Центральный Дом Знаний - Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2689

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста

Глозман Ж. М. 
pic

Год выпуска: 2009
Издательство: Академия
Серия: Высшее професиональное образование
ISBN: 978-5-7695-4758-4
Язык:Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 272
В учебном пособии систематизируются и обобщаются российские и иностранные изыскания в сфере нейропсихологии детского возраста. Конечно, анализируются теоретические и методологические базы ребяческой нейропсихологии, описываются всевозможные разновидности и механизмы ненормального (атипичного) становления малыша, также способы нейропсихологической диагностики и устранения нарушений психического и общественного становления малыша. Впрочем, для учащихся высших особенно учебных заведений. Может быть полезно изыскателям в сфере детской и мед психологии, и еще фактическим сотрудникам, занятым коррекционно-развивающим обучением деток.


Предисловие

Нейропсихология детского возраста — область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения.

Последние десятилетия во всем мире характеризуются бурным ростом исследований и публикаций, анализирующих нормальное и аномальное развитие детей и описывающих различные методы коррекционно-развивающего обучения. Это объясняется, с одной стороны, общей тенденцией демократизации общества, одним из важнейших проявлений которой является увеличение внимания к детям. С другой стороны, психологов и педагогов во всех странах беспокоит рост числа детей с различными проблемами здоровья или тех из них, которые не имеют видимых медицинских отклонений, но испытывают трудности в процессе обучения в массовой школе и (или) адаптации в семье и школе. Это означает, что психическое и социальное функционирование ребенка не адекватно его психофизиологическим возможностям и потребностям и (или) условиям среды, т.е. требованиям микросоциального окружения.

Луриевский нейропсихологический анализ позволяет дифференцировать трудности в обучении и поведении, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка. Дифференцированное описание качественных особенностей, сильных и слабых звеньев психического функционирования каждого конкретного ребенка, выявление зоны его ближайшего развития — главное условие эффективной помощи детям с проблемами в развитии и обучении. Помощь нейропсихолога требуется не только детям с трудностями в обучении вследствие функциональной незрелости, атипичного развития высших психических функций (в том числе одаренности) или вследствие психосоматических заболеваний, но и детям, успешно осваивающим школьную программу в ущерб своему здоровью.

Это^объясняет, почему проблематика детской нейропсихологии вошла практически во все вузовские психологические и психолого-педагогические курсы и составляет значительную часть нейро-психологических и психолого-педагогических научных и научно-практических публикаций. При этом почти нет учебников и учебных пособий для студентов и специалистов в этих областях.

В период подготовки данной книги мне удалось найти только одно учебное пособие: Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» (М., 2005). Наибольший интерес в этом пособии представляет детальный анализ типологии и различных дефектов пространственных представлений у взрослых и детей, а также подробное изложение метода замещающего онтогенеза, разработанного А.В.Семенович в коллективе соавторов в 1990-е гг. Наряду с этим книга предлагает много оригинальных моделей формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе (претендующих на объяснение мозгового обеспечения любого поведенческого акта человека). Но эти модели трудно воспринимаются из-за сложностей их применения для интерпретации и объяснения индивидуальных различий и аномалий в развитии ребенка, а также слабой (хотя и постулируемой) связи с парадигмой Луриевской нейропсихологии. Это связано, по-моему, с тем, что учебное пособие А.В.Семенович основано на нейробио-логическом подходе, на концепции жесткой генетической заданное™ мозговой организации психических функций, которая исключает учет психологических и социальных факторов развития ребенка, так хорошо разработанных в отечественной психологической школе Л.С.Выготского — А. Р.Лурия и получивших мировое признание и распространение. Разработанные этими учеными принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций (ВПФ) у детей легли в основу большинства работ Луриевской школы по детской нейропсихологии (Симерницкая Э. Г., 1985, 1995; Лебединский М.С., 1985, 1998; Лубовский В. И., 1989; Фарбер Д.А. и др., 1990, 1998; Семенович А.В., Умрихин CO., Цыганок А. А., 1992; Микадзе Ю.В., Корсакова И, К., 1994; Пыла-ева Н.М., 1995; Микадзе Ю.В., 1996, 2002; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., 2001; Ахутина Т.В., 1998, 2001; Цветкова Л.С., 1998; Цыганок А.А., Ковязина М.С., 1998; Гончаров О.А., 1998; Манелис Н.Г., 1999; Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., 2001; Равич-ЩербоИ.В., Сигал Н.Л., 2003; Ахутина Т. В., Пылаева Н.М., 2003; Поляков В.М., 2003; Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е., 2006; Amano К., 2006; Ахутина Т. В., 2007). К сожалению, практически весь этот пласт исследований (не говоря уже об иностранных работах) остался за рамками данного «Введения в нейропсихологию детского возраста».

