|
Слотина Т.В. Психология личностиСлотина Т.В. Год: 2008 Оглавление От автора...................................................................................6 Глава 1. Понятие личности.................................................................................8 Место психологии личности в системе знаний о личности........................................................................................................8 Этимология понятия «личность».........................................................19 Персонология как наука о личности...................................................22 Определения личности.............................................................................25 Вопросы и задания................................................................................27 Список литературы...............................................................................27 Глава 2. Развитие личности..............................................................................29 Основные направления в изучении развития личности..............29 Процесс социализации личности..........................................................35 Зрелость личности......................................................................................39 Процесс воспитания личности..............................................................42 Понятие Я......................................................................................................44 Самосознание личности...........................................................................53 Вопросы и задания................................................................................56 Список литературы...............................................................................57 Глава 3. История развития идей о личности..............................................58 Теории личности в зарубежной психологии....................................58 Физиологический, или биологический, подход..............................69 Теория личностных черт..........................................................................72 Теория поля К. Левина.............................................................................77 Теория ролей Д. Мида...............................................................................78 Феноменологическая и гуманистическая теории .......................... 79 Экзистенциальное направление............................................................83 Психология личности в трудах отечественных авторов .............. 91 Вопросы и задания ..............................................................................146 Список литературы .............................................................................147 Глава 4. Структурные характеристики личности..................................149 Внешний мир личности..........................................................................149 Внутренний мир личности....................................................................160 Экзистенциальный уровень личности..............................................193 Вопросы и задания ..............................................................................203 Список литературы .............................................................................203 Глава 5. Основы психодиагностики личности........................................205 Этика психолога-диагноста...................................................................213 Методы психодиагностики личности ...............................................215 Ошибки психолога-диагноста..............................................................223 Вопросы и задания ..............................................................................224 Список литературы .............................................................................224 Вопросы и задания для проверки знаний..................................225 Глоссарий...............................................................................228 Список основной литературы...................................................233 Список дополнительной литературы.........................................236 Приложение 1. Примерный тест для проверки знаний по курсу ....238 Приложение 2. Примерные темы рефератов...........................................246 Приложение 3. Программа курса «Психология личности»...............247 Приложение 4. Анкета В. Э. Чудновского «О смысле жизни».........251 Приложение 5. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)..........252 Приложение 6. Методика смысложизненной направленности личности Д. В. Желателева .............................................................................256 Приложение 7. Анкета «Досуг» (автор А. Н. Волкова).......................258 Приложение 8. Опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» (автор А. А. Баканова)......................................260 Приложение 9. Исследование фундаментальной типологии индивидуальности ..............................................................................................268 Приложение 10. Метод репертуарной решетки Дж. Келли...............270 Приложение 11. Методика исследования самоотношения (С. Р. Пантилеев) ................................................................................................272 Приложение 12. Программа тренинга личностного роста (разработана и подготовлена Т. В. Слотиной).........................................278 Дисциплина «Психология личности» преподается студентам психологических факультетов, как правило, на старших курсах. Соответственно, студент уже может предположить, что включает в себя изучение той или иной дисциплины. Однако на мой вопрос: «Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на лекциях и практических занятиях?» — я получаю ответы, с одной стороны, очень разнообразные и многозначные, с другой — неуверенные и расплывчатые. В результате такого обсуждения мы приходим к выводу, что ответить на этот вопрос очень сложно. В чем причина? В настоящее время существует множество различных точек зрения, касающихся рассмотрения понятия личности. Большое влияние на становление персонологии оказало бурное развитие таких направлений в психологической науке XX в., как психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, которые фактически сделали из личности своего рода схему, действующую по определенным законам. Использование же методов естествознания привело к тому, что сама психология перестала быть наукой о человеке, а исследование психики разделилось на рассмотрение отдельных функций и процессов. Так личность потеряла свою целостность и индивидуальную уникальность, образовалась «безличная» психология. Кроме того, обусловленность личности социумом часто перечеркивает одну из ее сущностных особенностей — индивидуальность, Данная работа не претендует на создание единой целостной теории (должна ли она быть вообще?). Наша задача — попытаться проанализировать и обобщить существующие подходы к личности в психологии на основании трудов отечественных и зарубежных авторов, для того чтобы читатели смогли увидеть их многообразие, а также определить, какая из концепций личности им наиболее близка и понятна, и, возможно, создать свою. При изложении материала мы следовали плану, согласно которому рассматривалось понимание личности тем или иным автором, а также сравнивались концепции. Кратко данный план можно охарактеризовать так: • понимание личности; • определение личности; • структура личности (если это возможно); • понимание развития личности. Выражаю искреннюю благодарность всем тем, кто прямо или косвенно помог мне в работе над данным изданием: моим учителям, родителям, семье, коллегам, друзьям и студентам, общение с которыми помогло понять, осмыслить многие спорные и неоднозначные вопросы. |
Loading
|