|
Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. ПрКолошина Т.Ю., Трусь А.А. Практическое пособие для тренера Год: 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.................................................................................................... 5 Глава I. Арт-терапия — неиссякаемый источник идей для тренера.......... 9 Инструментальное обеспечение бизнес-тренинга..................... 11 История и современное состояние арт-терапии........................ 16
Методические особенности реализации
арт-терапевтических Глава II. Арт-терапевтические техники в работе тренера............................. 41 Рисунок..................................................................................................... 43 Коллаж...................................................................................................... 80 Сказка....................................................................................................... 93 Маски.................... .................................................................................. 118 Библиотерапия.................................................................................... 143 Мандала...................................................................................... ............... 157 Лепка, скульптура................................................................................. 158 Заключение.................................................................................................. 166 Приложения................................................................................................. 169 Приложение I. Поведенческая модель выступающего......................................... 171 Приложение 2. Организационные парадигмы.......................................................... 173 Приложение 3. Современный руководитель среднего звена............................... 180 Приложение 4. Материалы для участников к сказке «царь-батюшка».............. 182 Приложение 5. Ролевые маски руководителя.......................................................... 185 Литература................................................................................................... 186
ВВЕДЕНИЕ Бизнес-тренинг, консультирование, коучинг — эти формы групповой и индивидуальной работы с собственниками бизнеса, руководителями предприятий и специалистами исполнительского уровня современных отечественных бизнес-организаций настолько прочно вошли в нашу жизнь, что кажутся в настоящее время вполне очевидными, понятными и востребованными. Вопрос об их необходимости и полезности не подлежит сомнению. Деловые люди осознают, что инвестиции в образование и развитие себя и своих подчиненных являются самым выигрышным вкладом, который окупается сторицей и приносит предприятию ощутимую прибыль. Первые лица предприятий, с которыми мы работаем как тренеры и коучи, ориентированы на краткосрочное и максимально эффективное обучение себя и своих сотрудников (как принято говорить, «без отрыва от производства») и затем практическое использование полученных знаний и сформированных навыков с максимальным результатом для бизнеса. Бурное развитие обозначенных форм работы в нашей стране в последние годы ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере — психологами-консультантами, бизнес-тренерами, — все новые и новые задачи. Одной из таких задач мы считаем имеющуюся у специалистов помогающих профессий (а именно такими мы вместе с вами, уважаемые коллеги, и являемся) насущную потребность расширения инструментария работы с личностью, группой и организацией. Речь не идет в данном случае о подготовке и обучении бизнес-тренера, коуча, консультанта — этому по книгам научить невозможно (все равно что на пальцах показать, как делается подъем переворотом). Мы писали эту книгу, прежде всего, для тех коллег, которые уже достаточно опытны и не первый день работают в данной парадигме. Есть старый известный анекдот про писателей. Как становятся писателями? Сначала пишут много и плохо, потом много и хорошо, а потом мало и хорошо. Что имеется в виду под «мало и хорошо»? Очевидно, умение так оперировать словами, чтобы при минимуме слов получать максимум информации. Но необходимо иметь огромный словарный запас, чтобы получить возможность наиболее точно подобрать то единственное слово, которое и зажжет сердца, запустит процесс необходимых изменений. То есть мастерство предполагает расширение репертуара специалиста помогающей профессии далеко за границы общепринятого и общераспространенного. Эта ситуация хорошо известна всем реально работающим не первый год специалистам. Если вам стало просто скучно использовать один и тот же инструментарий (кстати, великолепно