|
Семечкин Н.И. Социальная психологияСемечкин Н.И. Год: 2003 Оглавление Социальная психология: предшествующие и сопутствующие влияния (вместо введения) 4 Раздел I Психология масс и социальная психология. 6 Глава 1 Индивид — масса: проблема психических трансформаций. 7 Природа человека и предмет психологии. 7 Характеристика массы. 8 Структура психики массы. 9 Законы массы. 11 Интеллект массы. 11 Женское начало и чувства массы. 13 Вера и надежды массы. 14 Консерватизм массы. 15 Массы естественные и искусственные. 16 Закон подражания. 17 Элита и масса. 18 Глава 2 Вождь — масса: проблема власти и социального лидерства. 19 Природа власти и подчинения. 20 Психологический портрет вождя. 21 Вождь и масса — близнецы-братья. 22 Ореол авторитета. 24 Глава 3 Психология массы: проблема социального влияния. 25 Гипноз и заражение. 26 Механизмы влияния в массе. 27 Внушение (суггестия) 27 Демагогия. 27 Повторение. 28 Средства влияния: массовые коммуникации. 29 Глава 4 От психологии масс к социальной психологии. 31 Первая модель социальной психологии. 31 История социальной психологии. 32 Конфликт интерпретаций. Взгляд на природу человека и сущность человеческого поведения. 34 Литература. 36 Раздел II. Теоретические и эмпирические основания социальной психологии. 37 Глава 1. Социально-психологические теории. 38 Теоретическое постижение мира. 38 Теории имплицитные и научные. 39 Теории в социальной психологии. 40 Модель научного развития. 41 Необихевиористская ориентация. 42 Эволюция бихевиоризма. 42 Необихевиоризм. 43 СОР - теории. 43 Теория социального научения. 44 Теория социального обмена. 45 Теория взаимозависимости. 45 Интеракционистская ориентация. 48 Ролевая теория. 48 "Стэнфордская тюрьма” 49 Применение ролевых концепций. 50 Когнитивистская ориентация. 51 Теоретические истоки когнитивизма. 51 Область исследований когнитивной психологии. 52 Глава 2 Социально-психологические исследования. 53 Идеи и гипотезы. 54 Переменные в исследовании. 54 Правила и требования. 55 Выбор методов исследования. 56 Основные параметры анализа. 57 Этические проблемы исследования. 59 Информированное согласие. 60 Ложь во благо ?. 60 Глава 3 Основные методы социально-психологического исследования. 61 Эксперимент. 61 Квазиэксперимент. 63 Полевое исследование (наблюдение) 64 Архивное исследование. 65 Имитативное исследование (ролевая игра) 66 Обзорное исследование (исследование обследованием) 67 Литература. 69 Раздел III. Человеческая индивидуальность и социальная психология личности. 70 Глава 1 Индивид как объект психологических исследований. 71 Проблема типологии человека. 71 Гуморальные классификации. 72 Конституциональные классификации. 73 Психогенные классификации. 74 Глава 2 Психологические теории личности. 77 Определение личности. 77 Психологические теории личности. 79 Теории личности в социальной психологии. 80 Глава 3. Структура самосознания. 81 Подходы к пониманию Я-концепции. 82 Центральные аспекты самосознания. 84 Ролевая структура Я-концепции. 85 Возможные Я. 87 Самопознание и самооценка. 88 Теория социального сравнения. 90 Регулирование самооценки. 91 Глава 4 . Самосознание и поведение. 94 Деиндивидуализация и поведение. 94 Личная ответственность. 95 Стигматизация. 95 Я и другие. 96 Самомониторинг 97 Конфликт интерпретаций. Как относиться к самомониторингу?. 98 Глава 5 . Самосознание и личностный контроль. 99 Теории локусов контроля и самоэффективности. 99 Конфликт интерпретаций. К вопросу об эффективности личности. 100 Последствия утраты личностного контроля. 101 Реактивное психическое сопротивление. 101 Беспомощность из-за утраты контроля. 103 Самовнушенная беспомощность. 104 Иллюзия контроля. 105 Литература. 105 Раздел IV. Межличностное восприятие и социальное познание. 107 Глава 1 Социальное восприятие и понимание. 108 Межличностное восприятие. 108 Внешний облик и впечатление. 109 Эффект первого впечатления. 109 Внешний облик и ассоциации. 110 Внешность и реальная информация. 110 Факторы социальной привлекательности. 111 Глава 2 Приемы и методы социального познания. 116 Эвристики. 116 Эвристика представительности. 116 Эвристики доступности. 117 Ложный консенсус. 118 Каузальная атрибуция (теория приписывания причин) 118 Ковариация. 119 Каузальные схемы. 120 Диспозиционная атрибуция. 121 Фундаментальная атрибутивная склонность. 122 Эффект "исполнителя-наблюдателя” 123 Модель объективной атрибуции. 124 Атрибуция и успех. 125 Глава 3. Социальное восприятие и самосознание. 126 Социальное восприятие с позиций "теории справедливого мира” 126 Формы организации социальных знаний и опыта. 127 Философия человеческой природы. 128 Имплицитные теории личности. 128 Имплицитные социальные теории. 130 Когнитивные схемы. 131 Прототип. 131 Социальный стереотип. 