Центральный Дом Знаний - Сценарий и презентация тематического вечера, посвящённого жизни и творчеству Михаила Васильевича Лом

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Сценарий и презентация тематического вечера, посвящённого жизни и творчеству Михаила Васильевича Лом

Сценарий и презентация тематического вечера, посвящённого жизни и творчеству Михаила Васильевича Ломоносова

Цели вечера:

  • Формирование чувства патриотизма и гордости за человека- труженика, гения науки, желания творить добро на благо народа.

  • Интегрирование знаний о жизни и деятельности Ломоносова, развитие межпредметных отношений.

  • Развитие у учащихся познавательного интереса и общеучебных компетенций.

Предварительное задание: групповая поисково-исследовательская деятельность по разделам темы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеопрезентация, портрет М. В. Ломоносова, репродукции мозаичных картин художника.

Слово учителя:

Всем знакомо имя великого учёного, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В 2011 году мы отмечаем его славный юбилей – 300-летие со дня рождения!

Могучий, многогранный, самобытный талант Ломоносова коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ, - казалось, всюду он успевал и везде привносил новое, неожиданное, прогрессивное. Такой разносторонностью в прошлом обладал, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи, а в последующем уже никто.

Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.

1-й ученик

Детские годы

М. В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской (по другим источникам – Денисовке), которая находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Архангельской губернии.

Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к 16 веку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего учёного – Василий Дорофеевич и мать – Елена Ивановна (урождённая Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.

М. В. Ломоносов гордился своим поморским происхождением. Разнообразная природа Севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым.

В девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала

страсть пасынка к книгам. М. В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С девятилетнего возраста он начал помогать отцу. Почти девять лет юноша вместе с отцом совершал далёкие морские переходы в Северный Ледовитый океан и к Новой Земле.

С детства Ломоносову были хорошо знакомы многие промыслы Поморья: выварка соли, ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя – тюленя, моржа, морского зайца.

2-й ученик

Первые шаги к знаниям

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич Ломоносов начал с изучения грамоты. Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, мальчик быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги, а в приходской церкви читать «Жития святых». Псалмы и каноны, считаясь лучшим чтецом в деревне. В 14 лет Ломоносов грамотно и чётко писал.

Знакомство с книгами убедило Ломоносова в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжёлая обстановка в семье заставили юношу оставить родной дом и отправиться в Москву.

В конце 1730 года Ломоносов узнал, что караван с рыбой отправляется в Москву. Заняв у своего соседа три рубля и выпросив у него полукафтанье, 9 декабря 1730 г. он взял с собой паспорт и ушёл из дома. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января прибыл в Москву.

3-й ученик

Путь в науку

С 1731 г. начался новый период в жизни молодого помора – его трудный путь в науку. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигацкой школе. Но в курс обучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. И в январе 1731 г. Ломоносов подаёт прошение о зачислении его в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Хотя юноша умел читать и писать, знал основы арифметики, он был определён в самый низший класс, ибо основным предметом четырёх младших классов являлся латинский язык, которого не знал и так стремился изучить девятнадцатилетний юноша. Много горечи и обид пришлось испытать гордому помору в первые годы учения. Позже он вспоминал: «Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван в лет в двадцать пришёл латыне учиться!»

Но природный ум, большой талант и поразительное трудолюбие позволили будущему учёному к концу первого года окончить курс трёх младших классов и перейти в четвёртый.

Удивительная целеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищи свободное от занятий время проводили в играх и шалостях, он читал книги и летописи в монастырской библиотеке. Знакомство с древней славянской литературой раскрыло ему величие и красоту родного языка, привило ему любовь к отечественной истории. По мере перехода из класса в класс интерес Ломоносова к наукам всё возрастал. Он усвоил латинский язык, читал по-гречески, изучал арифметику, географию, историю, познакомился с лучшими образцами античной литературы, латинской и русской поэзии, усвоил теорию стихосложения и основы ораторского искусства.

1 января 1736 г. Ломоносов переступил порог высшего научного учреждения страны - Петербургской Академии.

М.В.Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий учёный продолжал совершенствоваться в российском стихосложении.

