|
Р. Аткинсон. Введение в психологиюР. Аткинсон. Год выпуска: 1999 Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ 3 К СТУДЕНТАМ: КАК ЧИТАТЬ УЧЕБНИК 5 ЧАСТЬ I. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДЕЯНИЕ ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИИ 10 ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИИ 11 Мозговые травмы и узнавание лиц 11 Наделение людей личностными качествами 12 Амнезия детства 12 Регулирование веса 13 Выражение агрессии 13 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ 13 Происхождение психологических подходов 14 Современные подходы 15 Биологический подход 15 Бихевиористский подход 15 Когнитивный подход 16 Психоаналитический подход 17 Феноменологический подход 18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ 18 Редукционизм 18 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 20 Выдвижение гипотез 20 Экспериментальный метод 20 Управление переменными 20 Планирование эксперимента 22 Измерения 22 Метод корреляций 23 Естественно возникающие различия 23 Коэффициент корреляции 23 Тесты 25 Причинно-следственные связи 25 Метод наблюдений 25 Непосредственное наблюдение 25 Метод интервью 26 История индивида 26 МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ 26 Когнитивная нейронаука 27 Эволюционная психология 27 □ Актуальная тема. Этика психологического исследования 28 Когнитивная наука 28 □ Актуальная тема. Психологические специальности 30 Культурная психология 30 ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ КНИГИ 32 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 33 ГЛАВА 2. НЕЙРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СВОЙСТВА НЕЙРОНОВ 39 Нейроны и нервы 39 Потенциалы действия 41 Синаптическая передача импульсов 42 Медиаторы и рецепторные молекулы 43 □ Актуальная тема. Молекулярная психология 44 Отделы нервной системы 46 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СТВОЛ И ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 47 Центральный ствол мозга 47 Мозжечок 47 Таламус и гипоталамус 48 Ретикулярная формация 48 Лимбическая система 49 БОЛЬШОЙ МОЗГ 49 Строение большого мозга 49 □ Актуальная тема. Изображения живого мозга 50 Зоны коры мозга 52 Первичная моторная зона 52 Первичная соматосенсорная зона 52 Первичная зрительная зона 52 Первичная слуховая зона 52 Ассоциативные зоны 52 АСИММЕТРИИ МОЗГА 55 Испытуемые с расщепленным мозгом 55 Специализация полушарий 57 □ Актуальная тема. Речь и мозг 58 АВТОНОМНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА 59 ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА 60 ВЛИЯНИЕ ГЕНОВ НА ПОВЕДЕНИЕ 63 Гены и хромосомы 63 Доминантные и рецессивные гены 63 Половая специфичность сцепления генов 65 Исследования генетических основ поведения 65 Селекционное выведение 65 Исследования близнецов 66 Влияние окружения на действие генов 67 ГЛАВА 3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 70 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ВРОЖДЕННЫМ И ПРИОБРЕТЕННЫМ 71 СТАДИИ РАЗВИТИЯ 72 СПОСОБНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО 73 Зрение 74 Слух 74 Вкус и обоняние 75 Научение и память 75 КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 77 Теория стадий Пиаже 77 □ Актуальная тема. Могут ли новорожденные подражать ? 78 Сенсомоторная стадия 78 Предоперационная стадия 79 Моральные суждения 81 Стадии операций 82 Оценка теории Пиаже 84 Постоянство объекта 84 Сохранение 85 Моральные суждения 86 Альтернативы к теории Пиаже 86 Информационный подход 86 Познавательный подход 87 I- Социокультурные подходы 88 ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 88 ^в Темперамент 88 ~ Раннее социальное поведение 90 ~ Привязанность 91 Оценка привязанности 92 Чуткая отзывчивость 93 Темперамент ребенка 93 Привязанность и последующее развитие 94 Половая идентичность и половая роль 95 Теория психоанализа 95 Теория социального научения 96 Когнитивная теория развития 98 Теория половой схемы 101 □ Актуальная тема. Может ли половое просвещение предотвратить детский сексизм ? 