|
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапииЗинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Год выпуска: 2001 ОГЛАВЛЕНИЕ
К ЧИТАТЕЛЯМ............................................................................................................ 8 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ......................................................................... 9 Предмет сказкотерапии........................................................................................... 10 Задачи сказкотерапевта.......................................................................................... 13 Пробуждение Веры.................................................................................................... 17 Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни........................................ 21 О жанрах, используемых в сказкотерапии........................................................... 27 «Теория» волшебства................................................................................................ 30 Основные типы сказок............................................................................................. 46 ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ...................................................................... 67 Анализ сказок............................................................................................................ 68 Анализ сказок с детьми ....................................................................................... 69 Работа по анализу сказок с подростками и взрослыми...................................... 72 Сюжет полной волшебной приключенческой сказки......................................... 78 Исследование сказок............................................................................................ 87 Решение сказочных задач..................................................................................... 89 Рассказывание сказок............................................................................................. 95 Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от 3-го лица (рассказывает ведущий)...................................................... 95 Групповое рассказывание сказок........................................................................ 96 Рассказывание сказки, известной всей группе............................................. 96 Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.......................................................................................... 98 Групповое придумывание сказки.................................................................. 98
Рассказывание сказки от 1-го лица и от
имени различных и индивидуально)......................................................................................... 104 Сочинение сказок.................................................................................................. 108 Приемы, позволяющие начать сказку.............................................................. ,109 Интерпретация сказок........................................................................................ 111 Основная тема.............................................................................................. 112 Линия главного героя.................................................................................. 112 Актуализированные чувства....................................................................... 115 Образы и символы....................................................................................... 115 Оригинальность сюжета.............................................................................. 116 Схема размышления над сказками............................................................. 116 Переписывание (или дописывание) сказок......................................................... 118 Сказочная куклотерапия...................................................................................... 120 Куклы-марионетки............................................................................................ 120 Пальчиковые куклы.......................................................................................... 127 Теневые куклы.................................................................................................... 128 Куклотерапия с «особыми» детьми.................................................................. 131 Драматизация сказок............................................................................................ 133 Драматизация сказок с куклами-марионетками ............................................. 133 Пантомима в драматизации сказок.................................................................. 136 Пример работы с эпизодом из сказки «Снежная королева».......................... 136 Сказочная имидж-терапия ................................................................................... 143 Использование арт-терапевтических техник в практике сказкотерапии........................................................................................................ 147 Техники арт-терапии в психодиагностике 147 Семейная серия............................................................................................ 149 Личная серия ............................................................................................... 150 Техники арт-терапии в практике психокоррекции и психотерапии................................................................................................... 151 Спонтанное рисование................................................................................. 151 Техника анонимного подарка...................................................................... 153 Техника овощных печатей........................................................................... 153 Рисование «волшебными красками»......................................................... 154 Техника «мертвой» и «живой» воды.......................................................... 155 Использование телесно-ориентированных техник в практике сказкотерапии.................................................................................... 156 Психодинамические медитации 159 Перевоплощение.......................................................................................... 159 Погружение в различные стихии................................................................ 161 Изображение растений ................................................................................ 162 Упражнения с тканью.................................................................................. 163 Упражнения с зеркалом. Страна Зеркалия....................................................... 166 Танцы.................................................................................................................. 166 Создание сказочной среды................................................................................... 168 Сценарии сказкотерапевтических занятии. Занятия-путешествия с детьми.................................................................................................................... 176 ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИГРОТЕРАПИИ.................................................... 191 Понятие игры.......................................................................................................... 192 Игровая терапия..................................................................................................... 196 Сказочная игротерапия......................................................................................... 203 Игровой практикум................................................................................................ 210 Искусство дебатов.............................................................................................. 210 Шесть шляп........................................................................................................ 222 «Волшебный круг»............................................................................................. 232 Сюжет первый. Шторм................................................................................ 235 Сюжет второй. Остров................................................................................ 240 Сюжет третий. Земледельцы....................................................................... 242 Сюжет четвертый. Письмо потерпевших кораблекрушение... 246 Сюжет пятый. Строительство жилища....................................................... 248 «Полотно счастья» 250 Сюжет первый. Нити удачи......................................................................... 251 Сюжет второй. Полотно счастья................................................................ 253 Сюжет третий. Тайны Полотна счастья...................................................... 254 Сюжет четвертый. Обереги......................................................................... 257 игротерапия с детьми, имеющими проблемы развития И ограниченные возможности жизнедеятельности......................................... 258 Игры с пуговицами. Цикл «Знакомство и взаимодействие».......................... 