Центральный Дом Знаний - Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Пр

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Пр

Колошина Т.Ю., Трусь А.А. 
Практическое пособие для тренера
pic

Год: 2010
Издательство: Речь
ISBN: 978-5-9268-0831-6
Серия: Психологический тренинг
Язык: Русский
Формат: DjVu, PDF, DOC
Качество: Cканированные страницы + слой OCR
Количество страниц: 189
В пособии освещаются теоретические и прикладные аспекты использования арт-терапевтических методик в тренинге.
Авторы — арт-терапевт и бизнес-тренер — предлагают своим коллегам широкий спектр методического инструментария из сказкотерапии, маскотерапии, библиотерапии, который может быть эффективно реализован в управленческих, коммуникативных, командообразовательных и других тренингах, проводимых с людьми бизнеса. В пособии представлены как уже известные, так и авторские техники работы с рисунком, коллажем, мандалой, скульптурой.
Подробно излагается авторская технология реализации арт-терапевтических процедур в тренинге с учетом особенностей участников и исходя из целевой составляющей тренинга. Предлагаемые методики описаны по новой технологии, иллюстрированы примерами из практики, что позволяет бизнес-тренеру получить готовые, прошедшие «обкатку» инструменты работы с группой и, грамотно реализовав их, достигнуть запланированных результатов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................................... 5

Глава I.

Арт-терапия — неиссякаемый источник идей для тренера.......... 9

Инструментальное обеспечение бизнес-тренинга..................... 11

История и современное состояние арт-терапии........................ 16

Методические особенности реализации арт-терапевтических
процедур в бизнес-тренинге.............................................................. 33

Глава II.

Арт-терапевтические техники в работе тренера............................. 41

Рисунок..................................................................................................... 43

Коллаж...................................................................................................... 80

Сказка....................................................................................................... 93

Маски.................... .................................................................................. 118

Библиотерапия.................................................................................... 143

Мандала...................................................................................... ............... 157

Лепка, скульптура................................................................................. 158

Заключение.................................................................................................. 166

Приложения................................................................................................. 169

Приложение I.

Поведенческая модель выступающего......................................... 171

Приложение 2.

Организационные парадигмы.......................................................... 173

Приложение 3.

Современный руководитель среднего звена............................... 180

Приложение 4.

Материалы для участников к сказке «царь-батюшка».............. 182

Приложение 5.

Ролевые маски руководителя.......................................................... 185

Литература................................................................................................... 186


ВВЕДЕНИЕ

Бизнес-тренинг, консультирование, коучинг — эти формы группо­вой и индивидуальной работы с собственниками бизнеса, руководите­лями предприятий и специалистами исполнительского уровня совре­менных отечественных бизнес-организаций настолько прочно вошли в нашу жизнь, что кажутся в настоящее время вполне очевидными, по­нятными и востребованными. Вопрос об их необходимости и полезно­сти не подлежит сомнению. Деловые люди осознают, что инвестиции в образование и развитие себя и своих подчиненных являются самым выигрышным вкладом, который окупается сторицей и приносит пред­приятию ощутимую прибыль. Первые лица предприятий, с которыми мы работаем как тренеры и коучи, ориентированы на краткосрочное и максимально эффективное обучение себя и своих сотрудников (как принято говорить, «без отрыва от производства») и затем практиче­ское использование полученных знаний и сформированных навыков с максимальным результатом для бизнеса.

Бурное развитие обозначенных форм работы в нашей стране в по­следние годы ставит перед теоретиками и практиками, работающими в этой сфере — психологами-консультантами, бизнес-тренерами, — все новые и новые задачи. Одной из таких задач мы считаем имеющуюся у специалистов помогающих профессий (а именно такими мы вместе с вами, уважаемые коллеги, и являемся) насущную потребность рас­ширения инструментария работы с личностью, группой и организаци­ей. Речь не идет в данном случае о подготовке и обучении бизнес-тренера, коуча, консультанта — этому по книгам научить невозможно (все равно что на пальцах показать, как делается подъем переворо­том). Мы писали эту книгу, прежде всего, для тех коллег, которые уже достаточно опытны и не первый день работают в данной парадигме.

Есть старый известный анекдот про писателей. Как становятся писателями? Сначала пишут много и плохо, потом много и хорошо, а потом мало и хорошо. Что имеется в виду под «мало и хорошо»? Очевидно, умение так оперировать словами, чтобы при минимуме слов получать максимум информации. Но необходимо иметь огром­ный словарный запас, чтобы получить возможность наиболее точно подобрать то единственное слово, которое и зажжет сердца, запустит процесс необходимых изменений. То есть мастерство предполагает расширение репертуара специалиста помогающей профессии далеко за границы общепринятого и общераспространенного.

