ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.........................9
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.................11
§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития
как науки......................11
§ 2. Проблема детерминации психического развития........16
§ 3. Основные понятия возрастной психологии..........18
Глава II. Организация и методы исследования в психологии развития
и возрастной психологии...................22
§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования
в психологии развития.................22
§ 2. Метод наблюдения...................23
§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования......25
§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование .... 27
§ 5. Вспомогательные методы исследования...........27
§ 6. Схема организации эмпирического исследования.......30
Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной
области психологической науки..................34
§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной
области психологической науки..............34
§ 2. Начало систематического изучения детского развития......36
§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной
психологии во второй половине XIX — начале XX в........39
Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка
проблемы факторов психического развития...........45
§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета
детской психологии...................45
§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания
организма.....................47
§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический
и социальный.....................52
§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды........54
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход..........................57
§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа
3. Фрейда......................57
§ 2. Психоанализ детства..................63
§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . . 68 Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория
психосоциального развития личности Э. Эриксона.........72
§ 1. Эго - психология Э. Эриксона...............72
§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона.........73
§ 3. Основные понятия теории Эриксона............74
§ 4. Психосоциальные стадии развития личности.........75
Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского
развития..........................84
§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении.......84
§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона............8 5
§ 3. Оперантное научение..................89
§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера...........91
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:
теории социального научения.................96
§ Социализация как центральная проблема концепций социального
научения.......................96
§ 2. Эволюция теории социального научения...........97
§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание.....98
§ 4. Диадический принцип изучения детского развития......102
§ 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка . . . 104 § 6. Со1гиокультурньгй подход................105
Глава IX. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция
Ж. Пиаже.........................108
§ 1. Основные направления исследований интеллектуального развития
ребенка Ж. Пиаже...................108
§ 2. Ранний этап научного творчества.............108
§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже......114
§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже.......122
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.............125
§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций ....125
§ 2. Проблема специфики психического развития человека.....129
§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития
человека .......................131
§ 4. Проблема «обучение и развитие».............132
§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития.....137
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе...............140
§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов.
Детство как культурно - исторический феномен.......140
§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации
детского развития в работах Л.С. Выготского.........143
§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития
Д.Б. Эльконина...................147
§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации
психического развития..................151
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество....................156
§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период . . . .156
§ 2. Младенчество как период стабильного развития.......163
§ 3. Развитие общения и речи................166
§ 4. Развитие восприятия и интеллекта.............169
§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами . . . . 172 § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году
жизни.......................176
§ 7. Психологические новообразования младенческого периода.
Кризис одного года..................177
Глава XIII. Раннее детство...................181
§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте
и общение со взрослым................181
§ 2. Развитие предметной деятельности............183
§ 3. Зарождение новых видов деятельности...........186
§ 4. Познавательное развитие ребенка.............188
§ 5. Развитие речи....................190
§ 6. Новые направления руководства психическим развитием
в раннем детстве...................193
§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.....196
Глава XIV. Дошкольное детство.................201
§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.....201
§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.....202
§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) . . . 209
§ 4. Познавательное развитие................210
§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками..........216
§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие . 218 § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства........220
Глава XV. Младший школьный возраст............224
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность
к школьному обучению..................224
§ 2. Адаптация к школе..................227
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника.........228
§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. . 235 § 5. Кризис отрочества (предподростковый)...........238
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)...........242
§ 1. Социальная ситуация развития..............242
§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте.......245
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков , . . 248
§ 4. Особенности общения со взрослыми............252
§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста . . . .252
§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности.......254
Глава XVII. Юность.....................261
§ 1. Юность как психологический возраст...........261
§ 2. Социальная ситуация развития..............264
§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте........267
§ 4. Интеллектуальное развитие в юности............270
§ 5. Развитие личности..................273
§ 6. Общение в юности.................278
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость . ..........283
§ 1. Взрослость как психологический период..........283
§ 2. Проблема периодизации взрослости............286
§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
в период зрелости...................289
§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы
взрослости......................289
§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период
взрослости.......................301
Глава XIX. Взрослость: старение и старость............306
§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление........306
§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем .... 308
§ 3. Теории старения и старости...............309
§ 4. Проблема возрастных границ старости...........313
§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы
в старости.......................314
§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
в старости......................319
§ 7. Личностные особенности в старости............325
§ 8. Познавательная сфера в период старения .........332
Приложение.........................342