|
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельностиИванова Е.М. Год: 2006 Введение — Кто ты? — Кормщик корабля. — Где корабль твой? — Вся Земля. — Верный руль твой? — В сердце, здесь. — Сине море? — Разум весь. — Весь? Добро и рядом Зло? — Сильно каждое весло. — Пристань? — Сон. — Маяк? — Мечта. — Достиженье? — Полнота.,. К. Бальмонт «Кормщик» Что обусловливает успешность человека в профессиональной деятельности? Какими средствами она достигается? Почему в равных условиях одни люди оказываются успешными, а другие нет? Почему возникают конфликты в профессиональной среде? От чего зависит эффективность исполняемой человеком деятельности? Все эти вопросы непосредственно относятся к области психологической науки, занимающейся сферой профессионального труда, центральной задачей которой является обеспечение взаимосоответствия человека и профессии. В реальности согласованное взаимодействие человека и профессии, раскрывающееся в профессиональной деятельности, наступает не сразу и не всегда. Это, с одной стороны, связано с тем, что организацию, проектирование, планирование, стимулирование, обеспечение (техническое, материальное, правовое) и управление трудовой деятельностью человека осуществляют специалисты из различных областей знания и практики (технических, экономических, социологических, правовых и других). В каждой из этих областей существуют свои специфические задачи, свои законы работы, нормы и правила, которые в большинстве случаев не согласуются с природой, особенностями и возможностями человека. С другой стороны, сам человек не всегда готов к избранной им же профессиональной деятельности. Его представления о профессии и своей роли в организации, представления о целях деятельности и своих возможностях рассогласуются с той реальностью, в которую он попадает. В результате могут происходить деформации личности или профессиональные деформации. В связи с этим очень важно знать уровень психологической готовности человека к преодолению профессиональных кризисов, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Также важно уметь определять его индивидные и личностные возможности и разрабатывать (в случае необходимости) рекомендации для преодоления неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на исполнение профессиональной деятельности, и на функциональное состояние человека. В этом и заключается основная сущность психологии профессиональной деятельности. Для того чтобы психолог мог помочь человеку в таких случаях, прежде всего ему необходимо изучить и проанализировать конкретную профессию. Только сопоставление объективной (нормативной) реальности профессии (характеристик предмета, задач, средств и условий) с мо-тивационно-эмоциональными, когнитивными и операторными особенностями поведения человека, при исполнении деятельности, позволят выявить причины его неуспешности в работе или стратегии преодоления трудностей. Изучение профессии также позволяет составить психологический прогноз критических моментов в экстремальных профессиях и кризисных ситуациях, который может своевременно обеспечить психологическую помощь в их преодолении. Знание о «мире профессии» и его разнообразии с точки зрения психологических особенностей значимо и для выбирающих профессию, и сменяющих ее. Наряду с этим современное развитие научно-технического прогресса, необозримо разнообразное расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотношений в обществе и т.п. с еще большей остротой активизировало интерес к проблемам психологического изучения профессиональной деятельности. Произошло осознание сложности достижения успешного подбора кадров, обучения, управления людьми, осуществляющими какую-либо профессиональную деятельность, и понимание того, что требуется научно-обоснованная система знаний для обеспечения экономически эффективной и безопасной организации и управления этой деятельностью. Сложность решения данных проблем, с одной стороны, состоит в том, что в настоящее время не только существует трудно обозримый «мир» профессий, но и происходят очень быстрые и комплексные инновации в этой области. С другой стороны, в связи с инновациями профессионального труда, да и вообще с ранее уже известными проблемами человека, возникающими в связи с его профессиональной деятельностью, не менее остро стоит вопрос о психологическом обеспечении профессионально-консультационных служб, служб занятости, кадровых служб различных организаций (обучение, отбор, подбор, аттестация, выдвижение резерва кадров), служб безопасности труда и др. Для психолога, работающего в данной области, наиболее сложным является ориентация в разнообразном, трудно обозримом «мире профессий», так как каждая профессия имеет свою специфику, выраженную в задаче, предмете, средствах и условиях ее исполнения. Без знания и понимания того, какие требования профессия предъявляет к человеку как к личности, какие психологические процессы должны активизироваться у него в той или иной профессиональной деятельности, какова напряженность и сложность работы, психолог не сможет грамотно выполнять свои профессиональные задачи. Многоаспектность научных (теоретических, методических) и эмпирических знаний в сочетании с разнообразием задач, которые должен решать психолог, и определили необходимость в обеспечении студентов ориентировочной основой их будущей деятельности, т.