Центральный Дом Знаний - Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (V класс, по программе В. В. Баба

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (V класс, по программе В. В. Баба

Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (V класс, по программе В. В. Бабайцевой)

Цели: 1) закрепить все изученное по теме «Синтаксис и пунктуация», подготовиться к контрольному дик­танту по данной теме;

2) развивать мышление, память, сообразитель­ность, умение отстаивать свою точ­ку зрения, анализировать ответы то­варищей;

3) воспитывать любовь и бережное отношение к родному рус­скому языку.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Сообщение цели и темы урока.

  1. Проверка домашнего задания.

- Какому предложению из домашнего упражнения № 356 соответствует схема, начерченная на доске? (4) Дайте характеристику данному предложению.

III. Работа по теме урока.

1. Сейчас вам предстоит ответить на вопросы и выполнить практические задания.

Вопрос.

Что изучает раздел языкознания «Синтаксис и пунктуация»? (Уст­но.)

Вопрос.

Что такое словосочетание? Чем отличается подчинительное словосо­четание от сочинительного?

Задание: выпишите из предло­жения сочинительные и подчини­тельные словосочетания и разбери­те их.

С русским языком можно творить чудеса и разные превращения. (Па­устовский).

Вопрос.

Какими бывают предложения по цели высказывания и по эмоцио­нальной окраске?

Задание: устно дайте характерис­тику предложениям по цели выс­казывания и по эмоциональной ок­раске.

Как прекрасен язык! (Гоголь); От чего зависит самосохранение языка? (Белинский); Относитесь к родно­му языку бережно и любовно. (Луговской).

Вопрос.

Что вы знаете о главных членах предложения?

Задание: подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире в предложении.

Русский язык – величайшее богатство. (Лихачёв)

Вопрос.

Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? Назовите все второстепенные чле­ны предложения.

Задание: подчеркните второсте­пенные члены; укажите, чем они выражены.

Для всего в русском языке имеется великое множество хороших слов. (Паустовский).

Вопрос.

Каковы основные признаки одно­родных членов? Расскажите о по­становке знаков препинания при однородных членах.

Задание: найдите однородные чле­ны, расста­вьте знаки препинания.

Знаки препинания выделяют мысль дают фразе легкость и правильное зву­чание. (Паустовский)

Вопрос.

Расскажите о знаках препинания в предложении с обобщающим сло­вом при однородных членах.

Задание: найдите обобщающее слово, подчеркните только однород­ные члены, начертите схему пред­ложения.

Русским словом можно передать все звучания музыки блеск красок шум садов громыхание грозы. (Паустов­ский)

Вопрос.

Что такое обращение? Где оно мо­жет стоять в предложении? Как выделяется на письме?

Задание: найдите и выделите об­ращение, начертите схему предло­жения.

Если слог мой поисками скован, Обращаюсь к тебе русское слово. (Данилов, якутский поэт).

Вопрос.

Что такое вводные слова? Для чего они употребляются в предло­жении? Как выделяются?

Задание: найдите вводное слово, укажите значение, выделите, на­чертите схему.

Наш язык безусловно — это наш свет, наша любовь и гордость. (Гра­нин)

Вопрос.

Какое предложение называется сложным? На какие группы делят­ся сложные предложения?

Задание: подчеркните грамматическую основу, определите вид предложения, расставьте знаки препинания, начертите схему.

Настанет время, и русский язык люди будут изучать по всем мери­дианам земного шара. (А. Н. Тол­стой).

Вопрос.

Что такое прямая речь? Постанов­ка знаков препинания при прямой речи.

Задание: расставьте зна­ки препинания, объясните, начертите схему предложения.

И. С. Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

2. Вторая часть нашего урока – соревнование между командами «Диалог» и «Союз».

Конкурс капитанов.

К данным схемам придумать предложения.

1) Разделить текст на предложения, правильно расставив знаки препинания в конце предложений.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина.

2) Расставить в предложении знаки препинания (индивидуально).

Кавказ несомненно является одним из самых живописных мест.

А ты Серёжа приходи завтра с нами поиграть в шахматы.

Белки запасают на зиму разный корм орехи шишки грибы.

Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер.

Серая шейка спрашивала Ведь вы весной вернётесь

Цвет озера особенно хорош осенью когда на чёрную воду слетают жёлтые листья.

Когда пишешь диктант надо внимательно слушать стараться запоминать предложения целиком.

Подоконник в моём доме настоящий цветник.

На берёзах осинах липах блестят золотистые листья.

От дома и от деревьев от голубятни и от галереи побежали длинные тени.

3) «Наборщики»

Из данных слов составить предложение.

в, согреет, мороз, слово, сильный, и, тёплое

4) Вставить пропущенный союз, если необходимо, запятую и определить вид предложения (по кругу).

С ветром у леса велись неприятные счёты зимой ……….он приносил северный холод.

Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.

Мальчик был очень слабый ….. смелый ….. настойчивый.

Мы вышли на поляну ……………… росло много грибов.

Наступила весна …… с юга прилетели перелётные птицы.

Мы пойдём гулять …………… кончится дождь.

Солнце выглянуло из-за туч ……. земля озарилась ярким светом.

Солнце светит …….. не греет.

Ураганный ветер раскачивал деревья …….. ломал ветки.

IV. Итог соревнования.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».

Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация» (по желанию).

Использованная литература:

Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 9 классы. В. В. Бабайцева: Москва, «Дрофа», 2009;

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., «Дрофа», 2010;

А. Ю. Купалова, Г.К. Лидман – Орлова и др. Русский язык. Практика. 5 класс, М., «Дрофа», 2008;

Е. И. Никитина, Русская речь. 5 класс. М., «Дрофа», 2008;

М. Е. Кривоплясова. Русский язык. Поурочные планы. 5 класс: Волгоград, «Учитель», 2005;

С. С. Петровская, И. Н. Черников. Диктанты по русскому языку. 5 класс: М., «Дрофа», 2007;

А. Ю. Купалова. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс: М., «Просвещение», 2005;

Г. М. Шипицына. Русский язык. Дидактические материалы. 5-7 классы: М., «Дрофа», 2007;

А. Д. Дейкина. Раздаточные материалы по русскому языку . 5 класс: М., «Дрофа», 2007,


Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24