|
Зайцев И.С. Особенности мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речиЗайцев И.С. Год: 2009 Предисловие Учебно-методическое пособие «Особенности мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речи» содержит современные взгляды на проблему мышления при различной речевой патологии. Основной задачей пособия является формирование представлений об особенностях мыслительной деятельности, обусловленных нарушенным речевым развитием, о причинах нарушения протекания мыслительных процессов при расстройствах речи. Вопрос состояния мышления у детей при различной речевой патологии является весьма актуальным. На сегодняшний день проблему представляет определение соотношения между развитием речи и мыслительной деятельностью, определением того, что первично страдает: речь либо мышление. Это приводит к диагностическим ошибкам: дети с речевой патологией попадают в школы для детей с интеллектуальной недостаточностью и, наоборот, дети с интеллектуальной недостаточностью - в специальные общеобразовательные школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Для предотвращения подобных ситуаций необходимо хорошо знать особенности мыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи. Весьма актуальна и проблема состояния мышления у лиц с афазией. В научной литературе существуют весьма противоречивые сведения о состоянии мышления при локальных поражениях головного мозга, приводящих к афазии. В представленном учебно-методическом пособии содержатся данные, помогающие разобраться в очерченном вопросе. Учебно-методическое пособие включает краткую характеристику мыслительной деятельности, ее форм, видов, операций, этапов, сведения о том, что подразумевается под нарушением мышления; рассматривает состояние мыслительной деятельности при расстройствах произносительной стороны и системных нарушениях речи. В содержании практических занятий предложены различные виды работы: вопросы-задания; задания для самостоятельной работы. В процессе этих занятий развивается понимание причин нарушения мышления при той или иной речевой патологии, формируется умение проводить обследование состояния мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речи. Учебно-методическое пособие «Особенности мыслительной деятельности при тяжелых нарушениях речи» предназначено для слушателей курсов Академии последипломного образования. Содержание Предисловие.....................................................................................................3 1. Мышление и его нарушения.......................................................................5 2. Особенности мыслительной деятельности у детей с нарушениями звуковой стороны речи........................................7 3. Особенности мыслительной деятельности при системных нарушениях речи.............................................................10 4. Содержание практических занятий...........................................................17 Словарь теоминов.........................................................................................19 Литература......................................................................................................21 |
Loading
|