Оглавление
Введение............................................................................................................................9
Глава 1. Психология как иаука........................................................13
1.1. Плюрализм психологического знания................................................13
1.2. Программы создания психологии как науки.
Принципы построения психологического знания: детерминизм, системность, развитие. Объект психологии. Многообразие предмета психологии.................................................................................17
1.3. Круг явлений, изучаемых психологией..............................................22
1.4. Психология в междисциплинарном пространстве........................24
1.5. Характеристика основных разделов и отраслей психологии.....27
1.6. Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания.........................................................................31
1.7. Методы психологии...................................................................................33
Контрольные вопросы................................................................................38
Тестовые задания........................................................................................38
Литература..................................................................................................39
Глава 2. Историческое развитие предмета психологии
и основные направления в психологии.............................................40
2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе......42
2.1.1. Психологическая проблематика в античности................................42
2.1.2. Психологическая проблематика в Средневековье
и в период Возрождения..........................................................................50
2.1.3. Психологические проблемы в Новое время.....................................53
2.2. Направления психологии периода ее развития
как самостоятельной науки.....................................................................60
2.2.1. Экспериментальная психология сознания.......................................60
2.2.2. Гештальтпсихология и проблема целостного
анализа психики..........................................................................................63
2.2.3. Феномен бессознательного и психоанализ.......................................65
2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.... 68
2.2.5. Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии.............................70
2.2.6 Деятельностный подход в психологии.
Виды и структура деятельности............................................................72
2.2.7. Гуманистическая психология.................................................................74
2.2.8. Когнитивная психология.........................................................................76
Контрольные вопросы................................................................................78
Тестовые задания........................................................................................78
Литература..................................................................................................79
Глава 3. Психика и организм...........................................................80
3.1. Возникновение и развитие психики в филогенезе........................80
3.1.1. Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность....................................................82
3.1.2. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект...............84
3.1.3. Возникновение и развитие сознания как главное
событие антропогенеза..............................................................................91
3.1.4. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.................................................................92
3.2. Научение........................................................................................................95
3.2.1. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна.............101
3.3. Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество, дополнительность....................................................................................104
3.4. Психика и нервная система.................................................................. 106
3.4.1. Строение и функции нейронов........................................................... 107
3.4.2. Структура нервной системы................................................................ 110
3.4.3. Строение и функции головного мозга............................................. 111
3.4.4. Кора головного мозга.............................................................................ИЗ
3.4.5. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия...................................................................................................115
3.4.6. Межполушарная асимметрия. Проблема расщепленного мозга.............................................................................................................. 118
3.4.7. Методы изучения головного мозга................................................... 119
3.5. Измененные состояния сознания......................................................121
3.5.1. Сон................................................................................................................. 121
3.5.2. Гипноз..........................................................................................................123
Контрольные вопросы..............................................................................126
Тестовые задания......................................................................................127
Литература................................................................................................128
Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация...................129
4.1. Общая характеристика мотивационной сферы............................129
4.2. Общая характеристика потребностей...............................................132
4.2.1. Органические потребности...................................................................136
4.2.2. Надорганические потребности............................................................146
4.2.3. Удовлетворение потребностей............................................................156
4.3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности.......................................................................................................161
4.4. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йоркса — Додсона о наличии оптимума мотивации.....165
4.5. Динамический аспект мотивации.......................................................166
4.5.1. Психоаналитические концепции изменения мотивации..........167
4.5.2. Динамика мотивации в гештальтпсихологии. Квази-потребности.................................................................................. 169
4.5.3. Когнитивные концепции динамики мотивации.......................... 170
4.5.4. Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы.......171
Контрольные вопросы..............................................................................172
Тестовые задания......................................................................................172
Литература................................................................................................173
Глава 5. Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля..............174
5.1. Общая характеристика эмоций...........................................................174
5.1.1. Функции эмоций.......................................................................................176
5.1.2. Проблема специфичности эмоций.....................................................179
5.1.3. Выражение эмоций...................................................................................184
5.1.4. Универсальность выражения дифференциальных эмоций.....185
5.1.5. Периферические теории эмоций........................................................189
5.1.6. Когнитивные теории эмоций................................................................191
5.1.7. Уровневая модель функционирования эмоций............................193
5.1.8. Культурные различия в выражении эмоций..................................195
5.1.9. Субъективное переживание эмоций..................................................197
5.1.10. Мозг и эмоции............................................................................................200
5.1.11. Стресс............................................................................................................202
5.2. Воля................................................................................................................203
5.2.1. Общая характеристика волевых процессов....................................203
5.2.2. Воля как активность................................................................................206
5.2.3. Воля как функция иерархии мотивов...............................................207
5.2.4. Структура волевого акта........................................................................208
5.2.5. Когнитивные компоненты волевого акта........................................209
Контрольные вопросы..............................................................................211
Тестовые задания......................................................................................211
Литература................................................................................................212
Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание.....................213
6.1. Особенности внимания как психического процесса. Объективные и субъективные явления внимания
и невнимания.............................................................................................213
6.2. Классические теории внимания.........................................................216
6.2.1. Внимание как апперцепция в теории В. Вундта.