Эта ситуация хорошо известна всем реально работающим не первый год специалистам. Если вам стало просто скучно использовать один и тот же инструментарий (кстати, великолепно работающий в ва­шей руке), если вы чувствуете потребность в чем-то «новеньком, ин­тересном, свеженьком, вкусненьком», это значит, что вы растете и вам пора расширять границы своего видения, умений. Попав в подобную ситуацию творческого кризиса, совсем необязательно уходить в мо­настырь, менять профессию или страну проживания. Хотя и этих идей никто не отменял, бывает и такое.

История возникновения книги, которую вы держите в руках, про­ста: судьба сводит двух специалистов из разных областей (один зани­мается психотерапией, другой — бизнес-тренингом) на неожиданной для них почве. И этой неожиданной почвой оказалась арт-терапия, то есть исцеление души через искусство. Казалось бы, достаточно далекие друг от друга области применения психологических знаний. А через некоторое время оказалось, что у обоих появилось огром­ное количество новых идей, пересечений, возможностей. Мы начали пробовать, экспериментировать, получать результаты (причем и от­рицательные тоже). И, подводя итоги, мы поняли, что такой гибрид, как арт-терапия и бизнес-тренинги, оказался вполне жизнеспособным и растущим организмом. Нам захотелось поделиться с коллегами сво­им опытом, своими идеями и наработками.

С этого все и началось. Мы провели несколько мастер-классов, интерес к которым проявило большое количество коллег, работаю­щих с людьми бизнеса, как в индивидуальном (коучинг, консультиро­вание, психотерапия), так и групповом (тренинг, консалтинг) форматах. Предложенные нами авторские методики коллеги активно используют в своей работе, мы получаем обратную связь, говорящую о том, что ис­пользование арт-терапевтических техник в работе с людьми бизнеса дает ощутимые результаты в виде планируемых изменений.

Что и кому мы предлагаем?

Специалистам в области бизнес-тренинга, групповой работы с людьми бизнеса, не новичкам, которые только осваивают эту террито­рию, а зрелым специалистам, — расширить свой профессиональный репертуар, пополнить «инструментальный чемоданчик» новыми для них методическими средствами, подчас неожиданными и кажущимися нелепыми.

Что это может дать бизнес-тренеру, консультанту, коучу? Колос­сальное расширение границ в профессиональной деятельности, но­вый взгляд на возможности работы с личностью делового человека,  группой и организацией, новое видение себя как специалиста, рост своей креативности.

Искусство вообще и арт-терапия в частности и созданы как интерак­тивные формы, требующие активности от «потребителя». Тем более что мы предлагаем участникам тренинга стать не «потребителями» и «кри­тиками», а собственно творцами искусства: сказочниками; драматургами, режиссерами и актерами; писателями и поэтами; художниками, скульпто­рами. И начинаются чудеса и открытия: мы все талантливы, мы все можем!

Какие есть подводные камни? С какими сложностями мо­жет столкнуться тренер, коуч при реализации в своей работе арт-терапевтических процедур? Основная из них — ориентировочная рефлексия участников, проявляющаяся в вопросах: «А чем мы здесь, собственно говоря, занимаемся?», «К чему это все?» и т. п. Такая ситуа­ция возникает в группе в том случае, если тренер не смог четко донести до участников, какую содержательную прибавку они получат в резуль­тате выполнения этой процедуры, какие наступят изменения. Чтобы замотивировать группу на конструктивную работу, снять возможное сопротивление и запустить процесс запланированных изменений, тренер должен грамотно провести арт-терапевтическую процедуру в группе. Мы предлагаем авторскую методику, которая позволя­ет тренеру корректно реализовать арт-терапевтическую методику.

К великому сожалению, бытует совершенно дикое и безграмот­ное представление о том, что если кто-то что-то рисует, то это уже арт-терапия. Поэтому рисуют все, кому не лень, и что попало, интер­претируя без зазрения совести и в лучшем случае — не нанося вреда клиенту и организации. Появились такие названия, как арт-гештальт (по-видимому, это использование рисунка в парадигме гештальттерапии), костюмотерапия (видимо, замена карнавала на что-то звучащее науко­образно), праздникотерапия и т. п. Не психологу непросто использовать арт-терапевтические методики в работе с группой. И психологу по об­разованию необходимо еще этому дополнительно учиться.

В этой книге мы описали наш опыт использования арт-терапевтических методик в различных бизнес-тренингах. Хочется подчеркнуть — это именно наш опыт, наши ошибки, наши увлечения и придумки. Мы предлагаем коллегам «подкормить» свою тренерскую креативность, которая с благодарностью ответит вам. Ищите новое, не бойтесь придумывать, творить, совершать свои ошибки.

Мы надеемся, что вы не просто станете эффективнее работать как бизнес-тренер, но и будете получать больше радости и удовольствия от своей работы.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24