Центральный Дом Знаний - Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. Учебник

Нуркова В.В., Березанская Н.Б. 
pic

Год: 2004
Издательство: Юрайт
Серия: Университеты России
ISBN: 5-94879-116-5
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 490
Учебник отражает основное содержание дисциплины "Психология". Авторы в доступной форме представили путь становления психологической науки с позиции сегодняшнего дня, осветили современное состояние психологии как системы теоретических знаний, экспериментальных фактов и сложившихся практик, проследили взаимосвязь классических и современных взглядов зарубежных и отечественных ученых на закономерности психологической жизни человека.


Оглавление

Введение............................................................................................................................9

Глава 1. Психология как иаука........................................................13

1.1. Плюрализм психологического знания................................................13

1.2. Программы создания психологии как науки.

Принципы построения психологического знания: детерминизм, системность, развитие. Объект психологии. Многообразие предмета психологии.................................................................................17

1.3. Круг явлений, изучаемых психологией..............................................22

1.4. Психология в междисциплинарном пространстве........................24

1.5. Характеристика основных разделов и отраслей психологии.....27

1.6. Соотношение житейской, художественной и научной форм психологического знания.........................................................................31

1.7. Методы психологии...................................................................................33

Контрольные вопросы................................................................................38

Тестовые задания........................................................................................38

Литература..................................................................................................39

Глава 2. Историческое развитие предмета психологии

и основные направления в психологии.............................................40

2.1. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе......42

2.1.1. Психологическая проблематика в античности................................42

2.1.2. Психологическая проблематика в Средневековье

и в период Возрождения..........................................................................50

2.1.3. Психологические проблемы в Новое время.....................................53

2.2. Направления психологии периода ее развития

как самостоятельной науки.....................................................................60

2.2.1. Экспериментальная психология сознания.......................................60

2.2.2. Гештальтпсихология и проблема целостного

анализа психики..........................................................................................63

2.2.3. Феномен бессознательного и психоанализ.......................................65

2.2.4. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.... 68

2.2.5. Психика, преобразованная культурой. Культурно-исторический подход в психологии.............................70

2.2.6 Деятельностный подход в психологии.

Виды и структура деятельности............................................................72

2.2.7. Гуманистическая психология.................................................................74

2.2.8. Когнитивная психология.........................................................................76

Контрольные вопросы................................................................................78

Тестовые задания........................................................................................78

Литература..................................................................................................79

Глава 3. Психика и организм...........................................................80

3.1. Возникновение и развитие психики в филогенезе........................80

3.1.1. Проблема объективного критерия возникновения психики. Раздражимость и чувствительность....................................................82

3.1.2. Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект...............84

3.1.3. Возникновение и развитие сознания как главное

событие антропогенеза..............................................................................91

3.1.4. Трехаспектная структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.................................................................92

3.2. Научение........................................................................................................95

3.2.1. Концепция физиологии активности Н.А. Бернштейна.............101

3.3. Подходы к решению психофизиологической проблемы: параллелизм, взаимодействие, корреляция, тождество, дополнительность....................................................................................104

3.4. Психика и нервная система.................................................................. 106

3.4.1. Строение и функции нейронов........................................................... 107

3.4.2. Структура нервной системы................................................................ 110

3.4.3. Строение и функции головного мозга............................................. 111

3.4.4. Кора головного мозга.............................................................................ИЗ

3.4.5. Проблема локализации психики. Теория системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия...................................................................................................115

3.4.6. Межполушарная асимметрия. Проблема расщепленного мозга.............................................................................................................. 118

3.4.7. Методы изучения головного мозга................................................... 119

3.5. Измененные состояния сознания......................................................121

3.5.1. Сон................................................................................................................. 121

3.5.2. Гипноз..........................................................................................................123

Контрольные вопросы..............................................................................126

Тестовые задания......................................................................................127

Литература................................................................................................128

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация...................129

4.1. Общая характеристика мотивационной сферы............................129

4.2. Общая характеристика потребностей...............................................132

