|
Сборник занимательных игр и упражнений для развития речи учащихся начальных классов на уроках обученОт составителя Данное методическое пособие составлено для занятий с учащимися начальных классов, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. В пособии раскрывается система работы педагогов, которая направлена на формирование правильного произношения, развитие фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, грамматического строя речи и обогащение словарного запаса учащихся. Структура предлагаемых занятий учитывает принцип систематичности и последовательности. Объём занятий рассчитан на 34 учебных недели, каждая из которых посвящена одной теме. Занятия проводятся по следующему плану: I. Подготовительная часть 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика. 3. Психогимнастика. 4. Сообщение темы занятия. 5. Уточнение артикуляции звуков, их характеристика. II.Основная часть. 1. Упражнения в дифференциации звуков. а) в слогах; б) в словах; в) в предложениях, связных текстах, стихотворениях и т. д.; III. Заключительная часть. Причём в течение одной недели содержание подготовительной части занятия остаётся неизменным, а основной части ежедневно меняется и включает в себя разнообраз-ный дидактический материал (словесные, подвижные игры, песни, стихи, скороговорки, пословицы, чистоговорки, кроссворды, загадки, творческие задания). В за-ключительной части педагог подводит итог занятия. Пособие будет интересно не только учителям начальных классов, но и учителям-логопедам, воспитателям ГПД, педагогам ДОУ, а также родителям дошкольников и младших школьников. СОДЕРЖАНИЕ Гласные и согласные звуки……………………………………………………………….3 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков [п] – [п’], [б] – [б’]…………………………………………………………………………………….5 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков: [т] – [т’], [д] – [д’]………………………………………………………………………………….....7 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков: [к] – [к’], [г] – [г’] …………………………………………………………………………………..10 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[ф] – [ф’], [в] – [в’]…………………………………………………………………………………...12 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[н] – [н’], [м] – [м’] ………………………………………………………………………………….16 Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[с] – [с’], [з] – [з’]…………………………………………………………………………………...18 Твёрдые и мягкие согласные …………………………………………………………...23 Правильное произношение звука [ j ] ………………………………………………….23 Правильное произношение шипящего согласного [ж]………………………………..27 Правильное произношение шипящего согласного [ш]………………………………..30 Правильное произношение шипящего согласного [ч] ………………………………..32 Правильное произношение шипящего согласного [щ] ……………………………….34 Правильное произношение звука [ц] …………………………………………………..37 Дифференциация звуков [ш] – [с] ……………………………………………………...40 Дифференциация звуков [з] – [ж] ……………………………………………………...42 Свистящие и шипящие согласные ……………………………………………………..44 Дифференциация звуков [ч] – [т’] ……………………………………………………..44 Дифференциация звуков [ч] – [ц] ………………………………………………………47 Дифференциация звуков [щ] – [ч] ……………………………………………………...49 Дифференциация звуков [ч] – [с’]……………………………………………………....51 Дифференциация звуков [ц] – [с] ………………………………………………………53 Дифференциация звуков [щ] – [с’] …………………………………………………….55 Дифференциация звуков [р] – [л] ………………………………………………………57 Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [б]-[п] ……………………….59 Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [д]-[т] ……………………….61
Дифференциация звонких и глухих согласных
звуков [в]-[ф] ………………………64 Литература ………………………………………………………………………………75 Неделя 1 Тема. Гласные и согласные звуки. Цель. Закрепление навыка различения гласных и согласных звуков. Развитие фоне-матического слуха, внимания, памяти.
Ход занятий I.Подготовительная часть.
Артикуляционная гимнастика.* (Смотри "Приложение 1”). 1. Упражнение для дыхания: "Надуй шарик”. 2. Упражнения для щёк, губ: "Воздушный футбол”, "Акула”, "Замок”, "Улыбочка”, "Бублик”. 3. Упражнения для языка: чередование "Иголочка” – "Лопатка”, "Грибок” – "Ча-шечка”.
Психогимнастика. В. – Посмотрите на эти лица (детям показывают пиктограммы). (См. «Приложе-ние2»). – Какие они разные! Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорчённый, печаль- ный, сердитый. В. – Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огор-чённого Ивана – царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
Сообщение темы занятия. В. – Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. II. Основная часть. Пн** Воспитатель читает детям грамматическую сказку о звуках. В. – Жили – были в одной волшебной стране Звуки. Никто их не видел, так как звуки мы произносим и слышим. Шесть звуков были певцами: [а], [у], [ы], [и], [о], [э]. За певучесть и голосистость прозвали их… Д. – Гласными! В. – Остальные звуки тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Но они умели стучать (т-т-т), пыхтеть строго (п-п-п) и нежно (пь-пь-пь), звенеть (з-з-з и зь-зь-зь), шипеть (ш-ш-ш), жужжать (ж-ж-ж), рычать (р-р-р и рь-рь-рь)…Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили рядом с ними стоять. И называ-лись они… Д. – Согласными! В. – Верно. Звуки и теперь живут вместе, распевают колыбельные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого необходимо их узнавать, правильно произ-носить. _______________________________________________________________________________________ * - здесь и далее артикуляционная гимнастика проводится с зеркалами ** - здесь и далее дни недели указаны в сокращении (пн, вт, ср, чт, пт) Фонетическая зарядка.