102 РАЗВИТИЕ ПОСЛЕ ДЕТСТВА 103 Юность 104 Половое развитие 104 Влияние полового созревания на психику 105 Развитие идентичности 105 Начало взрослости 107 Середина взрослости 107 Пожилые годы 108 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 109 ЧАСТЬ III. СОЗНАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ГЛАВА 4. СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ 114 ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ МОДАЛЬНОСТЕЙ 115 Чувствительность 115 Абсолютный порог 116 Обнаружение изменений интенсивности 116 Сенсорное кодирование 118 От рецепторов к мозгу 118 Кодирование интенсивности и качества 119 ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ 121 Зрение и свет 121 Зрительная система 121 □ Актуальная тема. Процессы принятия решений при обнаружении сигнала 122 Восприятие света 125 Чувствительность и острота зрения 125 Световая адаптация 127 Восприятие цвета 127 Ощущение цвета 127 Смешение цветов 129 Дефекты цветовосприятия 130 Теории цветового зрения 130 СЛУХ 134 Звуковые волны 134 Слуховая система 134 Восприятие интенсивности звука 136 Восприятие высоты звука 137 Высота и частота 137 Теории восприятия высоты звука 138 ДРУГИЕ ОЩУЩЕНИЯ 139 Обоняние 139 Эволюционное значение 139 □ Актуальная тема. Искусственные уши и глаза 140 Система обоняния 142 Ощущение интенсивности и качества 142 Вкус 143 Вкусовая система 143 Ощущение интенсивности и качества 144 Давление и температура 144 Давление 144 Температура 145 Боль 145 Болевая система 145 Внестимульные детерминанты боли 146 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 148 ГЛАВА 5. ВОСПРИЯТИЕ 152 РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В МОЗГЕ 153 Система распознавания и система локализации 153 Составные элементы распознавания 154 ЛОКАЛИЗАЦИЯ 155 Сегрегация объектов 155 Фигура и фон 155 Группировка объектов 156 Восприятие удаленности 157 Признаки глубины 157 Восприятие направления 158 Восприятие движения 159 Стробоскопическое движение 159 Индуцированное движение 159 Реальное движение 160 Движение и восприятие событий 161 РАСПОЗНАВАНИЕ 162 Ранние этапы процесса распознавания 162 Детекторы признаков в коре мозга 162 Поведенческие индикаторы признаков 163 Взаимосвязь признаков 164 Этап сопоставления и многосвязные модели 164 Простые сети 164 Сети с обратной связью 165 Распознавание естественных объектов и обработка по принципу "сверху-вниз" 166 Признаки естественных объектов 167 Обработка по принципу "сверху-вниз" и контекст 167 Процессы типа "сверху-вниз" и недостаточность входного сигнала 169 □ Актуальная тема. Нарушения распознавания 170 ВНИМАНИЕ 170 Избирательное смотрение и слушание 171 Избирательность смотрения 171 Избирательное слушание 172 Ранний и поздний отбор 172 Неврологическая основа внимания 174 КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ 175 Константность яркости и цвета 175 Константность формы и положения 175 Константность величины 176 Зависимость от признаков глубины 176 Иллюзии 177 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ 178 Различение у младенцев 179 Методы изучения младенцев 179 Восприятие форм 180 Восприятие глубины 181 Константность восприятия 181 Выращивание при контролируемой стимуляции 182 Отсутствие стимуляции 182 Ограниченная стимуляция 182 Перцептивно-моторная координация 183 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 184 ГЛАВА 6. СОЗНАНИЕ И ЕГО ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ АСПЕКТЫ СОЗНАНИЯ 189 Сознание 190 Наблюдение 190 Контролирование 190 Предсознательная память 190 Бессознательное 191 ДИССОЦИАЦИЯ 192 Автоматические процессы 192 Болезнь расщепления личности 192 СОН И СНОВИДЕНИЯ 194 Стадии сна 194 Последовательность стадий сна 195 Сравнение БДГ и НБДГ 195 Нарушения сна 197 Бессонница 197 Нарколепсия и апния 197 Сновидения 198 Всем ли снятся сны? 198 Как долго длятся сны? 199 Знает ли человек, когда ему снится сон? 199 Может ли человек контролировать содержание своего сновидения? 199 Содержание сновидений 199 □ Актуальная тема. Консолидация памяти во время сна БДГ 200 Теории сна со сновидениями 200 ПСИХОТРОПНЫЕ ПРЕПАРАТЫ 201 Депрессанты 203 Алкоголь и его действие 203 Употребление алкоголя 204 Опиаты 205 Употребление героина 205 Опиатные рецепторы 206 Стимуляторы 207 Амфетамины 207 Кокаин 208 Галлюциногены (психодизлептики) 209 ЛСД 209 Фенциклидин (ФЦП) 210 Каннабис 210 МЕДИТАЦИЯ 211 Традиционные формы медитации 211 Медитация для расслабления 212 Эффекты медитации 212 ГИПНОЗ 213 Вхождение в гипнотическое состояние 213 Гипнотические внушения 214 Контроль движений 215 Постгипнотическая амнезия 215 Возрастная регрессия 216 Позитивные и негативные галлюцинации 216 ФЕНОМЕН "ПСИ" 216 Экспериментальные данные 217 □ Актуальная тема. Скрытый наблюдатель 218 Споры о доказательствах 218 Проблема повторения 218 Неадекватный контроль 219 