Центральный Дом Знаний - Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса

Тарабрина Н.В. 
pic

Год: 2001
Издательство: Питер
ISBN: 5-288-02955-5, 5-318-00250-1
Серия: Практикум по психологии
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 240
В книге представлены обзоры по истории, теории, клинико-психологической диагностике посттравматического стресса, психотерапии и современному состоянию этой проблемы в отечественной и зарубежной психологии.
Представлены русскоязычные версии психологических методов, наиболее широко используемых в мировой психологической практике изучения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).


Оглавление

Предисловие.........................................................7

ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА...................11

Введение.........................................................12

Глава 1. Стресс, посттравматический стресс:

соотношение понятий..............................14

Глава 2. Исторический обзор............................19

Исследования последствий катастроф........................ 23

Исследования ПТСР у жертв преступлений..................24

Исследования ПТСР у жертв сексуального насилия...........25

Стресс радиационной угрозы и его последствия...............28

Суицидальное поведение и ПТСР..................................... 36

Глава 3. Теоретические модели ПТСР...................43

Глава 4. Критерии диагностики ПТСР......................49

Диагностические критерии ПТСР в классификациях

психических и поведенческих расстройств................. 49

Эпидемиология.............................................54

Характеристика психических функций при ПТСР............56

Семейный и интерперсональный контекст......................57

Глава 5. Особенности посттравматического стресса у детей 61

События, связанные с военными действиями..................61

Стихийные бедствия и катастрофы ............ ............ 62

Террористические акты ................................. 6 3

Тяжелое соматическое заболевание ...........................63

Смерть близкого человека.......................63

Психологические последствия насилия у детей..............64

Особенности проявления ПТСР у детей......................72

Глава 6. Диссоциация и посттравматический стресс........76

Определение понятия «диссоциация»..........................76

Диссоциативные феномены..................................80

Методики для оценки диссоциации ........................................84

Эмпирические исследования диссоциативных феноменов. 87 Роль диссоциации в совладании

с психической травмой ......................................... 88

Глава 7. Лечение ПТСР................................95

Психофармакологическая терапия.......................... 95

Психотерапия ПТСР.........................................95

Заключение...................................................111

ЧАСТЬ II. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО

РАССТРОЙСТВА..................................115

Введение........................................................116

Глава 8. Шкала для клинической диагностики ПТСР

(Clinical-administeredPTSDScale - CAPS)..... ...... 118

Глава 9. Шкала оценки влияния травматического

события     (Impact     of    Event     Scale-R     —     IES-R)..............125

Краткая история создания шкалы оценки

влияния травматического события — ШОВТС...........125

Развитие ШОВТС (IES-R)........... .................. ......130

Результаты применения ШОВТС (IES-R)

в отечественных исследованиях ..........................131

Глава 10. Миссисипская шкала для оценки

посттравматических реакций........................140

Результаты применения миссисипской

шкалы в отечественных исследованиях................141

Глава 11. Опросник выраженности психопатологической

симптоматики (Simptom Check List-90-Revised — SCL-90-R) 146

История создания SCL-90-R....... ............ ............ 146

Описание методики..............................................147

Проведение методики и ее характеристики.................147

Использование методики ................................... 148

Основные дефиниции ......................................149

Операциональные определения

шкал SCL-90-R.....................................................................................149

Подсчет баллов по шкалам SCL-90-R................................................155

Подсчет в ситуации недостатка данных...........................................156

Интерпретация..........................................................................................156

Надежность и валидность шкал SCL-90-R.......................................157

Глава 12. Опросник депрессивности Бека

(Beck Depression Inventory — BDI)....................................182

Когнитивно-аффективная субшкала (cognitive—affective, С—А) и субшкала соматизации (somatic—perfomance, S—P) опросника депрессивности Бека........................................................................183

Глава 13. Методы диагностики посттравматического

стрессового расстройства у детей......................................191

Полуструктурированное интервью для оценки

травматических переживаний детей............................................191

Родительская анкета для оценки

травматических переживаний детей............................................194

Глава 14. Шкала диссоциации

(Dissociative Experience Scale — DES)................................197

Русскоязычный вариант DES...............................................................200

Валидность русской версии DES.........................................................202

ПРИЛОЖЕНИЕ (бланки методик)........................................209

Шкала для клинической диагностики ПТСР

(Clinical-administeredPTSD Scale — CAPS).......................................210

Шкала оценки влияния травматического события

(Impact of Event Scale-R).........................................................................225

Миссисипская шкала (военный вариант)..............................................228

Миссисипская шкала (гражданский вариант)......................................233

Опросник выраженности психопатологической симптоматики

(Simptom Check List-90-Revised - SCL-90-R)...................................238

Опросник депрессивности Бека

(Beck Depression Inventory — BDI).......................................................245

Полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей..................................................249

