|
Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А. А. Реана Под редакцией А. А. Реана Год выпуска: 2002 Содержание: 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ ....................................................................... 20 БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ............................................................................. 21 СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ ............................................................................................................. 22 2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ .................................................................. 24 3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ....................................................................................................................... 27 СИНЕРГЕТИКА.............................................................................................................................. 28 ЦЕЛЬ КАК ЦЕЛОСТНОЕ И ЦЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ............................................... 29 4. ЦЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ИТОГИ .............................................................. 31 5. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................ 34 НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ.............................................................................................................. 34 СРЕДА............................................................................................................................................... 34 АКТИВНОСТЬ................................................................................................................................ 36 6. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .................................................................. 37 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ................................................ 42 8. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.............................................................................. 45 БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ............................................................................................ 47 ТЕОРИИ РЕКАПИТУЛЯЦИИ .................................................................................................. 47 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА............................................. 48 СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ...................................................................................... 50 КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА...................................................................................................... 50 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ ....................................................................................................... 53 КОНЦЕПЦИЯ Ж. ПИАЖЕ ................................................................................................ 53 ПЕРСОНОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ................................................................................ 58 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ............................................................................ 59 9. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ............................................. 61 СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 61 ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ................................................................................................ 62 КРИЗИС РАЗВИТИЯ .................................................................................................................. 63 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ .................................................................. 64 КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА ... 66 10. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 69 ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА................................................ 70 11. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА......................... 72 12. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 13. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ...................................................... 81 14. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ............................................................................................... 90 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ АВТОРОВ .... 91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .................................................................................................................. 93 РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНА И ПЛОДА ................................................................................................ 96 ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ......................................................................................................................... 96 ВТОРОЙ МЕСЯЦ............................................................................................................................. 96 ТРЕТИЙ МЕСЯЦ.............................................................................................................................. 97 ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ .................................................................................................................. 97 ПЯТЫЙ МЕСЯЦ ............................................................................................................................ 97 ШЕСТОЙ МЕСЯЦ ........................................................................................................................ 98 СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ.......................................................................................................................... 98 ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ......................................................................................................................... 99 ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ И НОВОРОЖДЕННЫЙ ............................................................................ 99 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .......................................................................... 100 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ ....................................................................................................... 100 РАЗВИТИЕ КОЖНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ .................................................................... 101 РАЗВИТИЕ ВКУСОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ................................................................. 101 РАЗВИТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.......................................................... 101 РАЗВИТИЕ СЛУХА ............................................................................................................... 101 РАЗВИТИЕ ЗРЕНИЯ .............................................................................................................. 102 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ......................................................................................................... 102 ПРЕДМЕТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ................................................................................................. 103 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 105 ПЕРИОД ПОДГОТОВЛЕНИЯ СЛОВЕСНОЙ РЕЧИ ............................................................... 105 ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ...................................................... 107 СТАДИЯ «СЛОВ-ПРЕДЛОЖЕНИЙ» ...................................................................................... 107 СТАДИЯ ДВУХ-ТРЕХСЛОВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ............................................................... 108 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 109 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ...................................................................................... 110 Обобщение.......................................................................................................................... 110 Овладение речью ............................................................................................................ 110 Сравнение............................................................................................................................ 110 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 111 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 111 РАЗВИТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ................................................................. 112 РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ...................................................................... 112 РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ .............................................................................. 112 РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 113 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 114 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА ОТ 0 ДО 2 ЛЕТ .... 114 КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ....................................................................................................... 115 ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗМЕ РЕБЕНКА . 117 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 118 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ................................................................................................... 118 СОДЕРЖАНИЕ Ш 7 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ............................................................................................................. 119 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ......................................................................................................... 120 ЭМОЦИИ СТРАХА ................................................................................................................ 121 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ........................................................................................... 121 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ............................................................................................................ 122 РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 123 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА .......................................................................................... 124 ПОТРЕБНОСТИ — ПЕРВОИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.......................................................................................................................................... 