Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 903

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Синтаксис и пунктуация"

Цель урока: дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения, вырабатывать навыки правильной постановки знаков препинания.

Ход урока

  1. Организационный момент.

В класс вбегают ученики, на груди таблички со словами: «надо», «пробраться», «в термос», спальню», «и», «украсть», «короля»

-Вы кто?

-Мы мышата из повести-сказки С.Прокофьевой «Глазастик и ключ – невидимка».

- В ней рассказывается об удивительном путешествии волшебника Алёши, девочки Кати и кота Васьки.

У Алёши был свой собственный джин, вроде старика Хоттабыча. Только из древнего кувшина он переселился в термос, считая, что в сказке он пригодится. Сказка оказалась страшной. Термос попал в руки злого Короля, который заставил джина служить себе, а Алёшу заключил в мрачное подземелье. Совсем неожиданно пришла помощь от мышей, которые жили во дворце. Королева мышей влюбилась в кота Ваську (чего только не бывает в сказке!) и отправила своих подданных, чтобы нашли Алёшу и запомнили слова, которые он им скажет. Мыши справились, но каждая запомнила и принесла по одному слову. Мыши говорят:

- Надо пробраться в термос спальню и украсть короля

-Ребята, вы поняли что-нибудь?

-Поменяйтесь местами, -сказала Королева Мышей

(Мыши засуетились, но предложение не построили).

-Поможем им, ребята? Слайд№2

Надо пробраться в спальню короля и украсть термос.

- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)

II. Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы начинаем изучать синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения, правила их построения.

Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.


- Составьте предложение из слов. Если нужно, измените эти слова и используйте служебные части речи. Выделите грамматическую основу. Слайд №4

Темный, хвойный, лес, утро, вечер, хлопотать, проворные, белки.

(Утром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные белки)

В синтаксисе изучаются словосочетания и предложения. Знать правила построения словосочетаний и предложений нужно для того, чтобы правильно говорить и писать, выразительно читать, лучше понимать чужую речь.


Восстановите строки. Слайд №5


  • , Зима, пора, недаром, Прошла, злится, ее,

  • Весна, со двора, гонит, И, стучится, в окно

  • всё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон,

  • жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.


  • Какие строки получились?


Зима недаром злится

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев


-Подчеркните грамматические основы.

-Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину? (олицетворение)

-Проверим расстановку недостающих знаков препинания.


Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Ф. И. Тютчев


III. С синтаксисом тесно связана пунктуация

-Что же такое пунктуация? Как передать словами разные чувства? Словами не обойтись. На помощь приходят знаки препинания. Откроем любую книгу, сколько их на каждой странице! Мы так привыкли к ним, что иногда не замечаем их. Может, они и не нужны? Прочитаем текст.


Древнерусское письмо.Слайд №6


А ведь так писали на Руси до конца XV века: без пробелов и знаков препинания. А как вы относитесь к знакам препинания? Случалось, наверное, писать сочинение, а расстановку знаков препинания оставлять «на потом»?


В школе изучается 10 знаков препинания. Слайд №8

- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (знаки завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

- Какие знаки препинания, которые ставятся внутри предложения? (знаки разделения: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире)

- А какие знаки препинания могут стоять в любом месте предложения?( знаки выделения: кавычки, скобки, многоточие)

-Что же такое пунктуация? Слайд №9

Пунктуация (от лат. рunctum – «точка») — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Слайд №9


-Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему — точнее понять текст и выразительно прочитать его.

В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какой знак препинания следует поставить, и нужен ли знак. Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой.

Пунктограмма (лат. «пунктум» — точка, греч. «грамма» — знак, буква).

-При письме нужно уметь быстро находить то место, где возможна пунктуационная ошибка.

Быль – небылица о том, как от запятой зависела жизнь человека. Слайд №10


Некий повелитель на смертном приговоре написал решение, но забыл или не знал, как поставить запятую: «Казнить нельзя помиловать!» Как понять это решение? Полную ясность внесла запятая: «Казнить нельзя, помиловать» или «Казнить, нельзя помиловать». ( По А.Моисееву.)

Оказывается, в истории произошёл случай. Русской императрице Марии Фёдоровне удалось переправить запятую в резолюции её супруга Александра III: «Простить нельзя, отправить в Сибирь». Узник был спасён.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях. Слайд №11

Подумайте, выберите пунктограмму — нужный знак препинания, применяя пунктуационное правило.

1)Сила, свет, красота ночи стали ослабевать.

2) Зимнее солнце светит, но не греет.

3) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.

4) Он не привык к движению, к жизни, к многолюдству

5) Блеснула молния, и загремел гром.

6) Дует ветер, и листва шуршит.

IV. Выводы. Вставьте недостающие слова. Слайд № 12

Синтаксис изучает словосочетания и ________________ .

Правильно употреблять знаки препинания учит _____________ .

Мы начали изучать _______________ и_________________ .

V. Рефлексия

- Сегодня на уроке мне было….. (скучно, интересно, неинтересно, весело)

Домашнее задание: параграф 23,24 упр.120

Loading

Календарь

«  Июль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24