|
Коваленко Н.П. Перинатальная психологияКоваленко Н.П. Год: 2000 Содержание Введение.............................................5 Тезаурус.............................................9 Глава 1 Концептуальные основы перинатальной психологии (ПП)...............................11 1.1. Связь ПП С ДРУГИМИ ОБЛАСТЯМИ знаний...............11 1.2. Юнгенианский психоанализ........................13 1.3. Теория инстинктов................................17 1.4. Перинатальные матрицы............................21 1.5. Структура сознания с точки зрения теории бессознательного, теории инстинктов и перинатальных матриц, обобщенная структура сознания с точки зрения перинатальной психологии.............................31 Глава 2 Эмоции, трансы и измененные состояния сознания в период беременности и родов...................50 2.1. Сфера эмоций человека............................50 "Роды - высшее творчество Природы".................52 2.2. Роль эмоций в развитии личности....................59 2.3. Психологические особенности женщины в период беременности и родов.................................64 2.4. Трансы, измененные состояния сознания, родовой транс . 100 2.5. Культурные традиции отношения к женской природе и родам............................113 Глава 3 Экспериментальное исследование программы "Глория"..........................122 3.1. Характеристика объекта исследования...............122 3.2. Организация эксперимента........................125 3.3. Общие инструктивные положения по программе «Глория»............................140 3.3.1 Организация занятий............................147 3.3.2 Методические рекомендации к психокоррекционной программе "Глория" и ожидаемый эффект............149 3.3.3 План занятий по методу "Глория"..................160 3.4. Экспериментальное исследование методик коррекции эмоционального состояния женщины в период беременности и родов......................164 3.4.1. Анализ результатов эксперимента по модифицированному коррекционному тесту (МК-тесту)..................164 3.4.2. Анализ результатов эксперимента с использованием метода "центрированного рисунка"................164 Заключение....................................180 Литература.........................................187 Введение Эта книга - документальное отображение усилий автора в организации и систематизации научных данных и теорий, которые тем или иным образом относятся к вопросу рождения новой человеческой жизни, формированию базовых психических функций и психоэмоциональных систем человека. Усилия эти непосредственно связаны с организацией и функционированием (при активном участие автора) в России «Ассоциации перинатальной психологии», возникновение которой продиктовано той ситуацией в акушерстве, психологии и психотерапии, которая позволила объединить свои усилия и поиски врачей, психологов и психотерапевтов. Трудность этого объединения состояла в том, что специалисты этих трех направлений опираются на различные фундаментальные основы, разные, иногда почти противоположные, парадигмы. В широком смысле парадигма может быть определена как набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами одного ученого сообщества. Однако, подготовка специалистов в этих трех областях в нашей стране ведется по несогласованным образовательным программам, что приводит к непониманию и неосведомленности в других областях знаний. Таким образом, получается, что медицина (в данном случае акушерство) концентрируется на изучении физиологии плода и матери, психология - на изучении глубин триады индивид - личность - индивидуальность; психотерапия - на коррекции и терапии различных психоэмоциональных состояний человека. Причиной возникновения этой области - перинатальная психология - явились противоречия, которые ощутили и специалисты, занимающиеся родоразрешением, и родители (матери, отцы), желающие детей. С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, - при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшается. Складывается впечатление, что женщины утрачивают свою важнейшую функцию деторождения. Поэтому врачам приходится искать все новые и новые формы «спасения» матери и ребенка при родах. Однако есть еще женщины, да и мужчины, осознающие всю важность проблемы деторождения и способные активно участвовать в процессе укрепления позиций родителей в этом вопросе. Женщины не хотят быть пассивными в родах и материнстве, хотят брать ответственность за рождение своего ребенка на себя, желают знать свои права и возможности. При этом они готовы обучаться, тренироваться, чтобы справиться с рождением ребенка без риска. Это подкрепляется еще и развитием и тотальным распространением психологических знаний о человеке, которые помогают женщине и мужчине выйти на новый более высокий уровень самосознания и ответственности за себя и за своего ребенка. В результате женщина, попавшая в