Центральный Дом Знаний - Сборник занимательных игр и упражнений для развития речи учащихся начальных классов на уроках обучен

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Сборник занимательных игр и упражнений для развития речи учащихся начальных классов на уроках обучен

       От составителя

Данное методическое пособие составлено для занятий с учащимися начальных

классов, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи.

В пособии раскрывается система работы педагогов, которая направлена на формирование правильного произношения, развитие фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, грамматического строя речи и обогащение словарного запаса учащихся.

Структура предлагаемых занятий учитывает принцип систематичности и последовательности. Объём занятий рассчитан на 34 учебных недели, каждая из которых посвящена одной теме.

Занятия проводятся по следующему плану:

I. Подготовительная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика.

3. Психогимнастика.

4. Сообщение темы занятия.

5. Уточнение артикуляции звуков, их характеристика.

II.Основная часть.

1. Упражнения в дифференциации звуков.

а) в слогах;

б) в словах;

в) в предложениях, связных текстах, стихотворениях и т. д.;

III. Заключительная часть.

Причём в течение одной недели содержание подготовительной части занятия остаётся неизменным, а основной части ежедневно меняется и включает в себя разнообраз-ный дидактический материал (словесные, подвижные игры, песни, стихи, скороговорки, пословицы, чистоговорки, кроссворды, загадки, творческие задания). В за-ключительной части педагог подводит итог занятия.

Пособие будет интересно не только учителям начальных классов, но и учителям-логопедам, воспитателям ГПД, педагогам ДОУ, а также родителям дошкольников и младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ

Гласные и согласные звуки……………………………………………………………….3

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков [п] – [п’], [б] – [б’]…………………………………………………………………………………….5

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков: [т] – [т’], [д] – [д’]………………………………………………………………………………….....7

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков: [к] – [к’], [г] – [г’] …………………………………………………………………………………..10

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[ф] – [ф’], [в] – [в’]…………………………………………………………………………………...12

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[н] – [н’], [м] – [м’] ………………………………………………………………………………….16

Правильное, чёткое произношение и различение твёрдых и мягких звуков:[с] – [с’], [з] – [з’]…………………………………………………………………………………...18

Твёрдые и мягкие согласные …………………………………………………………...23

Правильное произношение звука [ j ] ………………………………………………….23

Правильное произношение шипящего согласного [ж]………………………………..27

Правильное произношение шипящего согласного [ш]………………………………..30

Правильное произношение шипящего согласного [ч] ………………………………..32

Правильное произношение шипящего согласного [щ] ……………………………….34

Правильное произношение звука [ц] …………………………………………………..37

Дифференциация звуков [ш] – [с] ……………………………………………………...40

Дифференциация звуков [з] – [ж] ……………………………………………………...42

Свистящие и шипящие согласные ……………………………………………………..44

Дифференциация звуков [ч] – [т’] ……………………………………………………..44

Дифференциация звуков [ч] – [ц] ………………………………………………………47

Дифференциация звуков [щ] – [ч] ……………………………………………………...49

Дифференциация звуков [ч] – [с’]……………………………………………………....51

Дифференциация звуков [ц] – [с] ………………………………………………………53

Дифференциация звуков [щ] – [с’] …………………………………………………….55

Дифференциация звуков [р] – [л] ………………………………………………………57

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [б]-[п] ……………………….59

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [д]-[т] ……………………….61

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [в]-[ф] ………………………64
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [г]-[к] ……………………….65
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [з]-[с] ……………………….69
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков [ж]-[ш] ……………………...71
Дифференциация звонких и глухих согласных звуков ………………………………74

Литература ………………………………………………………………………………75

Неделя 1

Тема. Гласные и согласные звуки.

Цель. Закрепление навыка различения гласных и согласных звуков. Развитие фоне-матического слуха, внимания, памяти.


Ход занятий

I.Подготовительная часть.


Артикуляционная гимнастика.* (Смотри "Приложение 1”).

1. Упражнение для дыхания: "Надуй шарик”.

2. Упражнения для щёк, губ: "Воздушный футбол”, "Акула”, "Замок”, "Улыбочка”, "Бублик”.

3. Упражнения для языка: чередование "Иголочка” – "Лопатка”, "Грибок” – "Ча-шечка”.


Психогимнастика.

В. – Посмотрите на эти лица (детям показывают пиктограммы). (См. «Приложе-ние2»).

– Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорчённый, печаль- ный, сердитый.

В. – Изобразите злую Бабу Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огор-чённого Ивана – царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

Сообщение темы занятия.

В. – Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

II. Основная часть.

Пн** Воспитатель читает детям грамматическую сказку о звуках.

В. – Жили – были в одной волшебной стране Звуки. Никто их не видел, так как звуки мы произносим и слышим. Шесть звуков были певцами: [а], [у], [ы], [и], [о], [э]. За певучесть и голосистость прозвали их…

Д. – Гласными!

В. – Остальные звуки тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Но они умели стучать (т-т-т), пыхтеть строго (п-п-п) и нежно (пь-пь-пь), звенеть (з-з-з и

зь-зь-зь), шипеть (ш-ш-ш), жужжать (ж-ж-ж), рычать (р-р-р и рь-рь-рь)…Они очень

дружили, во всём соглашались с гласными, любили рядом с ними стоять. И называ-лись они…

Д. – Согласными!