е. технологией построения психологического изучения человека в профессиональной деятельности. Учебное пособие ориентирует студента в теоретическом материале, раскрывающем сущность познания, изучения и понимания психологии профессиональной деятельности в разные периоды времени и с различных научных позиций через осмысление взаимосвязи человека и профессии. Раскрывает пути и способы разработки оригинального методического инструментария, необходимого для работы психолога в различных сферах профессионального труда. А также обогащено множеством примеров психологического изучения различных видов профессиональных деятельностей, иллюстрирующих успешность решения научно-методических, практических и формирующих задач. В то же время данное учебное пособие обеспечивает психологов технологией организации и проведения психологического изучения профессиональной деятельности на основе системно-деятельностного подхода к изучению человека как субъекта труда. В целом, учебное пособие обеспечивает организацию самостоятельной творческой работы студентов и формирует у них готовность к профессиональной деятельности. Содержание Введение.......................................................................................................3 Глава I Теоретико-эмпирические предпосылки психологического изучения профессиональной деятельности.............................................................7 1.1. История развития принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности............................7 1.2. Человек и профессия..................................................................21 1.3. Профессиональная деятельность как объект психологического изучения.....................................................36 Глава II Методологические и теоретические основы психологического изучения профессиональной деятельности.........................................44 2.1. Предпосылки формирования системного подхода к познанию профессиональной деятельности.....................44 2.2. Развитие принципов системно-деятельностного подхода к психологическому изучению профессиональной деятельности................................................................................49 2.3. Субъектно-деятельностный подход— основа психологического изучения профессиональной деятельности человека...............................................................59 Глава III Системно-деятельностный подход к психологическому изучению профессиональной деятельности...........................................................74 3.1. Принципы изучения профессиональной деятельности как системного объекта.............................................................74 3.2. Правила организации системного изучения профессиональной деятельности............................................81 Глава IV Психотехнологня изучения профессиональной деятельности.......85 4.1. Динамика развития психотехнологий профессиографирования........................................................,85 4.2. Ориентировочная схема системного субъектно-деятельностного профессиографирования...........................92 4.3. Ориентировочная схема применения методов при профессиографироваиии..................................................99 4.4. Дифференцированное профессиографирование — стратегия психологического изучения профессиональной деятельности ..............................................................................120 Глава V Психологическое изучение профессиональной деятельности в производственных целях...................................................................127 5.1. Ориентировочно-диагностическое профессиографирование.........................................................127 5.2. Конструктивное профессиографирование.........................134 5.3. Прогностическое профессиографирование........................140 5.4. Диагностическое профессиографирование........................150 Глава VI Дифференцированное методическое профессиографирование.......196 6.1. Разработка метода системного анализа психологической операторной структуры профессиональной деятельности ..............................................................................197 6.2. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной психодиагностики деятельности разработчика радиоэлектронной аппаратуры................................................................................205 6.3. Разработка методик для сравнительного изучения профессионально важных качеств субъекта труда в условиях внедрения новой техники..................................213 Глава VII Дифференцированное профориентаций н ное профессиографирование.........................................................................231 7.1. Психологические проблемы профориентации..................231 7.2. Дифференцированное профессиографирование — методическая основа процесса профориентации.............238 7.3. Информационное профессиографирование......................243 7.4. Информационно-консультационное профессиографирование.........................................................274 7.5. Консультационно-диагностическое профессиографирование.........................................................310 Глава VU1 Психологическое изучение профессиональной деятельности как средство формирования ориентировочного образа профессионала.........................................................................................329 8.1. Формирующее профессиографирование............................329 8.2. Формирование образа объекта труда.................................333 8.3. Формирование образа субъекта труда...............................336 8.4. Построение ориентировочного образа профессионала.....344 Заключение........................................................................................357 Литература.......................................................................................359 |
Loading
|