|
Конспект и презентация к уроку литературы по творчеству М.В.Ломоносова "Пётр Великий русской литератКонспект и презентация к уроку литературы по творчеству М.В.Ломоносова "Пётр Великий русской литературы" 9 классЛомоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги. Н.В. Гоголь Цель урока: познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деятельности; познакомить с одой как жанром героической гражданской лирики с торжественным стилем выражения Оборудование: Презентация к уроку. Ход урока.
Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.
М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.
М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения. Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства».
I (высокий штиль) II (средний штиль) III(низкий штиль) Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь Слава взываю (зову) говорю Ныне десница (рука) ручей I – о делах важных, событиях значительных II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям III – комедии, песни, дружеские послания. Теория носила демократический характер: сузила круг употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному.
Подготовленный ученик читает стихотворение М. Ломоносова «Открой мне бывшие, о древность, времена» Восторг внезапный ум пленил, Ведёт на верх горы высокой, Где ветр в лесах шуметь забыл, В долине тишина глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Который завсегда журчит И с шумом вниз стремится. Лавровы вьются там венцы, Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится.
М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» М.В.Ломоносов Те-рек во-ет дик и зло-бен (хорей) Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб)
- Определите размер этих стихов. Другие стихотворные размеры, предложенные М. Ломоносовым: ямб; хорей, анапест, дактиль и сочетание этих размеров.
IV.Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики. М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: "высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. У Ломоносова есть "любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные
случаи придворной жизни, часто к
годовщинам восшествия на престол
Елизаветы. Поэтому в них обязательно
включалась похвала императрице. "Но,
— как замечает Г.П. Макогоненко, — это
не была лесть ищущего подарка придворного”.
Ломоносов создавал жанр программной
оды — оды-рекомендации. Примером
произведения подобного рода является
«Ода на день восшествия на престол
императрицы Елизаветы Петровны, 1747
г.».
(Начало работы над одой организуем
вопросами о читательских впечатлениях.
Далее предлагаем учащимся подобрать
эпитеты, определяющие общую тональность
повествования, его стиль (возвышенная,
торжественная...), и объяснить свой выбор.
Просим учеников найти строфы, которые
с их точки зрения звучат наиболее
торжественно, величаво).
На доске и в тетрадях записываются
признаки высокого стиля: оканье, архаизмы,
приемы ораторской речи.
а) ода строится как ораторское
сочинение; Учащиеся находят в тексте примеры :
д) в речи много славянизмов,
библеизмов; VI . Ломоносов – неутомимый поборник просвещения и прогресса.
Чтение стихотворения «Вечернее
размышление о Божием величестве при
случае великого Северного сияния”
2. Как бы вы определили ведущую тему
произведения? (Единство в разнообразии
природы.) 4.Какие вопросы волнуют людей при наблюдении за северным сиянием, этим чудом природы? 5. Почему Ломоносова радует, что нет окончательной разгадки этого явления? (Разгаданная тайна теряет часть своей магической притягательности. Учёный и поэт спорят в душе Ломоносова, и поэт побеждает.) 6. Что восхищает автора? (Бог выступает здесь как создатель и организатор мироздания, бесконечно богатого в великих и малых проявлениях, связанных неразрывно друг с другом в общей гармонии, в "стройном чине”. Но преклонение перед величием Творца не порабощает поэта, он охвачен стремлением познать природу. Его восхищает многообразие природы. Более того, коль "просветлённая лампада возжжена”, то это ко многому должно подвигнуть человека.)
6.Определите размер стиха, тип рифмы.
Как ритмический рисунок влияет на общий
тон стихотворения? (Строгий четырёхстопный
ямб с мужской рифмой придают чеканную
торжественность каждой строфе) - Какая научная картина предстаёт перед нами? - В чём видел Ломоносов просветительскую задачу поэта? (Поэт должен не только восхищаться прекрасным и необычным, но и стараться объяснить эти явления.) - Прочтите заключительную строфу стихотворения. В чём её метафорический смысл? (Человек покрыт тьмой невежества, только с помощью Господа он станет творцом великих дел и прекрасных строк.)
1. Найдите в «Размышлениях...» примеры
нарушения лексической сочетаемости,
трансформации смысла слов. - Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством? Исследователи творчества Ломоносова отмечают: русские поэты (в том числе и сам Пушкин) учились у Ломоносова, вольно или невольно заимствуя его образы, интонации, речения, так или иначе развивались с оглядкой на грандиозный поэтический мир, им созданный. Его реформа стихосложения открыла колоссальные возможности русской поэзии, его реформирование русского литературного языка дало отечественной культуре мощное средство ее развития. Гением Ломоносова была создана новая русская литература. Он определил общественную роль поэзии в жизни страны, открыл перед ней возможности плодотворного развития. Гражданские темы, публицистическая страстность, патриотическая любовь к своему отечеству, выразительный, богатый язык, звучные, сильные ямбы силлабо-тонического стиха — все эти особенности стихов Ломоносова высоко поднимали русскую поэзию над тем, что было сделано до него. VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова
Используемая литература:
|
Loading
|