Основная задача данного учебного пособия — систематизировать и обобщить многочисленные отечественные и зарубежные исследования в области нейропсихологии детского возраста.


Оглавление

Введение.........................................................................................................3

Глава  1. История нейропсихологии детского возраста............................6

1.1. Естественно-научные, теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста...........................6

1.2. Современные тенденции в развитии детской нейропсихологии......10

Глава 2. Методологические основы детской нейропсихологии.............] 3

2.1. Основные понятия детской нейропсихологии................................... 13

2.2. Проблема гетерохронии и нсинхронии развития...............................19

Глава 3. Психофизиологические и психологические особенности развития психических функций ребенка.....................................................27

3.1. Проблема морфогенеза.........................................................................27

3.2. Проблема функциогенеза.....................................................................38

3.3. Социальные факторы онтогенеза........................................................54

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте........61

4.1. Задачи и принципы нейропсихологической диагностики детей......61

4.2. Требования к материалу и методам обследования............................70

4.3. Требования к процедуре обследования...............................................75

4.4. Проблема нормативов..........................................................................76

4.5. Количественная оценка результатов нейропсихологической диагностики...........................................................................................85

Глава 5. Синдромы несформнрованности и нарушений ВПФ у детей.... 97

5.1. Задержки и отставания в речевом развитии.......................................97

5.2. Синдромы дислексии и дисграфии....................................................100

5.3. Несформированность зрительно-пространственных функций.......108

5.4. Дефекты моторного развития.............................................................111

5.5. Синдромы дефицита внимания и трудности произвольной регуляции и контроля своей деятельности........................................115

5.6. Варианты несформнрованности мнсстичсских функций................127

5.7. Особенности задержек интеллектуального развития детей.............130

5.8. Нейропсихологические и социальные механизмы трудностей обучения в массовой школе................................................................132

Глава 6. Нейропсихологические аспекты специфических ситуаций аномального, атипичного развития............................................................161

6.1. Дети с умственной отсталостью.........................................................161

6.2. Дети с аутизмом...................................................................................166

6.3. Дети с заиканием.................................................................................169

6.4. Дети с нарушениями слуха и зрения.................................................175

6.5. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при детском церебральном параличе.......................................................................'77

6.6. Нейропсихологические особенности развития близнецов..............179

6.7. Нейропсихологические особенности одаренных детей....................181

6.8. Дети-билингвы.....................................................................................182

Глава 7. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте...........193

7.1. Принципы и формы коррекционно-развивающего обучения........193

7.2. Методы формирования произвольной регуляции и контроля деятельности.........................................................................................207

7.3. Методы двигательной коррекции......................................................214

7.4. Методы когнитивной коррекции.......................................................219

7.5. Методы развития личности и общения ребенка..............................230

7.6. Анализ случая в динамике нейропсихологической коррекции.......236

Заключение.................................................................................................246

Приложение. А. Р.Лурия. Пути раннего развития советской психологии. Двадцатые годы по собственным воспоминаниям.......... 247

Литература...................................................................................................554

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24