Содержание
Предисловие научного редактора........................................................... g
Глава 1.Теории организаций_______............................................................ 8
Введение............................................................................................................................. 8
1.1. Механистический подход втеории организаций............ g
1.2. Бюрократический подход к построению структур управления организации.............................................. 14
1.3. Структурно - функциональный подход в теории организаций.......................................................................... 23
1.4.0рганизаииикакоткрьггь1есистемы............................ 31
1.5. Современные тенденции в исследовании организаций.... 38
Глава 2. Проектироваяиеоргаяизяций._______......_____._________........-------- 49
2.1. Организация как объект проектирования..................... 49
2.2. Структура проектирования.......................................... 52
2.3. Деятельность как предмет проектирования................... 55
2.4. Алгоритмы деятельности............................................ ^7
2.5. Проектирование деятельности организации.................. 60
2.5.1. Проектирование индивидуальной деятельности специалиста............................................................... 60
2.5.2. Проектирование деятельности группы специалистов............................................................................. 62
2.5.3. Проектирование должностных инструкций............ 65
2.5.4. Проектирование эксплуатационных инструкций.... 67
2.6. Проектирование организационной деятельности........... 71
Глава 3. Коммуникация в организациях----------------.---------.......------------- 7^
3.1. Организационная коммуникация................................ 76
3.1.1. Основные подходы и проблемы. Структура коммуникации.................................................................... 76
3.1.2. Значение и смысл в коммуникации........................ 83
3.2. Современные теории коммуникации............................ 88
3. 2.1. Коммуникация как реальность значений и описа-
ниядействительности................................................. 88
3.2.2. Значения и социальные роли. Скоординированное управление значениями.............................................. 93
3.2.3. Символическое взаимодействие............................. 98
3.2.4. Потребности в коммуникации................................ W1
3.2.5. Культурный подход к организационной коммуникации........................................................................ Ю4
3.2.6. Познавательная модель коммуникации................. 109
3.3. Организационная коммуникация как система.............. 114
3.3.1 Смысл ворганизационной коммуникации............... 114
3.3. 2. Коммуникативная среда организаций. Коммуникация и культура........................................................ 122
3.3.3. Внешняя коммуникация организаций. Реклама и
продвижение............................................................. 130
Глава 4. Персонал в организациях.......................................................„. 141
4.1. Управление персоналом............................................... 141
4.1.1. Исторический аспект. Зарубежный опыт................. 141
4.1.2. Управление человеческими ресурсами в России....... 146
4.1.3. Управление персоналом как стратегическая функция организации вформировании кадровой политики.. 147
4.1.4. Характеристика системы управления персоналом современной организации........................................... 151
4.1.5. Должностные позиции служб управления персоналом........................................................................ 157
4.1.6. Менеджерпоперсюналу(корпоративныйпсихолог).. 159
4.2. Профессионально-важные качества корпоративного психолога (менеджера по персоналу).............................. 162
4.2.1. Экспериментальное изучение структуры профес-
сионалыю-важкых качеств менеджера но персоналу..... 1*4
4.3. Реализация основных функций корпоративного психолога............................................................................. 167
4.3.1. Набор(|юиски11айм)персоналасучетом вакантных
позиций..................................................................... 167
4.3.1.1. Общие проблемы набора персонала................... 168
4.3.1.2. Планпонаборуперсонала................................. 169
4.3.1.3. Ответственность за набор персонала и его этапы
в крупных фирмах и корпорациях............................. 169
4.3.1.4. Ответствен ностьза нибор персонала и его этап ы впеболыинхфирмах................................................. 1^0
4.3.1.5. Информационная открытость........................... 170
4.3.1.6. Рынок труда и кандидаты на вакантные должности............................................................... 171
4.3.2. Профессиональная мотивация персонала................ 177
4.4. Формирование адекватной самооценки работников и уверенности в себе........................................................ 1^1
4.5. Профессиональная адаптация работников.................... 200
Глава 5. Клиент в организа] шях.............................................................. 212
5.1. Проектирование пространств в эргономике и инженерной психологии............................................................ 212
5.2. Проектированиеторговых помещений.......................... 216
5.2.1. Концепция магазина.............................................. 216
5.2.2. Средствавзаимодействияспокупателем.................. 219
Хронограф. НаучныетрудыН. Я. Грота................................................ 232
Библиография. .............................'.: 246