение интенсивности и качества 142 Вкус 143

Вкусовая система 143

Ощущение интенсивности и качества 144 Давление и температура 144

Давление 144

Температура 145 Боль 145

Болевая система 145

Внестимульные детерминанты боли 146

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 148

ГЛАВА 5. ВОСПРИЯТИЕ 152

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В МОЗГЕ 153

Система распознавания и система локализации 153 Составные элементы распознавания 154

ЛОКАЛИЗАЦИЯ 155

Сегрегация объектов 155

Фигура и фон 155 Группировка объектов 156 Восприятие удаленности 157

Признаки глубины 157 Восприятие направления 158 Восприятие движения 159

Стробоскопическое движение 159 Индуцированное движение 159 Реальное движение 160 Движение и восприятие событий 161

РАСПОЗНАВАНИЕ 162

Ранние этапы процесса распознавания 162

Детекторы признаков в коре мозга 162

Поведенческие индикаторы признаков 163

Взаимосвязь признаков 164 Этап сопоставления и многосвязные модели 164

Простые сети 164

Сети с обратной связью 165 Распознавание естественных объектов и обработка по принципу

"сверху-вниз" 166

Признаки естественных объектов 167

Обработка по принципу "сверху-вниз" и контекст 167

Процессы типа "сверху-вниз" и недостаточность входного сигнала 169

Актуальная тема. Нарушения распознавания 170

ВНИМАНИЕ 170

Избирательное смотрение и слушание 171

Избирательность смотрения 171

Избирательное слушание 172 Ранний и поздний отбор 172 Неврологическая основа внимания 174

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ 175

Константность яркости и цвета 175 Константность формы и положения 175 Константность величины 176

Зависимость от признаков глубины 176

Иллюзии 177

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 178

Различение у младенцев 179

Методы изучения младенцев 179 Восприятие форм 180 Восприятие глубины 181 Константность восприятия 181 Выращивание при контролируемой стимуляции 182 Отсутствие стимуляции 182 Ограниченная стимуляция 182 Перцептивно-моторная координация 183

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 184

ГЛАВА 6. СОЗНАНИЕ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ

АСПЕКТЫ СОЗНАНИЯ 189

Сознание 190

Наблюдение 190

Контролирование 190 Предсознательная память 190 Бессознательное 191

ДИССОЦИАЦИЯ 192

Автоматические процессы 192 Болезнь расщепления личности 192

СОН И СНОВИДЕНИЯ 194

Стадии сна 194

Последовательность стадий сна 195

Сравнение БДГ и НБДГ 195 Нарушения сна 197

Бессонница 197

Нарколепсия и апния 197 Сновидения 198

Всем ли снятся сны? 198

Как долго длятся сны? 199

Знает ли человек, когда ему снится сон? 199

Может ли человек контролировать содержание своего сновидения? 199 Содержание сновидений 199 □ Актуальная тема. Консолидация памяти во время сна БДГ 200 Теории сна со сновидениями 200

ПСИХОТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 201

Депрессанты 203

Алкоголь и его действие 203

Употребление алкоголя 204 Опиаты 205

Употребление героина 205

Опиатные рецепторы 206 Стимуляторы 207

Амфетамины 207

Кокаин 208 Галлюциногены (психодизлептики) 209

ЛСД 209

Фенциклидин (ФЦП) 210 Каннабис 210

МЕДИТАЦИЯ 211

Традиционные формы медитации 211 Медитация для расслабления 212 Эффекты медитации 212

ГИПНОЗ 213

Вхождение в гипнотическое состояние 213 Гипнотические внушения 214

Контроль движений 215 Постгипнотическая амнезия 215 Возрастная регрессия 216 Позитивные и негативные галлюцинации 216

ФЕНОМЕН "ПСИ" 216

Экспериментальные данные 217

Актуальная тема. Скрытый наблюдатель 218 Споры о доказательствах 218

Проблема повторения 218

Неадекватный контроль 219

Проблема полочных исследований 220 Анекдотические свидетельства 221 Скептицизм вокруг Пси 221

Экстраординарные утверждения 221

Скептицизм психологов 222

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 222

ЧАСТЬ IV. НАУЧЕНИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

ГЛАВА 7. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 228 ПОДХОДЫ К НАУЧЕНИЮ 229