Серьёзное отношение М.В.Ломоносова к науке выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что он, его товарищ Д.Виноградов и Г.У.Райзер будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.

В конце сентября 1736 г. Ломоносов с товарищами отплыли из Кронштадта в Германию.

4-й ученик

Обучение в Германии

Бывший ученик Московской славяно-греко-латинской академии стал студентом известного всей Европе Марбургского университета.

Большую популярность университет приобрёл с приходом сюда Христиана Вольфа, имя которого в середине 30-х годов знала почти вся образованная Европа. Широкую известность Вольф получил благодаря своей энциклопедической образованности.

Ломоносов поселился в доме вдовы марбургского пивовара Екатерины-Елизаветы Цильх. Прошло два года, и её младшая дочь – Елизавета-Христина стала женой Ломоносова.

С помощью Вольфа русские студенты быстро приобщились к занятиям в Марбургском университете. Здесь они слушали курс теоретической химии профессора Ю.Г.Дуйзинга, а также лекции Х.Вольфа по механике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике и логике. Ломоносов в лаборатории университетского аптекаря Д.Ф.Михаэлиса занимался экспериментальной химией.

Изучение естественных наук М.В.Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. Он много и увлечённо размышляет над теоретическими основами русской поэзии, штудирует трактат В.К.Тредиаковского о русском стихосложении, пытается сам сочинять, используя различные стихотворные размеры.

В декабре 1739 г. Ломоносов послал в Петербург оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором изложил свои взгляды на русское стихосложение.

5-й ученик

Начало творческого пути

8 июня 1741 г., после пятилетнего пребывания в Германии, Ломоносов вернулся в Петербург. С этого времени началась его многогранная и

чрезвычайно интересная научная деятельность в Петербургской Академии наук.

С каждым годом возрастала творческая активность Ломоносова. Основным направлением в его работе до 1757 г. были химические исследования. Вместе с тем его внимание привлекают многие проблемы физики, горного дела, а также вопросы русского языка и литературы.

В течение 1744 г. Ломоносов написал и представил в академическое собрание три научных сочинения: «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном», «О действии химических растворителей вообще», «Физические размышления о причинах теплоты и холода». Эти труды получили одобрение академического собрания. Поэтому в конце апреля 1745 г. учёный обращается в канцелярию с ходатайством о присвоении ему звания профессора химии.

Став профессором химии, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стёкол.

М.В.Ломоносов обладал незаурядными художественными способностями. Об этом свидетельствуют его известные мозаичные портреты и картины: образ Богоматери, портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и другие.

6-й ученик

Ломоносов – филолог, литератор

В.Г.Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, что он был её отцом и пестуном, «он был её Петром Великим», ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе».

В 1739 г. Ломоносов написал «Письмо о правилах российского стихосложения», в котором с удивительной смелостью выдвинул взамен силлабической тоническую систему русского стихосложения. Также он утверждал, что «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

С гордостью писал русский учёный о величии своего родного языка: «Я не могу довольно о том нарадоваться, что российский наш язык не токмо бодростию и героическим звоном греческому, латинскому и немецкому не

уступает, но и, подобно оным, в себе купно природную и свойственную версификацию иметь может».

Следующим этапом филологических исследований Ломоносова была работа над теорией русской прозы, к которой он приступил в первые годы своей научной деятельности в петербургской Академии. Итогом этой работы явилась «Риторика», первый вариант которой был завершён к началу 1744г. Заслуга молодого учёного заключалась в том, что он утвердил основные начала русской литературной речи. Вначале 40-х гг. русский литературный язык был полон стилистических и лексических противоречий. В нём сочетался церковнославянский язык, разговорная русская речь и иностранные слова. «Риторика» Ломоносова значительно расширяла круг литературных знаний русского читателя, существенно помогала развитию художественного вкуса и убеждала, что русский язык по своему богатству, выразительности не только не уступает, но и превосходит многие западноевропейские языки.

В 1757 г. вышла в свет «Российская грамматика». Эта книга была первой научной грамматикой русского языка, первым сводом правил русского языка.

