|
Пахальян В. Э. Групповой психологический тренингПахальян В. Э. Год: 2006 Оглавление: От автора................................................................................................................................5 Глава 1. Теоретические основания организации и проведения группового тренинга.................................................................7 Группа как объект и предмет психологической теории и практики...............8 Сущность группового психологического тренинга............................................10 Групповая терапия, коррекция, обучение и групповой тренинг: пх общность и различия........................................................................................15 Цели, предмет и задачи группового тренинга.......................................................17 Многообразие видов группового тренинга............................................................24 Литература для самостоятельного чтения.............................................................27 Вопросы и задания...........................................................................................................28 Глава 2. Методические проблемы группового тренинга ........................29 Основные методы группового тренинга..................................................................30 Место и роль психогимнастики в групповом психологическом тренинге.......................................................................................................................33 Функции игры в психологическом трмгипге........................................................34 Правила и принципы......................................................................................................40 Литература для самостоятельного чтения.............................................................46 Вопросы и задания...........................................................................................................47 Глава 3. Процедурно-организационные аспекты группового тренинга ... 48 Подготовка к тренингу...................................................................................................49 Формы пространственной организации тренинга..............................................50 Организационные условия проведения группового психологического тренинга.......................................................................................................................51 Материально-техническое оснащение.....................................................................52 Требования к группе.......................................................................................................53 Литература для самостоятельного чтения.............................................................56 Вопросы я задания...........................................................................................................56 Глава 4. Программа и структура группового психологического тренинга................................................................................57 Работа над программой (сценарием) тренинга....................................................58 Оформление программы психологического тренинга.......................................62 Тренинг ассертивности.......................................................................................63 Тренинг ассертивности.......................................................................................64 Тематический план тренинга «Планирование успешной карьеры»........................................................................................................65 Основное содержание тренинга уверенности в себе...............................66 Структура тренингового занятия..............................................................................69 Литература для самостоятельного чтения.............................................................74 Вопросы и задания...........................................................................................................74 Глава 5. Процесс группового тренинга.................................................75 Групповая динамика.......................................................................................................76 Критерии оценки тренинга и его эффективности...............................................88 Умения, приобретаемые в группе..............................................................................94 Литература для самостоятельного чтения.............................................................95 Вопросы и задания...........................................................................................................96 Глава 6. Тренер и группа.....................................................................97 Требования к тренеру. Проблемы подготовки и аттестации специалистов-тренеров..........................................................................................98 Этические проблемы в контексте группового тренинга.................................105 Литература для самостоятельного чтения...........................................................109 Вопросы и задания.........................................................................................................110 Литература........................................................................................ill Приложения......................................................................................115 Приложение 1. Методы работы тренера............................................................116 Приложение 2. Планирование тренинга с шестиклассниками.................124 Приложение 3. Нестандартные и кризисные ситуации в тренинге.........129 Приложение 4. Групповая сплоченность и напряжение..............................144 Приложение 5. Стадии развития группы..........................................................147 Приложение 6. Группы со спонтанной и управляемой динамикой.........154 Приложение 7. Примеры структуры тренингового занятия......................183 Приложение 8. Логика построения группового процесса...........................190 Приложение 9. Оценка эффективности тренинга..........................................199 Приложение 10. Требования к ведущему............................................................205 Приложение 11. Зачетное задание по курсу «Групповой тренинг: основы организации и проведения».....................................224 От автора Несмотря на популярность и достаточную распространенность группового тренинга в практике работы психолога, к настоящему времени в России сложилась несколько необычная ситуация: 1) в требованиях к уровню подготовки специалиста Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по основной психологической специальности (020400 «Психология») нет не единого слова о владении методами групповой работы, и в образовательной программе отсутствует учебная дисциплина, освоение которой позволяло бы дать полное и глубокое представление об этом способе психологической практики. В то же время, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 031000 «Педагогика и психология», в разделе «Квалификационная характеристика выпускника» обозначено, что специалист должен знать основы социально-психологического тренинга общения, а в разделе «Дисциплины предметной подготовки» наличествует учебный предмет «Методы активного социально-психологического обучения», в рамках которого будущий специалист может получить необходимую подготовку; 2) приступая к освоению учебной дисциплины, посвященной активным методам работы, в частности групповому психологическому тренингу, студент сталкивается с ситуацией, в которой, с одной стороны, есть много разнообразной литературы, в названии которой присутствует слово «тренинг», а с другой — с фактическим отсутствием изданий, предназначенных для обучения будущих профессионалов этому виду работы. Подчеркиваю, что здесь речь идет только о специальном жанре — «учебник» и «учебное пособие». Из почти сотни русскоязычных изданий, представленных в списке литературы к данной книге, к такому жанру можно с трудом отнести лишь несколько книг и отдельных публикаций. Фактически все вышеописанное и стало той основной причиной, которая побудила меня приступить к написанию данного пособия, так как я столкнулся с острой необходимостью методического обеспечения учебной дисциплины, которую мне пришлось вести в ряде вузов России. Представленный в этой книге текст в основном составлен из материалов, которые я включал в лекции для студентов факультетов психологии, перед тем как они приступали к освоению конкретных навыков и умений на практических занятиях. В приложения здесь вынесено то, что я условно обозначил бы как «мини-хрестоматия». Это тексты из наиболее интересных, с моей точки зрения, публикаций, большая часть из которых труднодоступна той части потенциальных читателей, которая живет вне крупных городов и культурных центров, в населенных пунктах, где нет специализированных библиотек, там, где в книжных магазинах явно преобладает не учебная и не профессиональная литература. Надеюсь, что тот обзор, который дан в этой книге по основным проблемам теории и практики группового тренинга, те материалы, в которых отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, поможет как студентам, так и начинающим специалистам эффективно справиться с поставленными перед ними целями и задачами. |
Loading
|