роддом, не хочет осознавать себя только пациенткой - больной, а хочет осознавать себя рожающей матерью. Многие врачи, будучи врачами по призванию, понимают, что их терапевтический успех порой больше зависит от позитивных отношений с роженицей, доверительности и взаимопонимания. И если роженица еще и подготовлена к родам этим врачом, то вероятность успеха еще больше повышается. Но только подготовка к родам - это далеко не то, что обычно мы встречаем на практике. «Не бойся, все будет Х9рошо, надо только потерпеть!» Этой формулы недостаточно, чтобы помочь женщине разродиться и еще более недостаточно, чтобы вдруг изменить свой статус «молодой женщины» на статус «женщина - мать». Материнские качества и формирование роли матери - это задача всей жизни женщины. В нашем же социуме при акценте на профессиональной и материалистической (финансовой) ориентации жизни, женщина отдаляется от своего природного предназначения. Результатом этого и явился парадокс - женщины разучились рожать. Причиной этому стали и ценностные ориентиры нашего общества, и духовный и культурный уровень, и экология, и политические, и природные катаклизмы. Но все же читатель считает наверняка, что женщина во все времена мучилась в родах. Однако, с давних времен известно также, что благочестивая женщина, с хорошим добрым характером рожает всегда легче, а иногда даже легко и радостно. Все эти факты натолкнули автора на мысль о том, что не кроется ли «талант к рождению» в духовной сфере матери, сфере ее ценностей « эмоционально-психических возможностей. Как определить степень развития души, как увидеть духовную красоту женщины, как измерить ее материнский талант? Это задача не из легких. Следующий вопрос, волновавший автора, касается ребенка и его внутриутробного, перинатального периода развития. Как формируются психические базовые функции ребенка, как он воспринимает мир, какие он имеет потенции к рождению? На каком этапе формируются его базовые личностные качества, что влияет на его возможности к выживанию и реализации? Весь круг этих вопросов подтолкнул автора к поиску в этом направлении и благодаря работам С. Грофа, В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, В. В. Абрамченко, В. Н. Панферова автору удалось продвинуться по пути формирования целостного подхода к пониманию психологии человека и его возможностей. Перинатальная психология, рассматривая систему мать-дитя-отец, как целостную физико-психоэмоциональную (духовную) систему, выстраивает закономерности развития личности ребенка только в связи с генетической и личностной потенцией родителей. При этом матери принадлежит наиболее важная роль в передаче ребенку способностей к позитивному мировосприятию, адаптивности и выносливости. Как новоя актуальная область науки, Перинатальная психология (ПП) интегрирует знания различных областей наук и формирует новые парадигмы, подходы, методы познания, не разделяющие физиологическую и психоэмоциональную составляющую человеческого организма. Ассоциация перинатальной психологии после проведения трёх научных конференций пришла к следующим выводам: - система мать - дитя - отец - является единой психоэмоционально-физиологической системой, зависящей от состояния каждого; - психоэмоциональный (духовный) уровень матери является ведущим в этой системе; - с появлением первых мозговых субстратов появляются первичные функции ребенка в антенатальном периоде развития (первичный психоэмоциональный опыт); - успешное психоэмоциональное развитие ребенка зависит от силы позитивных психологических доминант матери; - успешность родоразрешения матери зависит от уровня подготовки к родам и формирования позитивных эмоциональных доминант по отношению к родам и ребенку; - психокоррекция эмоциональных состояний беременной женщины должна осуществляться с учетом ее личностного и психоэмоционального статуса и должна включать работу с болевым синдромом в родах; - ядром психокоррекционной и профилактической работы с беременной женщиной является активизация ее творческого потенциала, осмысление Я-концепции и формирование роли матери. Результатом работы научно-практических конференций ассоциации перинатальной психологии и практической деятельности автора явилась психокоррекционная программа для беременных «Глория». Программа отвечает всем поставленным выше вопросам и дает возможность существенно облегчить состояние женщины в период беременности и родов. «Глория» применяется в двух роддомах Санкт-Петербурга. Для осуществления этой программы были специально подготовлены акушерки и врачи. Сильное влияние на формирование новых подходов в перинатальной психологии оказали талантливые врачи акушеры-гинекологи профессор Абрамченко В. В., к. м. н. Е. Л. Лукина, которые всей своей профессиональной и научной деятельностью подготовили почву для рождения новых идей, методов в области психопрофилактики в акушерстве. |
Loading
|