Проблема полочных исследований 220 Анекдотические свидетельства 221 Скептицизм вокруг Пси 221 Экстраординарные утверждения 221 Скептицизм психологов 222 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 222 ЧАСТЬ IV. НАУЧЕНИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ ГЛАВА 7. НАУЧЕНИЕ И ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 228 ПОДХОДЫ К НАУЧЕНИЮ 229 КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 230 Эксперименты Павлова 230 Варианты эксперимента 230 Обуславливание у различных видов 231 Некоторые феномены и их применение 232 Обуславливание второго порядка 232 Генерализация и дифференцировка 232 Условный страх 232 Обуславливание и толерантность к наркотикам 233 Предсказуемость и когнитивные факторы 234 Одновременность или предсказуемость? 234 Предсказуемость и эмоции 235 Модели классического обуславливания 236 Биологические ограничения 237 Этологический подход 237 Ограничения в классическом обуславливании 237 НЕРВНАЯ ОСНОВА НАУЧЕНИЯ 238 Структурные изменения 238 Научение у простых организмов 239 ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ 240 Закон эффекта 240 Эксперименты Скиннера 241 Вариации эксперимента 241 Применение к воспитанию детей 241 □ Актуальная тема. Нервная основа привыкания и сенсибилизации 242 Формирование 242 Феномены и их применение 243 Условное подкрепление 244 Генерализация и дифференцировка 244 Режимы подкрепления 244 Обуславливание неприятными стимулами 246 Наказание 247 Избегание и предотвращение 247 Контроль и когнитивные факторы 248 Одновременность или контроль? 248 Научение зависимости 249 Биологические отграничения 249 КОМПЛЕКСНОЕ НАУЧЕНИЕ 250 Когнитивные карты и абстрактные понятия 250 Инсайт в научении 251 Предубеждения 252 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 254 ГЛАВА 8. ПАМЯТЬ 258 ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПАМЯТИ И ИХ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 259 Три стадии памяти 259 Психологическое различие 259 Биологические основания 259 Кратковременная и долговременная память 260 Психологическое различие 260 Биологическое различие 260 Различные виды памяти для разных видов информации 261 КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ 261 Кодирование 261 Акустическое кодирование 261 Зрительное кодирование 262 Две системы кратковременной памяти 262 Хранение 263 Ограниченность объема 263 Укрупнение 264 Забывание 264 Воспроизведение 265 Кратковременная память как рабочая память 266 Перенос из кратковременной памяти в долговременную 267 ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ 268 Кодирование 268 Кодирование значения 268 Добавление смысловых связей 268 Воспроизведение 269 Данные о неудачных воспроизведениях 269 Интерференция 270 Модели воспроизведения 271 Хранение 272 Взаимодействия кодирования и воспроизведения 273 Организация 273 Контекст 273 □ Актуальная тема. Многосвязные модели памяти 274 Эмоциональные факторы забывания 274 ИМПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ 278 Память при амнезии 278 Амнезия 278 Навыки и облегчение 278 Различные хранилища памяти 279 □ Актуальная тема. Амнезия детства 280 Имплицитная память у людей в норме 282 УЛУЧШЕНИЕ ПАМЯТИ 283 Укрупнение и объем памяти 283 Образы и кодирование 284 Осмышление и кодирование 285 Контекст и воспроизведение 285 Организация 286 Тренируемость воспроизведения 286 Метод ПВЧУК 287 ПРОДУКТИВНАЯ ПАМЯТЬ 289 Простые выводы 289 □ Актуальная тема. Воспоминания: восстановление из памяти или вымышленные реконструкции? 291 Стереотипы 291 Схемы 292 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 293 ГЛАВА 9. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ 296 ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИЗАЦИЯ 297 Функции понятий 297 Прототипы 298 Иерархии понятий 299 Приобретение понятий 300 Усвоение прототипов и ядер 300 Научение через опыт 300 □ Актуальная тема. Гипотеза лингвистической относительности 302 Неврологические механизмы приобретения понятий 303 РАССУЖДЕНИЕ 304 Дедуктивное мышление 304 Логические правила 304 Влияния содержания 305 Индуктивное мышление 306 Логические правила 306 Эвристка 306 РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ 308 Уровни языка 308 Единицы и процессы речи 309 Звуки речи 309 Единицы слов 309 Фразовые единицы 310 Влияние контекста на понимание и порождение речи 311 РАЗВИТИЕ РЕЧИ 312 Что приобретается? 