|
Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапияШтейнхард Л. Год: 2001 Оглавление ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ...............8 БЛАГОДАРНОСТЬ.....................................................12 ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................14 ЧЕРЕПАХА................................................................16 ЧАСТЬ I ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия...................20 Фундамент и форма.....................................................26 Создание основы и классификация форм...............................................33 Факторы, влияющие на создание основы.............36 Личный опыт автора, связанный с использованием песочницы и изобразительным творчеством........38 Краткий обзор содержания книги..........................40 ЧАСТЬ II ОБЗОРЛИТЕРАТУРЫ ПО ПЕСОЧНОЙТЕРАПИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ АНАЛИЗУ ПЕСОЧНЫХ ФОРМ Глава 2. История и описание песочной терапии...........44 История............................................................................М Некоторые аспекты песочной терапии, влияющие на создание песочных форм.................48 Обсуждение.....................................................................65 ЧАСТЬ III АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Глава 3. Арт-терапевтический подход к творческому использованию различных материалов....... 68 Глава 4. Арт-терапевтическая специальность..............72 Глава 5. Формы художественного творчества, связанные с песочнойтерапиейРельеф, коллаж, ассамбляж, «найденные объекты» (objettrouve)..........................80 Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы.....84 Кабинет..............................................................................84 Три группы материалов для художественного творчества........................................................................85 Критерии классификации материалов...................88 Глава 7. Классификация материалов в арт-терапии.....100 Неструктурированные пластические материалы, используемые в арт-терапии.............101 Оформленные материалы, используемые в арт-терапии................................................................103 Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе.......106 Песочница: метод, материал и движения............106 Песочница, изобразительное искусство и грязь..........................................................108 Создание изображений и отпечатков....................112 Глава 9. Материалы песочной терапии.......................118 Введение..........................................................................118 Песок и вода..................................................................118 Предметы песочницы..................................................122 Используемый в песочной терапии набор предметов...........................................................127 Глава 10. Классификация материалов, используемых в песочной терапии.....................................131 Песок и вода..................................................................131 Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии........................................................132 Глава 11. Цвет............................................................135 Синие оттенки: кобальт и лазурь............................138 Цвет в качестве составной части живых систем .... 139 Цветовая карта для песочной терапии и арт-терапии................................................................141 ЧАСТЬ IV СОЗДАНИЕ ФОРМЫ В АРТ-ТЕРАПИИ И ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Глава 12. Визуальная экспрессия................................146 ЧАСТЬ V ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ ВВЕДЕНИЕ...............................................................168 Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке......169 Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание и раскапывание предметов............................187 Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды в песочницу.................................................201 Глава 16. Тактильная коммуникация с песком и ее отсутствие.............................................211 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................217 ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Глава 17. Ниспровержение коллективного...................221 Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр..................256 Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита......277 Глава 20. Заключение.................................................302 ЛИТЕРАТУРА..........................................................307 ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ Книга Ленор Штейнхардт «Теория и практика юнгианской песочной терапии» является первой изданной на русском языке работой, которая посвящена этому чрезвычайно интересному методу психотерапевтической работы. Разрозненные публикации, появлявшиеся в печати до настоящего времени, представляли собой лишь отдельные статьи в периодических изданиях или сборниках, либо достаточно поверхностные краткие описания песочной терапии, принадлежащие перу отечественных авторов. Предлагаемая читателям книга написана специалистом с богатым опытом клинической работы, в которой широко применялся метод юнгианской песочной терапии, поэтому ее выход в свет можно считать достаточно знаменательным событием. Жаль, однако, что работы таких ярких представителей юнгианской песочной терапии, как Кальфф, Амманн, Вейнриб, Райс-Минухина и других до сих пор на русский язык не переведены, хотя именно они могли бы стать