ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................................6
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ...............................................................9
Методология в научном познании..................................................9
Специфика научного знания............................................................9
Научное познание как предмет методологического анализа ... 13
Научное исследование и его специфика.......................................16
Методы научного познания............................................................20
Критерии и нормы научного познания........................................25
Общие закономерности развития науки......................................33
Методология научного поиска и обоснования его результатов
......................................................................................................................39
ГЛАВА II. НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ...................................................................................................46
Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании.....................................................................................................47
Предпосылки возникновения и постановки проблем ............... 53
Разработка и решение научных проблем.....................................62
Решение проблем как показатель прогресса науки...................66
ГЛАВА III. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ...................................................................................................73
Эволюция психологического знания............................................73
Роль метатеоретических метафор в развитии психологического знания........................................................................82
Философские основания развития психологического знания. 88
Эпистемологические основания...................................................91
Онтологические основания...........................................................98
Аксиологические основания.......................................................102
ГЛАВА IV. МНОГООБРАЗИЕ ПАРАДИГМАЛЬНЬГХ КООРДИНА Т СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................108
Парадигмальные координаты современного психологического знания ....................................................................................................... 108
Понятие парадигмы и его психологическая специфика...........109
Оценочные критерии соотнесения психологических парадигм 120
Критериальное поле соотнесения парадигмальньгх координат 135 ГЛАВА V. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В
ПСИХОЛОГИИ ........................................................................................... 148
Теоретическое познание...............................................................148
Понятие теории в социальных науках.......................................148
Традиционный идеал теории......................................................151
Развитие и изменение теории.....................................................155
Функции научной теории............................................................158
ГЛАВА VI. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА.............................................................................................166
Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании........................................................... 166
Измерение в психологии ............................................................... 171
Валидность психологического исследования...........................178
Проведение психологического исследования ........................... 192
Соотношение количественных и качественных методов в психологическом исследовании........................................................... 197
Решения проблемы оптимального сочетания возможностей количественных и качественных методов ........................................ 209
ГЛАВА VII. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................................211
Эксперимент ................................................................................... 211
Наблюдение ..................................................................................... 232
Контент-анализ..............................................................................241
Метод опроса................................................................................... 246
Тестирование .................................................................................. 254
Проективные методы .................................................................... 257
Методы шкалирования ................................................................. 262
Социометрия ................................................................................... 267
Репертуарные решетки ................................................................. 270
Дискурсный анализ........................................................................273
Сравнительные исследования.....................................................282
Кросс культурные исследования................................................. 285
Феноменологическое интервью................................................... 292
Многочертные-многметодные матрицы ................................... 297
Sensemaking.....................................................................................302
Подход с позиций обоснованной теории .................................... 309
Методологический подход интегративной эклектики путем триангуляции .......................................................................................... 315
Необходимость пересмотра позитивистских оснований методологии и методов социальной психологии .............................. 328
Гуманитарная парадигма в методологии психологического исследования...........................................................................................333
ЛИТЕРА ТУРА:....................................................................................340
Именной указатель ........................................................................ 370
Предметный указатель.................................................................. 371