312 Фонемы и их сочетания 312 Слова и понятия 313 От элементарных предложений к сложным 313 Процессы научения 314 Подражание и обуславливание 314 Проверка гипотезы 314 Врожденные факторы 315 Богатство врожденного знания 315 Критические периоды 316 Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком ? 317 □ Актуальная тема. Локализация речи в мозге 318 ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ 319 Нервная основа образов 320 Операции над образами 321 Зрительное творчество 322 МЫШЛЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 323 Стратегии решения задач 323 Представление о задаче 324 Эксперты и новички 325 Компьютерное моделирование 326 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 328 ЧАСТЬ V. МОТИВЫ и эмоции ГЛАВА 10. ОРГАНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ 334 (Автор — Кент Берридж, Мичиганский университет) ПОДКРЕПЛЕНИЕ И ПОБУЖДАЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ 336 □ Актуальная тема. Импринтинг — взаимодействие научения и инстинкта 338 Привыкание к препаратам и подкрепление 339 ГОМЕОСТАЗ И ПОТРЕБНОСТИ 340 Температура и гомеостаз 341 Жажда как гомеостатический процесс 342 ГОЛОД 343 Взаимодействие гомеостаза и побудителей при голоде 344 Физиологические признаки голода 346 Периферические сигналы 346 Интеграция сигналов голода в мозге 347 ТУЧНОСТЬ ИАНОРЕКСИЯ 349 Генетические факторы тучности 350 Изучение близнецов 350 Жировые клетки 351 Диета и точки настройки 351 Переедание и тучность 352 Отказ от сознательных ограничений 352 Эмоциональное возбуждение 352 Реактивность на внешние признаки 353 Диета и регулирование веса 353 Ограничения диеты 353 Программы контроля за весом 354 Анорексия 355 Характеристика 355 Искаженное представление о своем теле 355 Возможные причины 356 Булимия 357 Характеристика 357 Возможные причины 358 РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ 359 Предродовые гормоны 359 Гормоны и окружение в сексуальности человека 360 СЕКСУАЛЬНОСТЬ У ВЗРОСЛЫХ 362 Влияние гормонов на желание и возбуждение 363 Нервный контроль 364 Ранний опыт 364 Эксперименты с нечеловекообразными обезьянами 364 Культурные влияния 365 Половая активность в разных культурах 365 Сексуальные перемены в Соединенных Штатах 365 Сексуальные различия 366 Сексуальная ориентация 367 Частота встречаемости разных сексуальных ориентаций 367 Связь с детством 368 Гормоны 369 Гены 370 Подводя общий итог 370 Гетеросексуальность 372 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 372 ГЛАВА 11. ЭМОЦИИ 376 СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИИ 377 ВОЗБУДИМОСТЬ И ЭМОЦИИ 378 Физиологические основы 378 Сила эмоций 379 Дифференциация эмоций 380 □ Актуальная тема. Использование вегетативных реакций в детекторе лжи 382 КОГНИТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭМОЦИЙ 384 Сила и дифференциация эмоций 384 Параметры оценки 385 Некоторые клинические приложения 387 Эмоция без когнитивной составляющей 387 ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ 388 Коммуникация выражений эмоции 388 Мозговая локализация 390 Сила и дифференциация эмоций 391 Гипотеза обратной связи 391 Кровоток и температура мозга 391 ОБЩИЕ РЕАКЦИИ НА СВОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ 392 Воодушевление и упадок 392 Внимание и научение: зависимость от настроения 393 Влияние настроения на оценку и суждения 393 АГРЕССИЯ КАК ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ 394 Агрессия как врожденная потребность 395 Агрессия у других видов 395 Биологическая основа агрессии у других видов 395 Биологические основы агрессии у человека 396 Агрессия как реакция, приобретенная в научении 397 Подражание агрессии 398 Подкрепление агрессии 398 Выражение агресии и катарсис 399 Агрессивные действия 399 Наблюдение насилия 400 БИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 402 ЧАСТЬ VI. ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ 406 ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ 407 Что такое хороший тест? 407 Надежность 407 Валидность 408 Оценка интеллектуальных способностей 409 Предыстория 409 Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине 410 Шкалы интеллекта по Векслеру 410 Групповые тесты способностей 411 Факторный подход 412 Информационный подход 413 Множественный интеллект 415 Оценка личности 416 Личностные опросники 418 Q-классификация 421 Проективные тесты 421 Тест Роршаха 422 Тест тематической апперцепции 422 Недостатки проективных тестов 423(.....) |
Loading
|