Центральный Дом Знаний - В. Вундт. Психология народов

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

В. Вундт. Психология народов

В. Вундт. 
pic

Год выпуска: 2002
Издательство: Москва. Эксмо
Серия: Антология мысли
ISBN: 5-699-00314-2
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 863
Язык: Русский

Вильгельма Вундта по праву называют отцом экспериментальной психологии, известной также под названиями психофизики и физиологической психологии. Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания, реакцией на которые является поведение человека. Иными словами, перед нами - прообраз знаменитой теории "вызова-и-ответа", и потому Вундта с полным основанием можно считать предшественником, если не "изобретателем" бихевиоризма".
За свою долгую научную карьеру Вундт опубликовал множество работ - от статей в научных журналах до фундаментальных трудов, примером которых может служить включенная в настоящий сборник "Система философии" - итог творческой деятельности ученого. По подсчетам исследователей, в совокупности научное наследие В.Вундта составляет 54 000 печатных страниц.

Вильгельм Макс Вундт родился в 1832 году в великом герцогстве Баден. Изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, в университете которого со временем занял должность приват-доцента кафедры физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Первая крупная работа Вундта «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung» (1859—62) посвящена влиянию движения глаз на представление человека о пространстве. В работе «Лекциях о психологии животных и человека» (1863—64) экспериментально-физиологический метод, которого Вундт придерживался с начала своей научной карьеры, был дополнен этнографическими данными. Можно сказать, что именно это работа ознаменовала переход Вундта от «чистой физиологии» и медицины к психофизиологии и философии.

В 1874 Вундт стал преемником Ф. Ланге на кафедре индуктивной философии в Цюрихе; в том же году он опубликовал один из наиболее существенных для истории экспериментальной психологии трудов «Основы физиологии, психологии». В 1875 он принял профессуру на кафедре философии в Лейпциге, где организовал экспериментально-психологическую лабораторию — первое университетское научное учреждение подобного типа. Эта лаборатория постепенно стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Результаты деятельности лаборатории регулярно печатались в издававшемся Вунд-том журнале «Философские штудии» (1883—1903).

Что же касается высших психических процессов, то есть речи, мышления, воли, они, по теории Вундта, недоступны эксперименту и потому должны изучаться культурно-историческим методом. Практическим следствием этого воззрения стало обращение Вундта к сфере социальной психологии и публикация знаменитого исследования в 10 томах «Психология народов» (1900—1920).

При изучении психологии народов Вундт исходил из положения, что индивидуальное сознание при посредстве языка, религии, жизненных привычек и обычаев связывается с жизнью народа в целом. Индивидуальная воля находит себя в качестве элемента общей воли, и последняя определяет мотивы и цели первой. Культура и история есть истинная общественная жизнь, а не результат сочетания индивидуальных устремлений. Люди и народы преходящи, а «дух истории» вечен и всегда прав, хотя его законы не сознаются ни обществом, ни индивидами. Результат поступков отдельных людей всегда выходит за пределы сознательных мотивов и целей, и непредвиденные последствия вызывают новые стремления. Таким образом каждый человек обретает способность к творчеству, а общее сознание получает возможность сохранять результаты этого творчества.

В своих лингвистических исследованиях Вундт определял основные языковедческие категории преимущественно с индивидуально-психологической точки зрения, признавая одновременно приоритет социального начала в языке. Язык для Вундта — одна из форм проявления «коллективной воли» или «народного духа». Такое понимание языка как «общественного» процесса, выделение языковой деят&гъ-ности, а не системы, не структуры в качестве главного объекта языковедения характерно для филологической школы X. Штейнталя, который, кстати сказать, наряду с Вундтом считается основателем психологии народов.

Разрабатывая это направление в психологии и социологии, Вундт выдвинул следующий тезис: несмотря на то, что общество в своем развитии никогда не находится в состоянии покоя, можно указать относительно устойчивые социальные состояния, которые допустимо описать, установив общие для всех понятия и принципы. Здесь психология переходит в социологию, которая, в свою очередь, распадается на отдельные науки — этнологию, демографию, государствоведение, включающее в себя политическую экономию и право. Но социология — несовершенная наука, так как постичь то или иное состояние возможно лишь в его причинах, наблюдая становление общества. А это уже сфера истории, для которой Вундт предложил шесть законов — три закона психических отношений (закон равнодействующих, в котором выражается принцип «творческого синтеза»; закон взаимоотношений; закон контрастов) и три закона развития (закон духовного роста; закон гетерогенности; закон развития одной противоположности в другую).

* * *

Если кратко формулировать суть учения Вундта, можно сказать, что для него психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Налицо сплав физиологии, психологии и философии, то есть синкретическая наука — наука, в которой, по словам одного из комментаторов наследия немецкого ученого, «Вундт повенчал физиологию с философией», и благодаря которой стало возможным «решение философских вопросов экспериментальными физиологическими методами».


СОДЕРЖАНИЕ:

От издателя.........................................................................5

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

НАРОДОВ..............................................................9

СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ.................................117

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24