132 Глава 4. Стадии процесса социального познания. 134 Первичная категоризация. 134 Подтверждение. 136 Уточнение, или рекатегоризация. 137 Эффект самоосуществляемых пророчеств. 137 Некатегориальные способы социального познания. 140 Литература. 142 Словарь ключевых понятий. 143 О Г Л А В Л Е Н И Е Раздел I. Межличностная коммуникация.. 6 Глава 1 Теория коммуникации. 6 1.1 Немного истории. 6 1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации. 7 1.3. Средства коммуникации. 9 Глава 2. Вербальные средства коммуникации. 9 2.1. Лингвистический канал. 9 2.2. Выбор слов и выражений. 10 2.3. Создание новых слов и выражений. 11 2.4. Выбор грамматических форм.. 11 2.5. Выбор последовательности слов. 11 2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д. 12 2.7. Паралингвистический канал. 12 2.8. Теория разговора. 13 2.9. Разговор. 13 2.10. Кодирование. 15 2.11. Речевое табу. 16 2.12. Разговор и гендерные различия. 17 Глава 3. Невербальные средства коммуникации. 18 3.1. Взгляд. 18 3.2. Взгляд и информация. 19 3.3. Регуляция процесса коммуникации. 20 3.4. Показатель социальных отношений. 20 3.5. Индикатор социального статуса. 20 3.6. Инструментальная функция взгляда. 21 3.7. Мимика (выражение лица) 21 3.8. Пластика (позы и жесты) 25 3.9. Прикосновение (тактильный контакт) 28 3.10. Межличностная дистанция. 30 3.11. Одежда, раскраска и другие украшения. 31 Глава 4. Проблема сочетания каналов коммуникации и ложь. 33 4.1. Значимость средств общения в коммуникации. 33 4.2. Комбинирование средств коммуникации. 34 4.3. Гендерные различия. 34 4.4. Коммуникация и ложь. 35 4.5. Признаки лжи. 36 4.6. Технические средства обнаружения лжи. 37 Раздел II. Социальная установка и поведение.. 39 Глава 1. История исследования социальной установки. 40 1.1. Что же такое установка?. 40 1.2. Психическая установка. 40 1.3. Социальная установка. 41 1.4. Компоненты установки. 42 1.5. Другие теоретические подходы.. 43 1.6. Основные этапы исследования установки. 44 1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?. 45 Глава 2. Установка и поведение. 47 2.1. Современные представления о связи установки и поведения. 47 2.2. Ситуационные факторы.. 48 2.3. Диспозиционные факторы.. 49 2.4. Теория планируемого поведения. 50 2.5. Теории непланируемого поведения. 53 2.6. Психоанализ. 53 2.7. Аналитическая психология. 54 2.8. Теория самопонимания. 55 2.9. МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения. 57 2.10. Влияние установок на поведение. 58 Глава 3. Формирование установок: теории и исследования. 60 3.1. Источники и принципы формирования установок. 60 3.2. Средства массой информации. 62 3.3. Процесс формирования установок. 63 3.4. Модель последовательных стадий. 64 3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение. 65 3.6. Центральный процесс. 66 Раздел III. Психология и поведение групп.. 67 Глава 1. Группа и групповая структура. 68 1.1. История исследования групп в социальной психологии. 68 1.2. Определение группы.. 69 1.3. Состав, размер и структура группы.. 70 1.4. Размер группы.. 70 1.5. Структура группы.. 72 1.6. Роль, ролевые ожидания и статус. 73 1.7. Роль лидера. 74 1.8. Модели ситуационного лидерства. 75 1.9. Групповые нормы.. 77 1.10. Коммуникация в группе. 78 Глава 2. Психология групповой деятельности. 80 2.1. Влияние других людей. 80 2.2. Влияние зрителей. 81 2.3. Теория конфликта внимания. 83 2.4. Ситуация со-деятельности. 84 2.5. Ситуация групповой деятельности. 84 2.6. Метод действия – «мозговой штурм». 86 Глава 3. Групповые процессы.. 88 3.1. Эффект поляризации в группе. 89 3.2. Нормативное и информационное влияние. 90 3.3. Группомыслие. 91 3.4. Влияние группового меньшинства. 96 Раздел IV. Межгрупповые отношения.. 98 Глава 1. «Мы» и «Они». 98 1.1. Этноцентризм.. 99 1.2. Группоцентризм.. 100 1.3. Категориальная асимметрия. 100 1.4. Асимметрия могущества и статусов. 101 1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация. 102 1.6. Теория социальной идентичности. 103 1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение. 104 1.8. Способы коллективной компенсации. 105 Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация. 108 2.1. Социальные предубеждения. 109 2.2. Теории предубеждений. 110 2.3. Социальная дискриминация. 113 2.4. Расизм и национализм.. 114 2.5. Сексизм.. 115 2.6. Относительная депривация. 118 Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов. 119 3.1. Ситуация конфликта. 120 3.2. Примирение через сотрудничество. 120 3.3. Знакомство и контакты.. 122 3.4. Переговоры и соглашения. 123 3.5. Итог процесса: соглашение. 125 3.6. Нелишний «третий». 125 ГЛОССАРИЙ.. 126 Литература.. 129 Литература к разделу I. 129 Литература к разделу II. 130 Литература к разделу III. 132 Литература к разделу IV.. 133
|
Loading
|