Виды внимания, по Э. Титченеру. Понятие преперцепции
в работах В. Джеймса.............................................................................216
6.2.2. Моторные теории внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге....................221
6.2.3. Внимание как «сила Эго» в гештальтпсихологии.......................223
6.3. Модели внимания в когнитивной психологии..............................225
6.3.1. Теории ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента. Модель аттенюатора А. Трейсман......................................................226
6.3.2. Теории поздней селекции. Модели Д. и Э. Дойчей
и Д. Нормана..............................................................................................229
6.3.3. Теории гибкой и множественной селекции А. Трейсман и концепция системы переработки информации
как конгломерат процессов автоматической и контролируемой переработки Р. Шиффрина..................................................................230
6.3.4. Ресурсная модель внимания Д. Канемана......................................232
6.4. Деятельностный подход к интерпретации
процессов внимания...............................................................................233
6.4.1. Внимание как высшая психическая функция,
по Л.С. Выготскому.................................................................................235
6.4.2. Внимание как функция умственного контроля,
по П.Я. Гальперину.................................................................................236
Контрольные вопросы..............................................................................237
Тестовые задания......................................................................................238
Литература................................................................................................238
Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие ........239
7.1. Ощущение....................................................................................................240
7.1.1. Общая характеристика ощущений.
Классификации ощущений..................................................................240
7.1.2. Проблема измерения ощущений. Психофизика..........................245
7.1.3. Зрение..........................................................................................................251
7.1.4. Слух..............................................................................................................257
7.2. Восприятие.................................................................................................259
7.2.1. Цикличность восприятия. Понятие схемы как основного принципа организации потока информации.................................260
7.2.2. Восприятие пространства....................................................................263
7.2.3. Распознавание и категоризация объектов......................................268
7.2.4. Константность восприятия..................................................................275
Контрольные вопросы..............................................................................276
Тестовые задания...................................................................................... 276
Литература................................................................................................277
Глава 8. Познавательные процессы. Память..................................278
8.1. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности и средние века. Феноменальная память. Амнезии.
Процессы памяти.....................................................................................278
8.2. Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития...................................................................281
8.3. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов.........................................................................284
8.3.1. Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс..............285
8.3.2. Мотивационный компонент памяти.................................................287
8.3.3. Проблема произвольной регуляции памяти.................................289
8.3.4. Проблема доступности запечатленной информации. Эксплицитная и имплицитная память.
Эффекты предшествования.................................................................293
8.4. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти...................295
8.4.1. Память как репродуктивный процесс..............................................295
8.4.2. Память как конструктивный процесс..............................................298
8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии. Рабочая память. Долговременная память. Процедурная и декларативная память. Семантическая, эпизодическая
и автобиографическая память.............................................................299
8.5.1. Сенсорный регистр..................................................................................300
8.5.2. Распознаватель.........................................................................................301
8.5.3. Рабочая память.........................................................................................301
8.5.4. Долговременная память........................................................................304
Контрольные вопросы..............................................................................317
Тестовые задания......................................................................................317
Литература................................................................................................318
Глава 9. Мышление и речь............................................................320
9.1. Общая характеристика мышления....................................................320
9.2. Мышление как процесс вывода нового знания.............................324
9.2.1. Логика и психология мышления........................................................325
9.2.2. Формально логические и естественные рассуждения................328
9.2.3. Источники ошибок в логических рассуждениях..........................332
9.3. Мышление как процесс решения задач............................................337
9.4. Мышление в реальных процессах творчества...............................346
9.5. Язык, речь, мышление.............................................................................348
9.6. Виды обобщений.......................................................................................354
9.7. Интеллект....................................................................................................361
Контрольные вопросы..............................................................................363
Тестовые задания......................................................................................363
Литература................................................................................................364
Глава 10. Психология личности.....................................................365
10.1. Гомеостатические теории личности:
ориентация на конфликт........................................................................369
10.2. Гомеостатические теории личности:
ориентация на согласие..........................................................................381
10.3. Гетеростатические теории личности:
ориентация на конфликт.......................................................................388
10.4. Гетеростатические теории личности:
ориентация на согласие..........................................................................396
10.5. Факторные модели личности...............................................................401
10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности.......406
Ю.6.1. Половые различия....................................................................................408
10.6.2. Конституциональные различия..........................................................409
Ю.6.3. Способности...............................................................................................413
10.6.4. Характер.......................................................................................................414
Контрольные вопросы..............................................................................416
Тестовые задания......................................................................................417
Литература................................................................................................417
Глава 11. Социальная психология.................................................419
11.1. Социальная психология групп............................................................421
11.1.1. Продуктивность групповой деятельности......................................427
11.1.2. Социальная роль как функциональная единица группы..........432
11.1.3. Динамические процессы в малых группах......................................442
11.1.4. Динамические процессы в больших группах.................................449
11.2. Социальное познание..............................................................................451
11.3. Общение.......................................................................................................456
Контрольные вопросы..............................................................................463
Тестовые задания......................................................................................463
Литература................................................................................................464
Ответы к тестовым заданиям................................................................................465
Предметный указатель.............................................................................................466
Персоналии..................................................................................................................472