124 АФФИЛИАТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ............................................................................................. 127 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ ............................................................. 128 ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ ИЛИ БАЗАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ К ЖИЗНИ......................................................................................... 129 ПОТРЕБНОСТЬ В НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................................................................ 130 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В НОВЫХ. ВПЕЧАТЛЕНИЯХ ............................. 130 МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ.................................................................................................................. 132 РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 133 ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ................................................................................... 135 РАЗВИТИЕ «ТЕЛЕСНОГО» Я-ОБРАЗА ....................................................................................... 136 РАЗВИТИЕ «Я-ОБРАЗА» ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПРЕДМЕТАМИ........................................ 137 РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ СОЦИУМА......................................................... 138 ОБРАЗ Я И РОДИТЕЛИ ........................................................................................................ 138 Я И НЕЗНАКОМЦЫ.................................................................................................................. 140 ОТРАЖЕНИЕ «Я-ФАКТОРА» В РЕЧИ..................................................................................... 140 ОТНОШЕНИЕ МЛАДЕНЦА К СЕБЕ ........................................................................................... 141 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.................................................................. 142 РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 143 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ У МЛАДЕНЦЕВ............................................................................................ 143 ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ............................................................................... 144 РАЗВИТИЕ ТЕЛЕСНОГО ПРОСТРАНСТВА И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ .145 РАЗВИТИЕ СХЕМЫ ТЕЛА .................................................................................................... 145 Новорожденный ребенок.................................................................................................... 145 Младенчество...................................................................................................................... 146 РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФИЗИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ ............................................ 147 Манипуляторный характер действий .............................................................................. 147 Функциональный характер действий .............................................................................. 147 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ............................................................................... 148 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ................... 150 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ ......................................................................... 151 Предметное общение........................................................................................................... 151 Речевое общение................................................................................................................. 152 ПОДРАЖАНИЕ — ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ....................................................... 152 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ......................................................................................................... 153 СИНДРОМ «ГОСПИТАЛИЗМА»............................................................................................... 154 РЕЗЮМЕ ....................................................................................................................................... 155 ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................................................... 156 ИСТОРИЯ ВОПРОСА ............................................................................................................... 156 ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ .................................................................................................. 157 ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ...................................... 160 ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ .......................................................................................... 162 ТЕОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.................................................... 164 ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................... 168 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................... 170 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА ....................................... 174 ГЛАВА 2. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .......................................................................... 178 РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ........................................................................... 179 РОЛЬ ТРУДА В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ................................................................. 181 ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ............................................................... 181 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 182 АМНЕЗИЯ ДЕТСТВА ......................................................................................................... 182 Переход от младенческой к взрослой форме организации памяти ............................ 183 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 184 ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ ... 184 Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых фактов ...................................................................................... 185 Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления ....................................................................................... 186 Третий этап развития речи ребенка, связанный с началом изучения языка ................................................................................................................ 186 РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ ................................................................................... 186 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ....................................................................................................... 187 ТЕОРИЯ ПИАЖЕ: 4 СТАДИИ В РАЗВИТИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ .... 188 ТЕОРИЯ ГАЛЬПЕРИНА: 5 ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ... 189 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ........................................................... 190 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ........................................................................................... 190 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ............................................................................................... 191 Стадии развития воображения.......................................................................................... 191 Аффективная функция воображения ........................................................................... 192 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ......................................................................................................... 192 ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.................................... 193 РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 194 ГЛАВА 3. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 195 ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА 2-6 ЛЕТ ................................ 195 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 2-4 ЛЕТ ......................................................................... 196 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЮМОРА ....................................................................................... 197 МОРАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА..................................................................................................... 197 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ У РЕБЕНКА 4-6 ЛЕТ ........................................................................ 198 РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ......................................................................................................... 198 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ............................................................................... 199 ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ ............................................................................... 200 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.................................................................................... 202 ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ .................................................................................... 203 СТРАХИ ............................................................................................................................... 203 РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 204 ГЛАВА 4. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ..................................................................................... 206 КРИЗИС ТРЕХЛЕТОК: ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ, УВАЖЕНИИ............................ 207 ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................................... 208 ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.............................................................................................. 208 ОБЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ ....................................................................................................... 208 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ............................................................................................... 209 УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ.................................................................................................... 