фундаментом для освоения данного метода отечественными специалистами. Книга Ленор Штейнхардт в первую очередь посвящена некоторым частным аспектам использования метода юнгианской песочной терапии, а именно всестороннему описанию и анализу разнообразных песочных форм. Несомненной заслугой автора следует признать обращение к достаточно слабо изученным феноменам, связанным с использованием песка и воды в качестве уникальных материалов художественной экспрессии. При написании книги Штейнхардт стремилась синтезировать как представления глубинной психологии (прежде всего, юн-гианского анализа), так и личный опыт использования методов арт-терапии. Комбинированное применение песочной терапии и арт-терапии, по ее мнению, дает значительные преимущества в использовании как одного, так и другого подхода. Это вполне логично, если учесть, что и песочная терапия, и арт-терапия связаны с созданием визуальных образов и базируются на целом ряде общих принципов, к которым, в частности, можно отнести недирективность подходов и признание значимости трехстороннего взаимодействия клиента, психотерапевта и художественного образа. Вплоть до последнего времени песочная терапия использовалась в арт-терапевтическом процессе сравнительно редко. Еще более редкими были попытки осмысления практики песочной терапии с точки зрения представлений арт-терапевти-ческого подхода. Автор книги связывает это с тем, что исторически оба метода развивались параллельно. Песочная терапия в основном формировалась в русле юнгианского подхода и применялась психоаналитиками, не имеющими какой-либо художественной или арт-терапевтической подготовки. Во многих случаях она употреблялась как дополнительный инструмент вербальной психотерапии, как частная форма метода активного воображения. Основное внимание при этом обращалось на психологическое содержание миниатюр; песочным же формам и материальным свойствам фигур придавалось гораздо меньшее значение. Подчеркивая своеобразие своего взгляда на использование юнгианской песочной терапии, Ленор Штейнхардт объясняет его наличием художественной подготовки, позволяющей «обратить внимание на связь между особенностями форм и поверхности песка и характером используемых клиентом миниатюрных предметов, а также на соотношение между спонтанно создаваемой формой из песка и готовыми объектами». Обладая некоторым опытом применения арт-терапевтиче-ского подхода, Ленор Штейнхардт обращается к нему при рассмотрении практики песочной терапии. Вместе с тем, очевидно, что автор придерживается направления, представленного достаточно небольшой группой специалистов. К ней относятся, в частности, Шон МакНифф и Джой Шаверьен, которых отличает повышенный интерес к процессу создания визуальных образов с минимальными интерпретациями или вовсе без таковых, а также использование далеко не бесспорных и с трудом поддающихся верификации гипотез, с помощью которых они пытаются объяснить механизмы лечебно-коррекционного воздействия художественного творчества. Джой Шаверьен, например, для этого привлекает понятие «магических процессов» в арт-терапии, опираясь при этом на столетней давности исследования Дж. Фрэзера и разбавляя эти понятия тезисами, заимствованными из философии Эрнста Кассирера. МакНифф же, в свою очередь, подводит под свои представления об образе как «самодостаточной сущности» метафизические основания. И то и другое, однако, вряд ли имеет какое-либо отношение к процессу развития арт-терапии как научно-обоснованного метода. Хотя Ленор Штейнхард и заявляет, что «развитие арт-терапии позволило значительно расширить представления о ее задачах и факторах лечебного воздействия», личный опыт автора свидетельствует о стремлении следовать достаточно ограниченному набору жестких теоретических положений юнгианского анализа, привлекая для интерпретации создаваемых клиентами образов суждения довольно сомнительного качества, вроде взятых из словаря символов Купера. Предлагаемая же ею для использования в песочной терапии и арт-терапии цветовая карта не выдерживает критики и вряд ли может рассматриваться в качестве сколько-нибудь валидного источника информации. Взять хотя бы авторские рассуждения по поводу того, что «предпочтение желтого цвета указывает на ...склонность к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению намеченных планов в реальную жизнь» или, например, что оранжевый цвет «указывает на высокую активность и получение энергии вместе с пищей». Описывая клинические случаи, Ленор Штейнхардт дает, в основном, собственные интерпретации различных песочных форм и используемых клиентами миниатюр, изредка дополняя их интерпретациями самих клиентов. Представляя историю Ванды, она ограничивается лишь краткой характеристикой ситуации и фактами ее биографии, не комментируя отношения Ванды с психотерапевтом, ее поведение, спонтанные высказывания, варианты невербальной экспрессии и иные значимые нюансы реального арт-терапевтиче-ского процесса. В то же время следует воздать автору книги должное за кропотливое и достаточно глубокое описание разнообразных песочных форм, а также за весьма удачную рабочую классификацию используемых в арт-терапии изобразительных материалов, с подробной характеристикой способов работы с ними и их экспрессивных свойств. Книга убедительно доказывает, что включение песочницы в арт-терапевтический процесс таит в себе значительные, до сего дня мало раскрытые возможности, а также то, что использование теоретических и практических достижений активно развивающегося последние несколько десятилетий арт-терапевтического подхода способно коренным Лобразом изменить и сам метод песочной терапии. А. И. Копытин, кандидат медицинскихнаук, председатель Арт -терапевтической ассоциации |
Loading
|