работающий в вашей руке), если вы чувствуете потребность в чем-то «новеньком, интересном, свеженьком, вкусненьком», это значит, что вы растете и вам пора расширять границы своего видения, умений. Попав в подобную ситуацию творческого кризиса, совсем необязательно уходить в монастырь, менять профессию или страну проживания. Хотя и этих идей никто не отменял, бывает и такое. История возникновения книги, которую вы держите в руках, проста: судьба сводит двух специалистов из разных областей (один занимается психотерапией, другой — бизнес-тренингом) на неожиданной для них почве. И этой неожиданной почвой оказалась арт-терапия, то есть исцеление души через искусство. Казалось бы, достаточно далекие друг от друга области применения психологических знаний. А через некоторое время оказалось, что у обоих появилось огромное количество новых идей, пересечений, возможностей. Мы начали пробовать, экспериментировать, получать результаты (причем и отрицательные тоже). И, подводя итоги, мы поняли, что такой гибрид, как арт-терапия и бизнес-тренинги, оказался вполне жизнеспособным и растущим организмом. Нам захотелось поделиться с коллегами своим опытом, своими идеями и наработками. С этого все и началось. Мы провели несколько мастер-классов, интерес к которым проявило большое количество коллег, работающих с людьми бизнеса, как в индивидуальном (коучинг, консультирование, психотерапия), так и групповом (тренинг, консалтинг) форматах. Предложенные нами авторские методики коллеги активно используют в своей работе, мы получаем обратную связь, говорящую о том, что использование арт-терапевтических техник в работе с людьми бизнеса дает ощутимые результаты в виде планируемых изменений. Что и кому мы предлагаем? Специалистам в области бизнес-тренинга, групповой работы с людьми бизнеса, не новичкам, которые только осваивают эту территорию, а зрелым специалистам, — расширить свой профессиональный репертуар, пополнить «инструментальный чемоданчик» новыми для них методическими средствами, подчас неожиданными и кажущимися нелепыми. Что это может дать бизнес-тренеру, консультанту, коучу? Колоссальное расширение границ в профессиональной деятельности, новый взгляд на возможности работы с личностью делового человека, группой и организацией, новое видение себя как специалиста, рост своей креативности. Искусство вообще и арт-терапия в частности и созданы как интерактивные формы, требующие активности от «потребителя». Тем более что мы предлагаем участникам тренинга стать не «потребителями» и «критиками», а собственно творцами искусства: сказочниками; драматургами, режиссерами и актерами; писателями и поэтами; художниками, скульпторами. И начинаются чудеса и открытия: мы все талантливы, мы все можем! Какие есть подводные камни? С какими сложностями может столкнуться тренер, коуч при реализации в своей работе арт-терапевтических процедур? Основная из них — ориентировочная рефлексия участников, проявляющаяся в вопросах: «А чем мы здесь, собственно говоря, занимаемся?», «К чему это все?» и т. п. Такая ситуация возникает в группе в том случае, если тренер не смог четко донести до участников, какую содержательную прибавку они получат в результате выполнения этой процедуры, какие наступят изменения. Чтобы замотивировать группу на конструктивную работу, снять возможное сопротивление и запустить процесс запланированных изменений, тренер должен грамотно провести арт-терапевтическую процедуру в группе. Мы предлагаем авторскую методику, которая позволяет тренеру корректно реализовать арт-терапевтическую методику. К великому сожалению, бытует совершенно дикое и безграмотное представление о том, что если кто-то что-то рисует, то это уже арт-терапия. Поэтому рисуют все, кому не лень, и что попало, интерпретируя без зазрения совести и в лучшем случае — не нанося вреда клиенту и организации. Появились такие названия, как арт-гештальт (по-видимому, это использование рисунка в парадигме гештальттерапии), костюмотерапия (видимо, замена карнавала на что-то звучащее наукообразно), праздникотерапия и т. п. Не психологу непросто использовать арт-терапевтические методики в работе с группой. И психологу по образованию необходимо еще этому дополнительно учиться. В этой книге мы описали наш опыт использования арт-терапевтических методик в различных бизнес-тренингах. Хочется подчеркнуть — это именно наш опыт, наши ошибки, наши увлечения и придумки. Мы предлагаем коллегам «подкормить» свою тренерскую креативность, которая с благодарностью ответит вам. Ищите новое, не бойтесь придумывать, творить, совершать свои ошибки. Мы надеемся, что вы не просто станете эффективнее работать как бизнес-тренер, но и будете получать больше радости и удовольствия от своей работы.
|
Loading
|