ОГЛАВЛЕНИЕ
Or авторов............................................................................................................7
Ч а с т ь 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИА РИСУНКА И ТЕКСТА .. 11
Психологический анализ как метод научного познания.........................25
Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна................28
Практические возможности применения психологического анализа
рисунка и текста..............................................................................40
ГЛАВА 2. ОТ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ СОЗНАНИЯ К АНАЛИЗУ
РИСУНКА И ТЕКСТА..............................................................................:...................42
История вопроса.................................................................................42
Концептуальная структура сознания и способы ее функционирования... 45
Семантическое пространство и проблемы смыслообразования.............52
Сигнальные системы как механизмы развития психики.........................58
Структура и генезис сигнальных систем..................................................60
Первый уровень сигнальных систем........................................................62
Второй уровень сигнальных систем.........................................................66
Третий уровень сигнальных систем...........................................................70
Речевая сфера и особенности ее развития...............................................74
Метафорическая сфера и особенности ее развития................................77
Ч а с т ь 2. ОСНОВЫ АНАЛИЗА РИСУНКА
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКА............................................85
Методы психологического анализа рисунка............................................91
Графические методы в психодиагностике.................................................99
Тест «Свободный рисунок».................................................................99
Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур.....119
Интерпретация различий личности по Р. Ассаджиоли....................127
Методика «Пиктограмма».................................................................129
Диагностика и развитие творческих способностей.........................141
Автопортрет в искусстве и психологии..................................................144
Тест «Автопортрет»............................................................................153
Рисунок и его изменение........................................................................159
ГЛАВА 4. ОБ ИСКУССТВЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ......................................167
Художник об искусстве.............................................................................171
Романтический стиль эпохи....................................................................180
ГЛАВА 5. РИСУНОК ЛИЦА_192
Основные типы лица....................................................................................202
Лицо и судьба..........................................................................................207
1. Интуитивно-этический интроверт............................................208
2. Интуитивно-логический интроверт..........................................209
3. Сенсорно-этический интроверт................................................210
4. Сенсорно-логический интроверт..............................................212
5. Этико-интуитивный интроверт................................................213
6. Этико-сенсорный интроверт.....................................................214
7. Логико-интуитивный интроверт...............................................215
8. Логико-сенсорный интроверт...................................................216
9. Интуитивно-этический экстраверт...........................................217
10. Интуитивно-логический экстраверт.........................................218
11. Сенсорно-этический экстраверт...............................................219
12. Сенсорно-логический экстраверт.............................................220
13. Этико-интуитивный экстраверт................................................221
14. Этико-сенсорный экстраверт....................................................222
15. Логико-интуитивный экстраверт..............................................223
16. Логико-сенсорный экстраверт..................................................224
Тесты на определение типа личности.....................................................226
Цифровой тест.................................................................................226
Поэтапный тест...............................................................................227
Дихотомический тест......................................................................229
ГЛАВА6. ПОЧЕРК И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ...............................................................234
Развитие почерковедения.......................................................................234
Метод психографического анализа Д. М. Зуева-Инсарова..................244
Почерк и личность..................................................................................266
С. Есенин..........................................................................................268
Л. Толстой.........................................................................................270
Л. Собинов........................................................................................272
Наполеон...........................................................................................272
О секретах графолога...............................................................................275
Анализ почерка по Д. Сара....................................................................277
Наклон..............................................................................................279
Строка..............................................................................................280
Поля..................................................................................................281
Форма букв........................................................................................283
Нажим...............................................................................................285
Размеры букв....................................................................................286
Особенности личности, отраженные в почерке.............................287
Непроизвольные рисунки или каракули.........................................294
ГЛАВА 7. ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА СИМВОЛОВ................................................296
Словарь образов и символов...................................................................304
Ч а с т ь 3. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА............................................333
Психологический анализ речевых высказываний..................................333
От психологии проигравших к психологии победителей.......................340
Системное описание текста....................................................................347
Текст и контекст.......................................................................................350
Авторство текста и образ автора......................................:......................354
Знание и понимание................................................................................355
ГЛАВА9.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА...............364
Психологическое направление в литературоведении............................364
О категории психологизма......................................................................366
Типологический подход к анализу литературно-художественного
произведения..................................................................................375
А. Пушкин.........................................................................................377
А. Блок...............................................................................................392
О. Мандельштам...............................................................................400
А.Ахматова......................................................................................405
ГЛАВА 10. Т АЙНЫ ТВОРЧЕСТВА: ДОСТОЕВСКИЙ И ЧЕХОВ...........................410
«Кроткая» Ф. М. Достоевского........................................................422
«Три года» А. П. Чехова........■...........................................................423
Анализ почерка А. П. Чехова, выполненный Д. М. Зуевым-Инсаровым.......................................................................................428
ГЛАВА 11. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ТЕКСТА........................432
Методика свободных описаний литературно-художественных текстов.... 432 Экспериментальное исследование динамики и взаимосвязи
психодиагностических показателей..............................................437
Результаты корреляционного анализа психологической
диагностики учащихся старших классов...................................440
Анализ полученных данных............................................................444
Алфавит чувств........................................................................................450
Тридцать три несчастья. Причины деструктивного поведения,
или Игры для проигравших..........................................................451
1. Извлекайте уроки из своих ошибок!..........................................456
2. Мне всегда не везет.....................................................................458
3. Долгий ящик..............................................................................459
4. Гнев, который трудно обуздать...................................................460
5. Прежде чем сказать «Да»............................................................462
6. В надежде на понимание............................................................464
7. Снова те же грабли......................................................................466
8. Риск ради риска...........................................................................467
9. Уверенность в своей правоте.......................................................468
10. Есть время на примирение..........................................................469
11. Излишняя опека родителей........................................................470
12. Изменяйтесь сами, и другие изменятся....................................471
13. Страдания из-за упрямства........................................................473
14. «У меня всегда все хорошо!»........................................................474
15. Избавляйтесь от навязчивых мыслей.........................................475
16. С протянутой рукой....................................................................477
17. Неоправданные надежды...........................................................478
18. Учитесь делать комплименты....................................................479
19. Будьте самим собой!.....................................................................480
20. Нежелание «играть в игры».........................................................481
21. Зависть — не самое приятное чувство........................................482
22. Не подавляйте своих желаний...................................................484
23. А разве жизнь не удалась?............................................................485
24. На что мы тратим свои силы?.....................................................487
25. Не занимайтесь самоедством.....................................................488
26. Начинайте, чтобы победить!.......................................................489
27. Удача ждет вас.............................................................................490
28. В плену у страха...........................................................................491
29. Не делайте себе больно!...............................................................493
30. Боль уйдет!....................................................................................494
31. Невысказанные просьбы...........................................................495
32. Притормозить, пока не поздно...................................................496
33. Устраняйте излишние волнения................................................497
34. Жизнь прекрасна!.........................................................................498
35. Лучше действовать, чем реагировать.........................................501
ГЛАВА 12. ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ................................................................503
Стили мышления и их диагностика.......................................................507
Краткие характеристики стилей.......................................................507
Сопоставление стилей и типов.........................................................517
Литература......................................................................................................519