|
Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренингеМентс М. ван. Год: 2001 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие................................................................................................... 7 Предисловие ко второму изданию............................................................ 10 1. РОЛИ И РОЛЕВАЯ ИГРА............................................................................... 11 Введение...................................................................................................... 11 Моделирование и игра................................................................................ 13 Ролевая игра................................................................................................ 15 Понятие роли...................................... ...................................................... 17 Принятие роли............................................................................................ 18 Разыгрывание роли..................................................................................... 19 2. МЕСТО РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ И ТРЕНИНГЕ........................... 23 Зачем нужна ролевая игра?............................... ........................................ 23 Преимущества ролевой игры..................................................................... 25 Недостатки ролевой игры.......................................................................... 28 Сферы применения..................................................................................... 31 Возрастные группы..................................................................................... 33 Подготовка и усовершенствование наставников...................................... 36 Методология............................................................................................... 37 Резюме......................................................................................................... 41 3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.................................................................................. 42 Включение ролевой игры в учебный план................................................ 44 Задачи........................................................................................................... 48 Внешние ограничения................................................................................. 49 Ключевые факторы...................................................................................... 51 Выбор или написание ролевой игры........................................................... 52 Проведение ролевой игры........................................................................... 53 Дебрифинг................................................................................................... 54 Последующие мероприятия....................................................................... 55 4. ТИПЫ РОЛЕВЫХ ИГР..................................................................................... 56 Основные категории ролевой игры............................................................ 56 Резюме......................................................................................................... 69 Два основных подхода................................................................................ 70 Структурные ограничения.......................................................................... 72 Характеристики........................................................................................... 75 Метод........................................................................................................... 76 Использование классификаций.................................................................. 76 Задачи........................................................................................................... 77 Интеграция.................................................................................................. 77 Проблемы, связанные с исправлением ошибок........................................ 78 Выбор ролевой игры................................................................................... 79 5. ПОДГОТОВКА К РОЛЕВОЙ ИГРЕ.............................................................. 80 Представление ролевой игры участникам................................................. 80 Постепенный ввод в ситуацию ролевой игры........................................... 81 Другие подготовительные мероприятия................................................... 84 Игры-разминки........................................................................................... 85 Написание сценария.................................................................................... 88 Творчество игроков.................................................................................... 98 Инструктаж зрителей................................................................................ 101 Другие приготовления.............................................................................. 104 6. СКРЫТЫЙ СЦЕНАРИЙ................................................................................ 108 Вступительное испытание......................................................................... 108 Стереотипы в рекламе.............................................................................. 109 Стереотипы в ролевых играх................................................................... 110 Скрытый сценарий.................................................................................... 113 Авторитет.................................................................................................. ИЗ Резюме....................................................................................................... 119 7. ПРОВЕДЕНИЕ СЕССИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ............................................... 121 Основные техники..................................................................................... 121 Как начать ролевую игру.......................................................................... 124 Специальные техники................................................................................ 128 Расстановка и переигровка....................................................................... 137 Роль наставника........................................................................................ 140 Факторы, препятствующие ролевой игре............................................... 143 8. ДЕБРИФИНГ................................................................................................... 149 Значение дебрифинга................................................................................ 149 Функция..................................................................................................... 151 Когда, где и как долго.............................................................................. 153 Логика дебрифинга.................................................................................... 154 Последовательность дебрифинга............................................................. 156 Три фазы опроса........................................................................................ 158 Техники...................................................................................................... 163 Использование видео................................................................................ 167 9. ДРУГИЕ АСПЕКТЫ РОЛЕВЫХ ИГР.......................................................... 176 Другие способы применения ролевых игр.............................................. 176 Другие экспериментальные методы......................................................... 185 10. КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ..................................................................... 194 Компьютерная связь (CMC).................................................................... 194 Интернет.................................................................................................... 195 Возможное использование CMC и Интернета в ролевых играх ... 200 Структура работы в киберпространстве.................................................. 201 Взгляд в будущее; примеры возможных киберпространственных ролевых игр............................................................................................... 202 Заключение................................................................................................ 207 Журналы................................................................................................................. 209 ПРЕДИСЛОВИЕ Одним из самых плодотворных способов создать нечто новое является взаимное обогащение предметных областей знания. Эта книга появилась в результате осознания того факта, что ролевая игра много и по-разному используется, но специалистам редко удается поделиться друг с другом приобретенным опытом. Было ясно, что несмотря на то, что специалисты по производственному тренингу, школьные учителя, преподаватели вузов и молодежные вожатые имели дело с очень разными учениками и руководствовались различными причинами, в их техниках было чрезвычайно много общего, и каждый мог бы извлечь выгоду от квинтэссенции лучших практических методов всех сфер деятельности. Задача этой книги состоит в освещении существующих методов организации ролевых игр с одновременным указанием на присущие этим методам преимущества и ограничения. Слишком часто приходится видеть приверженность проверенным, надежным и потому удобным техникам без понимания того, что существуют и другие, зачастую лучшие, методы, которые больше подходят для выполнения учебной задачи в данной конкретной ситуации. Обучение — процесс, в котором все взаимосвязано, и предполагаемый конец урока в той же степени определяет его начало, в какой начало определяет конец. Курс, когда речь не идет о строго контролируемой среде программированного обучения, в каждой своей части возвращается к уже пройденному и забегает вперед, соприкасаясь с другими разделами. Поэтому естественным является то, что процесс разыгрывания ролевых игр не носит линейный характер. Однако для удобства изложения материала в данной книге мы придерживались определенного порядка, который желателен, хотя и не всегда возможен. В главах 1 и 2 обсуждаются понятие роли и общие особенности ролевой игры как обучающей технологии, используемой в широком образовательном контексте, в главе 3 рассматривается необходимость системного подхода. В следующей главе подчеркивается важность
|
Loading
|