|
Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"Цель урока: дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения, вырабатывать навыки правильной постановки знаков препинания. Ход урока
В класс вбегают ученики, на груди таблички со словами: «надо», «пробраться», «в термос», спальню», «и», «украсть», «короля» -Вы кто? -Мы мышата из повести-сказки С.Прокофьевой «Глазастик и ключ – невидимка». - В ней рассказывается об удивительном путешествии волшебника Алёши, девочки Кати и кота Васьки. У Алёши был свой собственный джин, вроде старика Хоттабыча. Только из древнего кувшина он переселился в термос, считая, что в сказке он пригодится. Сказка оказалась страшной. Термос попал в руки злого Короля, который заставил джина служить себе, а Алёшу заключил в мрачное подземелье. Совсем неожиданно пришла помощь от мышей, которые жили во дворце. Королева мышей влюбилась в кота Ваську (чего только не бывает в сказке!) и отправила своих подданных, чтобы нашли Алёшу и запомнили слова, которые он им скажет. Мыши справились, но каждая запомнила и принесла по одному слову. Мыши говорят: - Надо пробраться в термос спальню и украсть короля -Ребята, вы поняли что-нибудь? -Поменяйтесь местами, -сказала Королева Мышей (Мыши засуетились, но предложение не построили). -Поможем им, ребята? Слайд№2 Надо пробраться в спальню короля и украсть термос. - Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация) II. Слово учителя. -Сегодня на уроке мы начинаем изучать синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, правила их построения. Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок») В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.
- Составьте предложение из слов. Если нужно, измените эти слова и используйте служебные части речи. Выделите грамматическую основу. Слайд №4 Темный, хвойный, лес, утро, вечер, хлопотать, проворные, белки. (Утром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные белки) В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.
Восстановите строки. Слайд №5
Зима недаром злится Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
-Подчеркните грамматические основы. -Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину? (олицетворение) -Проверим расстановку недостающих знаков препинания.
Зима недаром злится, Прошла ее пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
III. С синтаксисом тесно связана пунктуация -Что же такое пунктуация? Как передать словами разные чувства? Словами не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. Откроем любую книгу, сколько их на каждой странице! Мы так привыкли к ним, что иногда не замечаем их. Может, они и не нужны? Прочитаем текст.
Древнерусское письмо.Слайд №6
А ведь так писали на Руси до конца XV века: без пробелов и знаков препинания. А как вы относитесь к знакам препинания? Случалось, наверное, писать сочинение, а расстановку знаков препинания оставлять «на потом»?
В школе изучается 10 знаков препинания. Слайд №8 - Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак) - Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? (знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) - А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?( знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие) -Что же такое пунктуация? Слайд №9 Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Слайд №9
-Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему — точнее понять текст и выразительно прочитать его. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какой знак препинания следует поставить, и нужен ли знак. Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой. Пунктограмма (лат. «пунктум» — точка, греч. «грамма» — знак, буква). -При письме нужно уметь быстро находить то место, где возможна пунктуационная ошибка. Быль – небылица о том, как от запятой зависела жизнь человека. Слайд №10
Некий повелитель на смертном приговоре написал решение, но забыл или не знал, как поставить запятую: «Казнить нельзя помиловать!» Как понять это решение? Полную ясность внесла запятая: «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать». ( По А.Моисееву.) Оказывается, в истории произошёл случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга Александра III: «Простить нельзя, отправить в Сибирь». Узник был спасён. Задание: расставьте знаки препинания в предложениях. Слайд №11 Подумайте, выберите пунктограмму — нужный знак препинания, применяя пунктуационное правило. 1)Сила, свет, красота ночи стали ослабевать. 2) Зимнее солнце светит, но не греет. 3) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья. 4) Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству 5) Блеснула молния, и загремел гром. 6) Дует ветер, и листва шуршит. IV. Выводы. Вставьте недостающие слова. Слайд № 12 Синтаксис изучает словосочетания и ________________ . Правильно употреблять знаки препинания учит _____________ . Мы начали изучать _______________ и_________________ . V. Рефлексия - Сегодня на уроке мне было….. (скучно, интересно, неинтересно, весело) Домашнее задание: параграф 23,24 упр.120 |
Loading
|