4.2.1. Органические потребности...................................................................136

4.2.2. Надорганические потребности............................................................146

4.2.3. Удовлетворение потребностей............................................................156

4.3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности.......................................................................................................161

4.4. Интенсивность мотивации и эффективность деятельности. Закон Йоркса — Додсона о наличии оптимума мотивации.....165

4.5. Динамический аспект мотивации.......................................................166

4.5.1. Психоаналитические концепции изменения мотивации..........167

4.5.2. Динамика мотивации в гештальтпсихологии. Квази-потребности.................................................................................. 169

4.5.3. Когнитивные концепции динамики мотивации.......................... 170

4.5.4. Деятельностный подход к динамике мотивационной сферы.......171

Контрольные вопросы..............................................................................172

Тестовые задания......................................................................................172

Литература................................................................................................173

Глава 5. Регулятивные процессы психики. Эмоции и воля..............174

5.1. Общая характеристика эмоций...........................................................174

5.1.1. Функции эмоций.......................................................................................176

5.1.2. Проблема специфичности эмоций.....................................................179

5.1.3. Выражение эмоций...................................................................................184

5.1.4. Универсальность выражения дифференциальных эмоций.....185

5.1.5. Периферические теории эмоций........................................................189

5.1.6. Когнитивные теории эмоций................................................................191

5.1.7. Уровневая модель функционирования эмоций............................193

5.1.8. Культурные различия в выражении эмоций..................................195

5.1.9. Субъективное переживание эмоций..................................................197

5.1.10. Мозг и эмоции............................................................................................200

5.1.11. Стресс............................................................................................................202

5.2. Воля................................................................................................................203

5.2.1. Общая характеристика волевых процессов....................................203

5.2.2. Воля как активность................................................................................206

5.2.3. Воля как функция иерархии мотивов...............................................207

5.2.4. Структура волевого акта........................................................................208

5.2.5. Когнитивные компоненты волевого акта........................................209

Контрольные вопросы..............................................................................211

Тестовые задания......................................................................................211

Литература................................................................................................212

Глава 6. Регулятивные процессы психики. Внимание.....................213

6.1. Особенности внимания как психического процесса. Объективные и субъективные явления внимания

и невнимания.............................................................................................213

6.2. Классические теории внимания.........................................................216

6.2.1. Внимание как апперцепция в теории В. Вундта.

Виды внимания, по Э. Титченеру. Понятие преперцепции

в работах В. Джеймса.............................................................................216

6.2.2. Моторные теории внимания Т. Рибо и Н.Н. Ланге....................221

6.2.3. Внимание как «сила Эго» в гештальтпсихологии.......................223

6.3. Модели внимания в когнитивной психологии..............................225

6.3.1. Теории ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента. Модель аттенюатора А. Трейсман......................................................226

6.3.2. Теории поздней селекции. Модели Д. и Э. Дойчей

и Д. Нормана..............................................................................................229

6.3.3. Теории гибкой и множественной селекции А. Трейсман и концепция системы переработки информации

как конгломерат процессов автоматической и контролируемой переработки Р. Шиффрина..................................................................230

6.3.4. Ресурсная модель внимания Д. Канемана......................................232

6.4. Деятельностный подход к интерпретации

процессов внимания...............................................................................233

6.4.1. Внимание как высшая психическая функция,

по Л.С. Выготскому.................................................................................235

6.4.2. Внимание как функция умственного контроля,

по П.Я. Гальперину.................................................................................236

Контрольные вопросы..............................................................................237

Тестовые задания......................................................................................238

Литература................................................................................................238

Глава 7. Познавательные процессы. Ощущение и восприятие ........239

7.1. Ощущение....................................................................................................240

7.1.1. Общая характеристика ощущений.