259 Пуговичный массаж.................................................................................... 259 Рыбалка........................................................................................................ 259 Аквариум...................................................................................................... 260 Пуговичное ожерелье.................................................................................. 260 Пуговичное лото.......................................................................................... 261 Игры с пуговицами. Цикл «Семейные истории»............................................. 261 Событие......................................................................................................... 261 Родовое дерево............................................................................................ 262 Бабушкина пуговица.................................................................................... 263 Игры с пуговицами. Цикл «Режим дня».......................................................... 263 Игры со спичками ............................................................................................. 265 Знакомая незнакомка................................................................................... 265 История одной спички................................................................................. 266 Спичечный узор........................................................................................... 267 Ожившие фигуры......................................................................................... 267 Коммуникативные игры ................................................................................... 268 Обыкновенное чудо..................................................................................... 268 Камень и веревка......................................................................................... 271 Волшебные руки.......................................................................................... 272 Глина и скульптор........................................................................................ 272 Групповая скульптура................................................................................. 273 Чудесные пироги.......................................................................................... 274 Моя ладонь.................................................................................................. 275 Ладонь друга................................................................................................. 276 ГЛАВА 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ......................................... 277 Основы организации песочной терапии............................................................ 278 Общие принципы взаимодействия с клиентом ............................................... 279 Дополнительные принципы песочной терапии................................................. 282 Оборудование для песочной терапии............................................................... 282 сказкотерапевтический подход к песочной терапии...................................... 284 Проективная психодиагностика в песочнице................................................. 287 Индивидуальная форма.................................................................................... 287 Групповая форма............................................................................................... 293 Диагностика характера взаимодействия в группе (стиль ситуативной коммуникации)........................................................... 293 Распределение ролей в группе.................................................................... 296 Стиль поведения участников группы......................................................... 296 Психокоррекция и психотерапия в песочнице................................................ 299 Индивидуальная форма..................................................................................... 299 Групповая форма............................................................................................... 304 Психопрофилактика, развитие и обучение в песочнице. Игровой практикум обучения в песочнице для родителей и педагогов........................ 308 Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»..................................... 309 Отпечатки наших рук.................................................................................. 309 Что же спрятано в песке?............................................................................ 311
Игры на развитие фонематического слуха,
коррекцию «Песочная грамота»........................................................................................... 312 Путешествия к звукам................................................................................ 312 Живые буквы............................................................................................... 315 Письмена на песке....................................................................................... 320 Песочная грамматика.................................................................................. 322 Познавательные игры........................................................................................ 328 История России в играх на песке...................................................................... 330 Игра-экскурсия по Санкт-Петербургу............................................................. 333 ГЛАВА 5. ТЕХНИКИ АБСУРДИЗАЦИИ ..................................................................... 335 Понятие абсурда, нонсенса................................................................................. 336 Техники абсурда в практике сказко-терапевтического консультирования.................................................................................................. 341 Рифмование 342 Лимерик........................................................................................................ 343 Частушка...................................................................................................... 344 «Черное» двустишие и четверостишие....................................................... 345 Техника рифмования. Алгоритм работы.......................................................... 345 Словотворчество................................................................................................ 348 Слова-накладки............................................................................................ 348 Слова-склейки.............................................................................................. 348 Слова-«каверкалки»..................................................................................... 349 Каламбуризация 350 Путешествие сквозь страну абсурда. Игры с использованием нонсенса в сказочном контексте........................................................................ 354 Контекст.............................................................................................................. 355 Игры.................................................................................................................... 355 «Стихоплетство».......................................................................................... 356 «Словотворенья»......................................................................................... 357 «Шифровки»....................................... ......................................................... 357 «Каламбуры»................................................................................................ 358 «В гостях у Смежной Королевы»............................................................... 358 «Аттестат Странности»................................................................................ 360 «Эхо»............................................................................................................ 362 ГЛАВА 6. МЕТОД ФОРМОКОРРЕКЦИОННОЙ РИТМОПЛАСТИКИ........................... 365 Основные составляющие метода........................................................................ 368 Медитативная гимнастика................................................................................. 368 Лепка................................................................................................................... 370 Технология реализации метода.......................................................................... 374 Практика формокоррекционной ритмопластики. Программа «Отражения»........................................................................................................... 375 Структура программы «Отражения»............................................................... 376 Краткое содержание модулей программы «Отражения»................................ 376 Примерное планирование занятий в рамках первого модуля .... 380 ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................ 387 ЛИТЕРАТУРА......................................................................................................... 390
|
Loading
|