В. – Итак, гласные звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Дети поют: аоуыэи, оуаыэи, уоаыиэо, иоаыу. Игра «Узнай звук по его артикуляции». Воспитатель произносит гласный звук «про себя», без голоса. Дети, угадывая его, произносят вслух.
Вт. В. – Как отличить гласный звук от согласного? Д. – Гласный звук при произношении не встречает преград, произносится только с голосом.
В. – Прочитайте слова, написанные на доске. (свёкла, морковь, лук, репа, капуста, тыква, картофель, помидор, огурец). В. – Чем эти слова похожи? Д. – Они называют овощи. В. – Назовите из всех этих слов сначала все гласные, потом согласные. Дети выполняют задание. Ср. Выучить стихотворение В. Берестова: Чт. Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать. В тёмном лесу звать и аукать, И в колыбели Алёнку баюкать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны шелестеть, Шипеть, скрипеть, Даже фыркать и шуметь, Но не хочется им петь. Пт. Чтение грамматической сказки А. Шибаева В с е г д а в м е с т е Однажды не поладили звуки – гласные и согласные – и разошлись в разные сто-роны . Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!.. Кашлянули:
Чихнули:
Хмыкнули:
Зачем-то позвали кошку:
И заскучали… Вдруг:
Показалось им, что-то где-то рыдает… Прислушались.
Они плакали как малые дети : - Уа! Уа! Аукались: – Ау! Ау!.. И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье): – БДМ ВСГД ВМСТ! И услышали радостное, но тоже непонятное: – У – Е – Е – А – Е – Е! Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали: – БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ! И с тех пор никогда больше не разлучались.
III. Заключительная часть. Неделя 2 Тема. Правильное, чёткое произношение и различие твёрдых и мягких звуков: [п] – [п’], [б] – [б’]. Цель. Закрепление правильного произношения звуков, навыка различения мягких и твёрдых согласных. Формирование фонематических процессов, грамматического строя речи. Развитие памяти.
Ход занятий I. Подготовительная часть.
Артикуляционная гимнастика. 1. Пропеть гласные на одном дыхании: аоуыэи, оуаыэи, уоаыиэоя, иоаеыюяу. 2. Упражнение для губ: "Улыбочка”, "Заборчик”, "Хоботок”, "Замок”. 3. Упражнение для языка: "Иголочка” – "Лопатка”, "Гармошка”.
Фонетическая зарядка. – Как пыхтит каша? (П – п – п – п…) – Как пищат птенцы? (Пи – пи – пи!) – Как блеет баран ? (Бе – е…)
Уточнение артиуляции звуков. Губы плотно сомкнуты. Язык свободно лежит в полости рта. Воздух с силой проры-вает плотно сомкнутые губы. Губы "стреляют”.
Характеристика звуков [п] – согласный –[п’] [б] – согласный –[б’] | \ - глухой - / | | \ - звонкий - / | | | | | твёрдый мягкий твёрдый мягкий
5
II. Основная часть.
Чтение слоговых рядов. (Хором, по цепочке). Пн. па – пя ба – бя ап – оп – уп – ип Пт. по – пё бо – бё апь – опь – упь – ипь пу – пю бу – бю аб – об – уб – иб пы – пи бы – би абь – обь – убь – ибь
Вт. па – по – пу – пи пи – пу – по – пё ба – бо – бу – би би – бу – по – бё по – пё – пу – пю пю – пу – пё – па ба – бё – бу – бю бю – бу – бё – ба па – пя – пы – пи пи – пы – пя – па ба – бя – бы – би би – бы – бя - ба па – по – пу – пю пю – пу – по - пи ба – бо – бу – бю бю – бу – бо - би
Ср. па – па – по па – по - по Пт. ба – ба – бо ба – бо – бо пы – пы – пи пы – пи – пи бы – бы – би бы – би – би
Чт. па – ба – пу – бу аб – ап апь – абь по – бо – пё – бё уп – уб обь – опь пу – бу – пю – бю об – оп упь – убь пы – бы – пю – бю ип – иб ибь – ипь
Произношение звуков в словах. Пн. Придумывание чистоговорок – небылиц. Сочинение стихов. Во дворе стоит… (петух). С тополей слетает… (пух). Ела Любочка… (печенье). Вот и всё… (стихотворенье). Закрой калитку на... (запор). Не лезь больше на… (забор). Так сказала бабушка Полина, Собирая в кузовок… (малину). |
Loading
|