ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие о затрудненном общении и его причинах 7
Глава 2. Личность и затрудненное общение 14
Глава 3. Представление о личности как субъекте затрудненного и незатрудненного общения 34
Глава 4. Социально-психологические и психологические критерии описания субъектов затрудненного и незатрудненного общения 42
Глава 5. Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта общения» 66
Глава 6. Изучение представлений педагогов из различных этнических групп о субъекте затрудненного общения с помощью опросника «Социально-психологические характеристики субъекта общения» 71
Глава 7. Модели структуры отношений к другому субъектов
затрудненного и незатрудненного общения 91
Глава 8. Методы диагностики системы отношений личности как субъекта затрудненного и незатрудненного общения 98
«Шкала принятия других» Фейя 100 «Шкала доброжелательного отношения» Кэмпбелла 102 «Шкала доверия» Розенберга 104 «Шкала враждебности» Кука-Медлей 105 «Шкала манипулятивного отношения» Банта 108 Модифицированный вариант «Опросника межличностных отношений» Шутца (ОМО) ПО
Глава 9. Изучение ведущих отношений личности, определяющих ее статус в качестве субъекта трудненного и незатрудненного общения 115
Глава 10. Кинесико-проксемическое поведение субъекта незатрудненного и незатрудненного общения 121
Контакт глаз 124
Позы, экспрессия лица, проксемика и отношения 131 Прикосновения, жесты, проксемика и ольфакторные
компоненты в структуре невербальной интеракции 139
Глава П. Опросник «Невербальные характеристики общения» 148
Глава 12. Применение опросника «Невербальные характеристики общения» для изучения кинесико-проксемиче-ских паттернов ролевого поведения представителей различных этнических групп 152
Глава 13. Эмпатия личности и ее роль в возникновении ситуаций затрудненного и незатрудненного общения 165
Глава 14. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и
незатрудненного общения 179
Глава 15. Методы диагностики эмпатии 192
«Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана и Н .Эпштейна 194 Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении (диагностика когнитивной и поведенческой составляющей эмпатии) 198
Глава 16. Исследование характеристик и параметров эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения 204
«Портрет» эмпатии субъектов затрудненного общения 210
«Портрет» эмпатии субъектов незатрудненного
общения 211
Глава 17. Принципы выхода из ситуаций затрудненного
общения 216
Глава 18. Теоретические основания разработки программы тренинга, направленного на актуализацию представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения ... 224
Глава 19. Программа социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения 233
Методы диагностики участников социально-психологического тренинга, направленного на изменения представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения 234
Тест «Эгоцентрических ассоциаций» Т.Шустровой 234 Методика определения уровня субъективного контроля
(УСК) 235
Опросник УСК 237
Цель программы социально-психологического
тренинга и ее задачи 243
Основные этапы работы тренинговой группы 244
Глава 20. Пример использования программы социально-психологического тренинга, направленного на изменение представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения 253
Представления о себе и другом как «трудном» партнере общения до и после СП Т 260 Особенности взаимосвязи динамики представлений о себе и другом как «трудном» партнере общения и динамики социально-психологических свойств личности в процессе С П Т 266
Использованная литература 270