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 230

Эксперименты Павлова 230

Варианты эксперимента 230 Обуславливание у различных видов 231 Некоторые феномены и их применение 232

Обуславливание второго порядка 232 Генерализация и дифференцировка 232 Условный страх 232

Обуславливание и толерантность к наркотикам 233 Предсказуемость и когнитивные факторы 234

Одновременность или предсказуемость? 234 Предсказуемость и эмоции 235 Модели классического обуславливания 236 Биологические ограничения 237 Этологический подход 237

Ограничения в классическом обуславливании 237

НЕРВНАЯ ОСНОВА НАУЧЕНИЯ 238

Структурные изменения 238 Научение у простых организмов 239

ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 240 Закон эффекта 240 Эксперименты Скиннера 241

Вариации эксперимента 241

Применение к воспитанию детей 241 □ Актуальная тема. Нервная основа привыкания и сенсибилизации 242

Формирование 242 Феномены и их применение 243

Условное подкрепление 244

Генерализация и дифференцировка 244

Режимы подкрепления 244 Обуславливание неприятными стимулами 246

Наказание 247

Избегание и предотвращение 247 Контроль и когнитивные факторы 248

Одновременность или контроль? 248

Научение зависимости 249 Биологические отграничения 249

КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧЕНИЕ 250

Когнитивные карты и абстрактные понятия 250 Инсайт в научении 251 Предубеждения 252

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 254

ГЛАВА 8. ПАМЯТЬ 258

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 259 Три стадии памяти 259

Психологическое различие 259

Биологические основания 259 Кратковременная и долговременная память 260

Психологическое различие 260

Биологическое различие 260 Различные виды памяти для разных видов информации 261

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ 261 Кодирование 261

Акустическое кодирование 261

Зрительное кодирование 262

Две системы кратковременной памяти 262 Хранение 263

Ограниченность объема 263

Укрупнение 264

Забывание 264 Воспроизведение 265

Кратковременная память как рабочая память 266

Перенос из кратковременной памяти в долговременную 267

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ 268

Кодирование 268

Кодирование значения 268

Добавление смысловых связей 268 Воспроизведение 269

Данные о неудачных воспроизведениях 269

Интерференция 270

Модели воспроизведения 271 Хранение 272

Взаимодействия кодирования и воспроизведения 273

Организация 273 Контекст 273

Актуальная тема. Многосвязные модели памяти 274

Эмоциональные факторы забывания 274

ИМПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ 278

Память при амнезии 278

Амнезия 278 Навыки и облегчение 278 Различные хранилища памяти 279

Актуальная тема. Амнезия детства 280

Имплицитная память у людей в норме 282

УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ 283

Укрупнение и объем памяти 283 Образы и кодирование 284 Осмышление и кодирование 285 Контекст и воспроизведение 285 Организация 286

Тренируемость воспроизведения 286 Метод ПВЧУК 287

ПРОДУКТИВНАЯ ПАМЯТЬ 289 Простые выводы 289

Актуальная тема. Воспоминания: восстановление из памяти или вымышленные

реконструкции? 291

Стереотипы 291 Схемы 292

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 293

ГЛАВА 9. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 296

ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ 297 Функции понятий 297 Прототипы 298 Иерархии понятий 299 Приобретение понятий 300

Усвоение прототипов и ядер 300

Научение через опыт 300

Актуальная тема. Гипотеза лингвистической относительности 302

Неврологические механизмы приобретения понятий 303

РАССУЖДЕНИЕ 304

Дедуктивное мышление 304

Логические правила 304 Влияния содержания 305 Индуктивное мышление 306

Логические правила 306 Эвристка 306

РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ 308 Уровни языка 308 Единицы и процессы речи 309

Звуки речи 309 Единицы слов 309 Фразовые единицы 310 Влияние контекста на понимание и порождение речи 311