Классификации ощущений..................................................................240

7.1.2. Проблема измерения ощущений. Психофизика..........................245

7.1.3. Зрение..........................................................................................................251

7.1.4. Слух..............................................................................................................257

7.2. Восприятие.................................................................................................259

7.2.1. Цикличность восприятия. Понятие схемы как основного принципа организации потока информации.................................260

7.2.2. Восприятие пространства....................................................................263

7.2.3. Распознавание и категоризация объектов......................................268

7.2.4. Константность восприятия..................................................................275

Контрольные вопросы..............................................................................276

Тестовые задания...................................................................................... 276

Литература................................................................................................277

Глава 8. Познавательные процессы. Память..................................278

8.1. Круг явлений памяти. Искусство памяти в античности и средние века. Феноменальная память. Амнезии.

Процессы памяти.....................................................................................278

8.2. Память как высшая психическая функция. Параллелограмм развития...................................................................281

8.3. Эмоциональный, мотивационный и волевой компоненты мнемических процессов.........................................................................284

8.3.1. Эмоциональный компонент памяти. Память и стресс..............285

8.3.2. Мотивационный компонент памяти.................................................287

8.3.3. Проблема произвольной регуляции памяти.................................289

8.3.4. Проблема доступности запечатленной информации. Эксплицитная и имплицитная память.

Эффекты предшествования.................................................................293

8.4. Репродуктивный и продуктивный аспекты памяти...................295

8.4.1. Память как репродуктивный процесс..............................................295

8.4.2. Память как конструктивный процесс..............................................298

8.5. Структурная модель памяти в когнитивной психологии. Рабочая память. Долговременная память. Процедурная и декларативная память. Семантическая, эпизодическая

и автобиографическая память.............................................................299

8.5.1. Сенсорный регистр..................................................................................300

8.5.2. Распознаватель.........................................................................................301

8.5.3. Рабочая память.........................................................................................301

8.5.4. Долговременная память........................................................................304

Контрольные вопросы..............................................................................317

Тестовые задания......................................................................................317

Литература................................................................................................318

Глава 9. Мышление и речь............................................................320

9.1. Общая характеристика мышления....................................................320

9.2. Мышление как процесс вывода нового знания.............................324

9.2.1. Логика и психология мышления........................................................325

9.2.2. Формально логические и естественные рассуждения................328

9.2.3. Источники ошибок в логических рассуждениях..........................332

9.3. Мышление как процесс решения задач............................................337

9.4. Мышление в реальных процессах творчества...............................346

9.5. Язык, речь, мышление.............................................................................348

9.6. Виды обобщений.......................................................................................354

9.7. Интеллект....................................................................................................361

Контрольные вопросы..............................................................................363

Тестовые задания......................................................................................363

Литература................................................................................................364

Глава 10. Психология личности.....................................................365

10.1. Гомеостатические теории личности:

ориентация на конфликт........................................................................369

10.2. Гомеостатические теории личности:

ориентация на согласие..........................................................................381

10.3. Гетеростатические теории личности:

ориентация на конфликт.......................................................................388

10.4. Гетеростатические теории личности:

ориентация на согласие..........................................................................396

10.5. Факторные модели личности...............................................................401

10.6. Индивидные предпосылки функционирования личности.......406

Ю.6.1. Половые различия....................................................................................408

10.6.2. Конституциональные различия..........................................................409

Ю.6.3. Способности...............................................................................................413

10.6.4. Характер.......................................................................................................414

Контрольные вопросы..............................................................................416

Тестовые задания......................................................................................417

Литература................................................................................................417

Глава 11. Социальная психология.................................................419

11.1. Социальная психология групп............................................................421

11.1.1. Продуктивность групповой деятельности......................................427

11.1.2. Социальная роль как функциональная единица группы..........432

11.1.3. Динамические процессы в малых группах......................................442

11.1.4. Динамические процессы в больших группах.................................449

11.2. Социальное познание..............................................................................451

11.3. Общение.......................................................................................................456

Контрольные вопросы..............................................................................463

Тестовые задания......................................................................................463

Литература................................................................................................464

Ответы к тестовым заданиям................................................................................465

Предметный указатель.............................................................................................466

Персоналии..................................................................................................................472

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24