|
В. Вундт. Психология народовВ. Вундт. Год выпуска: 2002 Вильгельма Вундта
по праву называют отцом экспериментальной
психологии, известной также под названиями
психофизики и физиологической психологии.
Предметом психологии Вундт считал
непосредственный опыт - доступные
самонаблюдению явления или факты
сознания, реакцией на которые является
поведение человека. Иными словами, перед
нами - прообраз знаменитой теории
"вызова-и-ответа", и потому Вундта
с полным основанием можно считать
предшественником, если не "изобретателем"
бихевиоризма". Вильгельм Макс Вундт родился в 1832 году в великом герцогстве Баден. Изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, в университете которого со временем занял должность приват-доцента кафедры физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Первая крупная работа Вундта «Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung» (1859—62) посвящена влиянию движения глаз на представление человека о пространстве. В работе «Лекциях о психологии животных и человека» (1863—64) экспериментально-физиологический метод, которого Вундт придерживался с начала своей научной карьеры, был дополнен этнографическими данными. Можно сказать, что именно это работа ознаменовала переход Вундта от «чистой физиологии» и медицины к психофизиологии и философии. В 1874 Вундт стал преемником Ф. Ланге на кафедре индуктивной философии в Цюрихе; в том же году он опубликовал один из наиболее существенных для истории экспериментальной психологии трудов «Основы физиологии, психологии». В 1875 он принял профессуру на кафедре философии в Лейпциге, где организовал экспериментально-психологическую лабораторию — первое университетское научное учреждение подобного типа. Эта лаборатория постепенно стала международным центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. Результаты деятельности лаборатории регулярно печатались в издававшемся Вунд-том журнале «Философские штудии» (1883—1903). Что же касается высших психических процессов, то есть речи, мышления, воли, они, по теории Вундта, недоступны эксперименту и потому должны изучаться культурно-историческим методом. Практическим следствием этого воззрения стало обращение Вундта к сфере социальной психологии и публикация знаменитого исследования в 10 томах «Психология народов» (1900—1920). При изучении психологии народов Вундт исходил из положения, что индивидуальное сознание при посредстве языка, религии, жизненных привычек и обычаев связывается с жизнью народа в целом. Индивидуальная воля находит себя в качестве элемента общей воли, и последняя определяет мотивы и цели первой. Культура и история есть истинная общественная жизнь, а не результат сочетания индивидуальных устремлений. Люди и народы преходящи, а «дух истории» вечен и всегда прав, хотя его законы не сознаются ни обществом, ни индивидами. Результат поступков отдельных людей всегда выходит за пределы сознательных мотивов и целей, и непредвиденные последствия вызывают новые стремления. Таким образом каждый человек обретает способность к творчеству, а общее сознание получает возможность сохранять результаты этого творчества. В своих лингвистических исследованиях Вундт определял основные языковедческие категории преимущественно с индивидуально-психологической точки зрения, признавая одновременно приоритет социального начала в языке. Язык для Вундта — одна из форм проявления «коллективной воли» или «народного духа». Такое понимание языка как «общественного» процесса, выделение языковой деят&гъ-ности, а не системы, не структуры в качестве главного объекта языковедения характерно для филологической школы X. Штейнталя, который, кстати сказать, наряду с Вундтом считается основателем психологии народов. Разрабатывая это направление в психологии и социологии, Вундт выдвинул следующий тезис: несмотря на то, что общество в своем развитии никогда не находится в состоянии покоя, можно указать относительно устойчивые социальные состояния, которые допустимо описать, установив общие для всех понятия и принципы. Здесь психология переходит в социологию, которая, в свою очередь, распадается на отдельные науки — этнологию, демографию, государствоведение, включающее в себя политическую экономию и право. Но социология — несовершенная наука, так как постичь то или иное состояние возможно лишь в его причинах, наблюдая становление общества. А это уже сфера истории, для которой Вундт предложил шесть законов — три закона психических отношений (закон равнодействующих, в котором выражается принцип «творческого синтеза»; закон взаимоотношений; закон контрастов) и три закона развития (закон духовного роста; закон гетерогенности; закон развития одной противоположности в другую). * * * Если кратко формулировать суть учения Вундта, можно сказать, что для него психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Налицо сплав физиологии, психологии и философии, то есть синкретическая наука — наука, в которой, по словам одного из комментаторов наследия немецкого ученого, «Вундт повенчал физиологию с философией», и благодаря которой стало возможным «решение философских вопросов экспериментальными физиологическими методами». СОДЕРЖАНИЕ: От издателя.........................................................................5 ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ..............................................................9 СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ.................................117 |
Loading
|