РАЗВИТИЕ РЕЧИ 312

Что приобретается? 312

Фонемы и их сочетания 312 Слова и понятия 313

От элементарных предложений к сложным 313 Процессы научения 314

Подражание и обуславливание 314

Проверка гипотезы 314 Врожденные факторы 315

Богатство врожденного знания 315

Критические периоды 316

Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком ? 317

Актуальная тема. Локализация речи в мозге 318

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ 319

Нервная основа образов 320

Операции над образами 321

Зрительное творчество 322

МЫШЛЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 323 Стратегии решения задач 323 Представление о задаче 324 Эксперты и новички 325 Компьютерное моделирование 326

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 328

ЧАСТЬ V. МОТИВЫ и эмоции

ГЛАВА 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ 334

(Автор — Кент Берридж, Мичиганский университет)

ПОДКРЕПЛЕНИЕ И ПОБУЖДАЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ 336

Актуальная тема. Импринтинг — взаимодействие научения и инстинкта 338 Привыкание к препаратам и подкрепление 339

ГОМЕОСТАЗ И ПОТРЕБНОСТИ 340 Температура и гомеостаз 341 Жажда как гомеостатический процесс 342

ГОЛОД 343

Взаимодействие гомеостаза и побудителей при голоде 344 Физиологические признаки голода 346

Периферические сигналы 346 Интеграция сигналов голода в мозге 347

ТУЧНОСТЬ ИАНОРЕКСИЯ 349

Генетические факторы тучности 350

Изучение близнецов 350

Жировые клетки 351

Диета и точки настройки 351 Переедание и тучность 352

Отказ от сознательных ограничений 352

Эмоциональное возбуждение 352

Реактивность на внешние признаки 353 Диета и регулирование веса 353

Ограничения диеты 353

Программы контроля за весом 354 Анорексия 355

Характеристика 355

Искаженное представление о своем теле 355 Возможные причины 356 Булимия 357

Характеристика 357 Возможные причины 358

РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 359 Предродовые гормоны 359

Гормоны и окружение в сексуальности человека 360

СЕКСУАЛЬНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ 362

Влияние гормонов на желание и возбуждение 363 Нервный контроль 364 Ранний опыт 364

Эксперименты с нечеловекообразными обезьянами 364 Культурные влияния 365

Половая активность в разных культурах 365

Сексуальные перемены в Соединенных Штатах 365 Сексуальные различия 366 Сексуальная ориентация 367

Частота встречаемости разных сексуальных ориентаций 367

Связь с детством 368

Гормоны 369

Гены 370

Подводя общий итог 370 Гетеросексуальность 372

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 372

ГЛАВА 11. ЭМОЦИИ 376

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИИ 377

ВОЗБУДИМОСТЬ И ЭМОЦИИ 378 Физиологические основы 378 Сила эмоций 379 Дифференциация эмоций 380

Актуальная тема. Использование вегетативных реакций в детекторе лжи 382

КОГНИТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИЙ 384 Сила и дифференциация эмоций 384 Параметры оценки 385 Некоторые клинические приложения 387 Эмоция без когнитивной составляющей 387

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ 388

Коммуникация выражений эмоции 388

Мозговая локализация 390

Сила и дифференциация эмоций 391

Гипотеза обратной связи 391 Кровоток и температура мозга 391

ОБЩИЕ РЕАКЦИИ НА СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ 392 Воодушевление и упадок 392

Внимание и научение: зависимость от настроения 393 Влияние настроения на оценку и суждения 393

АГРЕССИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ 394

Агрессия как врожденная потребность 395

Агрессия у других видов 395

Биологическая основа агрессии у других видов 395

Биологические основы агрессии у человека 396 Агрессия как реакция, приобретенная в научении 397

Подражание агрессии 398

Подкрепление агрессии 398 Выражение агресии и катарсис 399

Агрессивные действия 399

Наблюдение насилия 400

БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 402

ЧАСТЬ VI. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 406

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ 407 Что такое хороший тест? 407

Надежность 407 Валидность 408 Оценка интеллектуальных способностей 409

Предыстория 409

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине 410 Шкалы интеллекта по Векслеру 410 Групповые тесты способностей 411 Факторный подход 412 Информационный подход 413 Множественный интеллект 415 Оценка личности 416 Личностные опросники 418 Q-классификация 421 Проективные тесты 421 Тест Роршаха 422 Тест тематической апперцепции 422 Недостатки проективных тестов 423(.....)

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24