Родительская анкета для оценки травматических

переживаний детей..........................................254

Опросник перитравматической диссоциации...................258

Шкала диссоциации

(Dissociative Experience Scale — DES).........................261

Шкала оценки интенсивности боевого опыта

(Combat Exposure Scale) ....... ....... ....... ....... ....... 267


Предисловие

Последнее десятилетие в ушедшем веке в Институте психологии Российской академии наук вплотную занялись изучением психологических и психофизиологических проблем посттравматического стресса. Вначале это была группа научных сотрудников, затем — лаборатория, название которой менялось по мере того как расширялся круг изучаемых вопросов, и в настоящем — это лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии. За это время произошло много изменений как в стране, так и в отечественной психологии. Включение проблематики посттравматического стресса в русло академических исследований безусловно можно отнести к числу позитивных. В самом общем смысле речь идет об изучении психологических последствий переживания людьми ситуаций, с которыми человечество сталкивается на протяжении всей истории своего существования. Высокое искусство греческих трагедий — блистательный пример гениального отражения катастроф, драм и коллизий человеческого бытия. И в дальнейшей истории искусства, в его лучших образцах, мы находим воплощение драматических сторон человеческого существования и, что для психологов является главным, тех изменений, позитивных и негативных, которые происходят с человеком ПОСЛЕ. Нельзя сказать, что отечественная психология не занималась проблемами воздействия на психику экстремальных ситуаций. Огромное количество наблюдений, эмпирических и экспериментально-психологических, выполнено в общей, а особенно в авиационной и космической психологии, что было во многом вызвано социальным заказом: необходимостью качественного психолого-профессионального отбора и подготовки людей к деятельности в особых условиях. Поскольку настоящая книга предназначена в основном молодым специалистам, то представляется не лишним напомнить, что начать исследования негативных последствий пребывания человека в катастрофических для его жизни ситуациях стало возможно только в последнее десятилетие, в эпоху «гласности». И надо сказать, что в настоящее время мы можем наблюдать, как в средствах массовой информации идет явная «сверхакцентуация» на отражении «сверхэкстремальных» ситуаций в нашей жизни. Это можно отметить и в научной психологической жизни: количество научных коллективов, отдельных исследователей, студентов психологических факультетов, занимающихся или интересующихся проблемами посттравматического стресса, стремительно растет. Такое положение вещей и послужило главным мотивом для написания данного практикума. Приступив к изучению вопросов посттравматического стресса и проанализировав состояние этой проблемы в зарубежной и отечественной психологии, пришлось признать, что мы, в отличие от наших зарубежных, в основном американских, коллег практически не располагаем психологическим инструментарием для диагностики посттравматических состояний. Было очевидно, что для начала работы в этом направлении необходимо подготовить русскоязычные версии психологических методик, используемых для измерения посттравматических состояний. Такая работа стала возможной после установления делового контакта с психофизиологической лабораторией Harvard MedicalSchool (США), возглавляемой профессором Р. Питмэном, известным исследователем в области посттравматического стресса. Была достигнута договоренность о работе в рамках совместного кросс-куль-турального проекта, одной из задач которого было сопоставление особенностей посттравматического стрессового расстройства у ветеранов войн в Афганистане и во Вьетнаме, впоследствии подкрепленная грантами Национального институт а психическою здоровья (США), фондом Сороса и фондом РФФИ. Первым этапом этой работы был перевод и апробация комплекса методик, которые использовались для определения ПТСР у ветеранов Вьетнама. Ситуация во многом напоминала тот этап в развитии нашей психологии, когда в нее стали «проникать» зарубежные методики и тесты, многие из которых успешно адаптированы и так же успешно используются в психологической практике.

По мере того как продвигалось наше исследование и его результаты публиковались в научных изданиях, возрастал интерес к упомянутым или кратко описанным методикам, которые использовались в работе. Следует также заметить, что до 1994 г. диагноз ПТСР в Международной классификации болезней девятого пересмотра (МКБ-9) отсутствовал, в отличие от Американского классификатора психических болезней. После введения МКБ-10, в котором ПТСР выделено в качестве самостоятельного расстройства, интерес к методам диагностики ПТСР усилился. Несмотря на то что ПТСР формально является психическим заболеванием, его изучение, психотерапия и психологическая диагностика — все это в большей степени относится к компетенции клинического психолога.

Книга состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической — представлен обзор работ по проблемам травматического стресса. Сделать его всеобъемлющим не представляется возможным, так как количество публикаций в компьютерной базе данных уже превысило 10 тысяч источников. И данную часть работы правильнее было бы назвать «введение в проблему». Вторая часть — комплекс методик, который был использован в работе лаборатории. Здесь тоже надо отметить, что количество методик, специально разработанных или используемых в психодиагностике ПТСР, уже более 200, но данная батарея относится к числу наиболее часто употребляемых. В приложении приведены бланки методик.

Нельзя сказать, что предлагаемые методики полностью прошли процедуры стандартизации. Представлены результаты их использования на достаточно большом и разнообразном контингенте, и одна из целей их публикации заключается в том, чтобы скоординировать усилия заинтересовавшихся специалистов и в будущем довести эту работу до необходимого психометрического стандарта.

Книга — результат многолетней работы коллектива сотрудников, которая была бы невозможна без активной поддержки дирекции Института психологии и американских партнеров, Р. Питмэна, С. Орра и Н. Ласко, — пользуясь случаем, выражаем им свою искреннюю признательность. Большая работа по переводу и апробации методик, а также анализу литературы была проделана Лазебной Е. О. В сборе материала принимали участие Лазебная Е. О., Зеленова М. Е., Коте-нев И. О., Леви М. В., Юдеева Т. Ю., Петрова Г. А., а также аспиранты и студенты — Андрейчикова О., Дороднева Н. Б., Епутаев Я. Ю., Ермаков Т. В., Захарова Д. М., Иконникова М. В., Киселева Е. В., Соловьева П. В., Цыбина Д. В., которым мы также выражаем глубокую благодарность.

Н. В. Тарабрина

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24