Большое значение для развития языка и литературы имела наиболее зрелая филологическая работа Ломоносова «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»(1757). В этом труде учёный решил три важнейшие для того времени задачи: отношение церковнославянских и русских народных элементов в составе русского литературного языка, разграничение литературных стилей и классификация литературных жанров.

В поэтическом наследстве Ломоносова основное место занимают оды. Несмотря на то что поэзия Ломоносова не лишена жанрового разнообразия, - он писал и трагедии, и сатиры, и эпиграммы, и басни, и дидактические послания, сочинял философскую лирику, - для современников и потомков он был прежде всего одописцем.

Важное место в художественном наследии Ломоносова занимают его публичные выступления на торжественных собраниях Петербургской Академии наук.

Величайший просветитель и гуманист, М.В.Ломоносов горячо верил в силу человеческого разума и видел единственный путь к благосостоянию народа и государства в науке, в просвещении.

В живой поэтической форме он доказывает, как велика польза наук:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Художественное наследие Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и в прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, потами-декабристами и Пушкиным.

7-й ученик

Организатор отечественной науки

В последние 10 лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убеждённый просветитель. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций,

подготовка плаваний с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской Академии наук, основание Московского университета – вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.

Педагогическая деятельность

Яркую страницу в творческой биографии Ломоносова представляет его педагогическая деятельность. Более 20-ти лет своей жизни он посвятил этому нелёгкому труду.

Очень серьёзно относился учёный к подготовке лекций, будь то физика, химия или русское стихосложение. Как правило, готовясь к чтению какого-либо курса, он писал пособия для слушателей, которые затем издавались как научные труды.

8-й ученик

Последние годы жизни

Научные труды Ломоносова получили признание не только в России, но и за рубежом. В апреле 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук.

Однако положение учёного в Петербургской академии было чрезвычайно сложным.

В конце 50-х годов всё острее становилась борьба передового учёного за свободное развитие отечественной науки и просвещения. Тяжёлыми были последние пять лет его жизни и деятельности.

Екатерина Вторая ясно показала своё нерасположение к Ломоносову, обойдя его своими «милостями», которые она щедро раздавала по случаю вступления на престол. Враги Ломоносова – чиновники Академии наук, участники дворцового переворота – получили высокие чины. Для Ломоносова это было не только вопросом личной обиды, но и крушением надежд. В июле 1762 г. Ломоносов подаёт прошение об увольнении его со службы. Это было протестом против действий нового правительства.

2 марта 1763 года он был уволен «в вечную от службы отставку», хотя и с повышением в чин статского советника.

Силы Ломоносова были истощены не только огромной научной и организационной деятельностью, но и постоянной борьбой и тяжёлой болезнью. В начале 1765 г. Ломоносов снова тяжело заболел, и хотя февраль

принёс ему некоторое облегчение, но ненадолго. С марта болезнь прогрессировала. Как бы чувствуя приближение смерти, учёный весной того же года писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют».

4 (15) апреля 1765 г. в пять часов вечера великого русского учёного не стало. Он умер на пятьдесят четвёртом году жизни. Через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге «при большом стечении народа» состоялись похороны Ломоносова.

Заключительное слово учителя

Современники запечатлели для потомства образ Ломоносова как неутомимого труженика на ниве науки и горячего поборника просвещения. Они свидетельствовали, что ему были присущи мужество, бесстрашие, независимость, душевность и простота – всё то, чем славен русский народ, в чём заключена его яркая национальная самобытность.

Слава великого русского учёного с особой силой стала утверждаться после его смерти. В 1774 г. один из современников учёного справедливо отметил: «Уже наступает тот час, где будет судить его справедливое потомство». Ещё в 18 веке широкие круги передовых людей России поняли, что Ломоносов – это национальная гордость страны, и тысячи русских людей различных сословий, восхищаясь им, стремились подражать ему!

Несмотря на то что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и сёла, улицы и площади, учебные заведения и школы.

Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского учёного названа одна из малых планет и один из минералов.

Деятельность Ломоносова была всегда целеустремлённо связана с наиболее важными потребностями страны, с её промышленным, культурным развитием, направлена на её процветание. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для своей Родины.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24