|
Конспект и презентация к уроку по литературному чтению "Стихотворение С. Есенина "Черемуха"Конспект и презентация к уроку по литературному чтению "Стихотворение С. Есенина "Черемуха"Цель: знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Черемуха» Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения; развивать умение высказывать свои мысли; совершенствовать коллективные формы работы. Ход урока:
Учитель читает отрывки из стихотворений С.Есенина
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой.
Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака.
- Что объединяет эти два отрывка? (зима, природа, С.Есенин) - Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Произойдет путешествие во времени. Время – это движение. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? (предположения детей)
- На уроке вы познакомитесь со стихотворением, которое написал Сергей Есенин. Ученики рассказывюет о С.А.Есенине Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени. Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
- Я обещала встречу с весной. - Весна... - Какие картины природы возникают у вас в памяти? - С приходом весны происходят самые настоящие чудеса. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Познакомимся со стихотворением «Черемуха». (Слайд 10) - О чем будет стихотворение? -Что такое черемуха? (дерево с сильно пахнущими цветками и темными терпкими ягодами) - Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами: (Слайд 11) Роса медвяная - ароматная с запахом меда. Зелень пряная – с острым ароматным запахом. - Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал поэт. Учитель читает стихотворение «Черемуха». (Слайд 12) - Понравилось ли вам стихотворение? -Какие чувства возникли у вас? - Какие картины представили себе, слушая стихотворение? - Какое настроение поэта почувствовали? (Любовь к природе, радость, восторг от красоты природы, от красоты цветущей черемухи) - Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поет ручей? - Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые? - Но не только поэты изображают черемуху в своих произведениях, но и художники и композиторы. - Посмотрите на доску. На ней вы видите картины художников, изобразивших весну. - А теперь давайте прослушаем песню «Черемуха» в исполнении Валентины Толкуновой. Физминутка Руки подняли и покачали - это деревья в цвету. Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат. Работа с поэтической лексикой 1. Прочитать стихотворение 2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения) - Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы) - Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. – Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая – Эпитеты (свойства + запах) Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею - Почему о дереве говорится как о цветке? - Почему «с весною», а не «весною»? Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим И ветки золотистые, что кудри завила - Почему автор использует такое сравнение? Метафора - это перенос значений на основе сходства. Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо. Черемуха, ручей - Почему автор делает повтор первой строчки? (хочет обратить внимание на черемуху) - Сам автор как бы заново всматривается в нее. Давайте и мы присмотримся внимательнее. (Во второй части черемуха другая «развесившись, стоит», зелень не в серебре, а в золоте) - Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею) - Чем объясняются эти изменения? ( Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы) - В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении) - Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет) - Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование) - К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему? - Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)
- Удалось вам почувствовать весну? - Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились? - Какую загадку стихотворения мы разгадали? - Дома выучить стихотворение наизусть.
|
Loading
|