211 ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ................................... 211 ТЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ............................... 212 ИГРА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ............................................................ 212 ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ........ 213 РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСОВ И ЛЮБОПЫТСТВА .............................................. 214 РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 215 ГЛАВА 5. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ.............................................................................. 216 РОЛЬ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ Я-КОНЦЕПЦИИ ......................................................... 218 ЗНАЧЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИМЕНИ В Я-КОНЦЕПЦИИ РЕБЕНКА....................... 218 ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Я-ОБРАЗА ........................................ 219 Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА В ИГРАХ РЕБЕНКА ............................................................... 220 Я-ОБРАЗ И ОПЫТ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА ............................................................................. 221 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИ........................................................................... 222 ОБЩЕНИЕ РЕБЕНКА СО СВЕРСТНИКАМИ................................................................... 223 Я-ОБРАЗ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ............................................................................ 224
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СВЯЗЬ
МОРАЛЬНЫХ НОРМ И Я-ОБРАЗА
224 ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ........................................................................ 227 РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ............................ 228 РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА» .............................................................................................. 229 РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 230 ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ..................................................... 230 РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............................................................................. 231 СОСТАВ ГРУППЫ ............................................................................................................. 232 СТАТУС................................................................................................................................... 232 РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................... 233 РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ............................................................................................ 234 ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ............. 234 УСВОЕНИЕ КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫХ НОРМ ............................................................. 234 РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 235 ИТОГИ ВОЗРАСТА ......................................................................................................................... 236 ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .......................................................................... 242 СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ ........................................................................... 242 РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ........................................................................................................ 243 КОНСЕРВАЦИЯ..................................................................................................................... 244 КЛАССИФИКАЦИЯ ........................................................................................................... 245 СЕРИАЦИЯ .......................................................................................................................... 245 ТРАНЗИТИВНОСТЬ ........................................................................................................... 246 РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ................................................................... 247 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ....................................................................................................................... 247 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ................................................................. 249 РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ............................................................................................... 249 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ........................................................................................... 250 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ .......................................................................................................... 251 РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ............................................................................................................... 252 ШКОЛА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ................................................ 254 ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................................................ 254 ПСИХОДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ ............................................................................... 255 РЕЗЮМЕ ...................................................................................................................................... 256 ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА.............................................................................................. 257 ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ........................................................................................ 257 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ............................. 258 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........................................... 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ............................................................... 260 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ...................................................................... 261 СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ.......................................................................................................... 262
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В МЛАДШЕМ
ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ . . 264 ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ..................................................................................... 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ...................................................................................................... 267 МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ........................................................... 268 МОТИВАЦИЯ ПРОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ .......................................................... 269 ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛГА КАК ОСНОВНОГО МОРАЛЬНОГО МОТИВА.............. 270 ЭМПАТИЯ............................................................................................................................... 271 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................................................................ 271 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.......................................................................................... 272 Структура учебно-познавательных мотивов младшего школьника ........................... 273 СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ................................................................................................... 274 Статусный, или позиционный, мотив «быть учеником» ............................................. 274 Мотив хорошей отметки ................................................................................................. 274 Мотив утверждения в коллективе класса, стремления к превосходству и признанию сверстниками ............................................................................................. 275 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЗАПРЕТНОГО .......................... 275 ПОТРЕБНОСТЬ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ......................................................... 277 РЕЗЮМЕ ..................................................................................................................................... 277 СОДЕРЖАНИЕ ■ 11 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ................................................................................ 279 Я-РЕАЛЬНОЕ И Я-ПЕРСПЕКТИВНОЕ................................................................................ 280 ОБРАЗ ТЕЛА И Я-КОНЦЕПЦИЯ ........................................................................................ 281 РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ................................................................................................. 282 СТРУКТУРА САМООЦЕНКИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОГНИТИВНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТОВ САМООЦЕНКИ................................................... 284 ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА............................................................................. 285 САМООЦЕНКА РЕБЕНКА И ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ ............................................ 286 Система традиционного школьного обучения и самооценка........................... 288 Формирование заниженной самооценки ............................................................. 288
Возрастные особенности взаимовлияния
самооценки и успеваемости ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ.................................................................... 291 Коррекция неуспеваемости ..................................................................................... 293 НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ ................................................................................................ 293 ПОГРАНИЧНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА. ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ГРУПП СОЦИАЛЬНОГО РИСКА........................................................................................ 293 РЕЗЮМЕ .................................................................................................................................... 295 |
Loading
|