|
Конспект и презентация урока чтения и развития речи "Звук и буква Ш"Конспект и презентация урока чтения и развития речи "Звук и буква Ш"Чтение и развитие речи. Тема: Звук и буква Ш Цель: знакомство учащихся со звуком и буквой «ш». Задачи: познакомить со звуком и буквой Ш.; учить соотносить звук с символом и буквой; формировать навыки слогового анализа, фонематического анализа и синтеза; развивать фонематический слух, внимание, память; развивать фонематическое восприятие, дикцию, при помощи скороговорки; воспитывать мотивацию к учению. Оборудование: учебник «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, картинки, счетные палочки, «Волшебный мешочек» , картинки-трафареты с изображением шмеля, презентация. Ход занятия 1.Орг. момент: -подготовка к уроку. -психологический настрой: Долгожданный дан звонок, Начинается урок! -сюрпризный момент: Учитель: - дети, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (слайд 2) ШМЕЛИ – Назовите первый звук в слове – шмели? - Эти шмели волшебные, сегодня на занятие они будут наблюдать за вами, какие вы умные, как умеете хорошо работать… (на каждом этапе идет напоминание о шмелях). 2. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания: Учитель: - дети, послушайте и скажите часто повторяющийся звук: (учитель читает стихотворение, выделяя голосом звук Ш) В камышах шуршала мышь: ветер вам нарушил тишь шепчут тихо камыши: тихо, мышка, не шурши! Учитель: – Какой звук мы выделяли? Дети: - мы выделяли звук Ш. Учитель: - Вы догадались, какая тема нашего урока? (Слайд 3) Учитель: Звук [ш], буква ша. 3. Сообщение темы занятия. Учитель: - Сегодня на занятии мы будем различать этот звук, слышать и проговаривать в слогах, словах и предложениях. Что для этого надо сделать? Дети: - Внимательно слушать учителя, правильно читать. 4.Основная часть урока: а) Работа с предметными картинками (гусь, змея). (слайд 4) Учитель: - Вы все видели птицу гусь? Как гуси шипят, когда сердятся? Дети: ш-ш-ш-ш-ш. Учитель: Как шипит змея, когда сердится? (но к ней нельзя подходить близко, может укусить) Дети: ш-ш-ш-ш-ш. Учитель: - как вы думаете, в каком домике будет жить звук Ш? Дети: - звук Ш будет жить в синем домике, потому что он согласный звук. в ) Развитие оптических представлений и кинестетических ощущений. Учитель: – Выложите из палочек букву ША. Сколько палочек нам пригодилось? (4.) Буква ША состоит из 4-х элементов. (слайд 5) Учитель: - посмотрите какая может быть буква ША. б) Анализ слов, выделение звука Ш. Игра "Определи место звука”.(Детям раздаются предметные картинки - мышь, кошка, шары). Учитель: – Отгадайте загадки и получите картинку-отгадку. Мала, сера, а никому не мила. (мышь) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (кошка) В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные … (шары). Учитель: - Ребята, определите место жительства звука Ш на ваших картинках. Где стоит звук ш – в начале слова, в середине, в конце и покажите это на звуковых линейках. (Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем озвучивают выполненную работу) Физкультминутка: К солнышку потянулись, Лучик взяли, К сердцу прижали, Другу отдали И улыбнулись! 5.Закрепление. а) Игра «Наоборот». Учитель: - сейчас мы проведем игру с помощью мяча. Я буду вам бросать мяч и называть слог, а вы бросаете мне его обратно и называете слог наоборот. ША – АШ ШО – ОШ ШУ – УШ б) Чтение слогов по карточке на слайде: (слайд 6) Учитель: - прочитаем слоги: хором, индивидуально по цепочке, парами. в) Чтение по Букварю. Учитель: - откройте Букварь. Я прочитаю слоги со звуком Ш, а вы следите за чтением глазами, шепотом проговаривая слоги. Проверка чтения: хоровое чтение, по цепочке, индивидуальное, самостоятельное. г) Игра " «Волшебный мешочек». Учитель: - дети, шмели приготовили для вас волшебный мешочек, хотят с вами поиграть. Вы должны на ощупь определить буквы из мешочка. (В мешочке лежат изученные буквы, дети на ощупь отгадывают). Д) Работа над скороговоркой. Учитель: - дети, повторите за мной скороговорку. ( Произносят в медленном темпе, постепенно ускоряя речь) ПА-ША МА-ШЕ ШАП-КОЙ МА-ШЕТ (Слайд 7) 6.Упражнение на развитие и коррекцию зрительного внимания «Найди букву». Учитель: - дети, внимательно посмотрите на ряд букв, найдите букву Ш, скажите сколько их и какого они цвета. 7. Итог занятия. Рефлексия. Учитель: – С каким звуком мы сегодня работали? Дети: - мы сегодня работали со звуком «Ш». Учитель: – Всё получалось? (Дети высказывают свои мнения.) Учитель: - Вспомните, о чем вам загадывали загадки? Дети: мышь, кошка, шары. Учитель: – На память о нашем уроке дарю вам картинки с изображением шмеля – раскрасьте его. (На парте у каждого ребенка лежит трафарет со шмелем). Молодцы. Все хорошо поработали. (Слайд 8) Список литературы: Волина В.В. Учимся играя:– М.: Новая школа, 1998. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе. Игры, считалки, загадки и скороговорки. – М.: Новая школа, 2001. Чаусова Л.М. «Работа по развитию речи в период подготовки к школе». Журнал «Начальная школа», № 4, 2010. Чечулинская И.В. Использование компьютерной поддержки при проведении уроков риторики. Журнал «Начальная школа», № 4, 2010. |
Loading
|