В. – Верно. Звуки и теперь живут вместе, распевают колыбельные песни. Вы тоже

можете петь вместе с ними, но для этого необходимо их узнавать, правильно произ-носить.

_______________________________________________________________________________________

* - здесь и далее артикуляционная гимнастика проводится с зеркалами

** - здесь и далее дни недели указаны в сокращении (пн, вт, ср, чт, пт)

Фонетическая зарядка.


В. – Итак, гласные звуки любят петь. Споём их на одном дыхании.

Дети поют: аоуыэи, оуаыэи, уоаыиэо, иоаыу.

Игра «Узнай звук по его артикуляции».

Воспитатель произносит гласный звук «про себя», без голоса. Дети, угадывая его,

произносят вслух.


Вт. В. – Как отличить гласный звук от согласного?

Д. – Гласный звук при произношении не встречает преград, произносится только с голосом.

  • Согласный звук при произношении встречает преграду: губы, зубы, язык. Произ-носится с шумом.

В. – Прочитайте слова, написанные на доске. (свёкла, морковь, лук, репа, капуста, тыква, картофель, помидор, огурец).

В. – Чем эти слова похожи?

Д. – Они называют овощи.

В. – Назовите из всех этих слов сначала все гласные, потом согласные.

Дети выполняют задание.

Ср. Выучить стихотворение В. Берестова:

Чт. Гласные тянутся в песенке звонкой.

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбели Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны шелестеть,

Шипеть, скрипеть,

Даже фыркать и шуметь,

Но не хочется им петь.

Пт. Чтение грамматической сказки А. Шибаева

В с е г д а в м е с т е

Однажды не поладили звуки – гласные и согласные – и разошлись в разные сто-роны .

Сбились согласные в кучку, хотели поговорить – и никак!..

Кашлянули:

  • Кх!

Чихнули:

  • Пчх!

Хмыкнули:

  • Хм…

Зачем-то позвали кошку:

  • Кс, кс, кс!

И заскучали…

Вдруг:

  • Тсс!

Показалось им, что-то где-то рыдает…

Прислушались.

  • А-а-а! О-о-о! – кричали гласные.


Они плакали как малые дети : - Уа! Уа!

Аукались:

– Ау! Ау!..

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье):

– БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже непонятное:

– У – Е – Е – А – Е – Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

– БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались.


III. Заключительная часть.

Неделя 2

Тема. Правильное, чёткое произношение и различие твёрдых и мягких звуков:

[п] – [п’], [б] – [б’].

Цель. Закрепление правильного произношения звуков, навыка различения мягких и твёрдых согласных. Формирование фонематических процессов, грамматического строя речи. Развитие памяти.


Ход занятий

I. Подготовительная часть.


Артикуляционная гимнастика.

1. Пропеть гласные на одном дыхании: аоуыэи, оуаыэи, уоаыиэоя, иоаеыюяу.

2. Упражнение для губ: "Улыбочка”, "Заборчик”, "Хоботок”, "Замок”.

3. Упражнение для языка: "Иголочка” – "Лопатка”, "Гармошка”.


Фонетическая зарядка.

– Как пыхтит каша? (П – п – п – п…)

– Как пищат птенцы? (Пи – пи – пи!)

– Как блеет баран ? (Бе – е…)

Уточнение артиуляции звуков.

Губы плотно сомкнуты. Язык свободно лежит в полости рта. Воздух с силой проры-вает плотно сомкнутые губы. Губы "стреляют”.


Характеристика звуков

[п] – согласный –[п’] [б] – согласный –[б’]

| \ - глухой - / | | \ - звонкий - / |

| | | |

твёрдый мягкий твёрдый мягкий



5


II. Основная часть.


Чтение слоговых рядов. (Хором, по цепочке).

Пн. па – пя ба – бя ап – оп – уп – ип

Пт. по – пё бо – бё апь – опь – упь – ипь

пу – пю бу – бю аб – об – уб – иб

пы – пи бы – би абь – обь – убь – ибь


Вт. па – по – пу – пи пи – пу – по – пё

ба – бо – бу – би би – бу – по – бё

по – пё – пу – пю пю – пу – пё – па

ба – бё – бу – бю бю – бу – бё – ба

па – пя – пы – пи пи – пы – пя – па

ба – бя – бы – би би – бы – бя - ба

па – по – пу – пю пю – пу – по - пи

ба – бо – бу – бю бю – бу – бо - би


Ср. па – па – по па – по - по

Пт. ба – ба – бо ба – бо – бо

пы – пы – пи пы – пи – пи

бы – бы – би бы – би – би


Чт. па – ба – пу – бу аб – ап апь – абь

по – бо – пё – бё уп – уб обь – опь

пу – бу – пю – бю об – оп упь – убь

пы – бы – пю – бю ип – иб ибь – ипь

Произношение звуков в словах.

Пн. Придумывание чистоговорок – небылиц. Сочинение стихов.

Во дворе стоит… (петух).

С тополей слетает… (пух).

Ела Любочка… (печенье).

Вот и всё… (стихотворенье).

Закрой калитку на... (запор).

Не лезь больше на… (забор).

Так сказала бабушка Полина,

Собирая в кузовок… (малину).

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24