|
Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возрастаГлозман Ж. М. Год выпуска: 2009 Предисловие Нейропсихология детского возраста — область нейропсихологии, изучающая взаимосвязь социального функционирования (поведения и обучения) ребенка с формированием его психических функций и личности, с развитием мозга в норме и патологии, а также исследующая возможности использования получаемых знаний для коррекционно-развивающего обучения. Последние десятилетия во всем мире характеризуются бурным ростом исследований и публикаций, анализирующих нормальное и аномальное развитие детей и описывающих различные методы коррекционно-развивающего обучения. Это объясняется, с одной стороны, общей тенденцией демократизации общества, одним из важнейших проявлений которой является увеличение внимания к детям. С другой стороны, психологов и педагогов во всех странах беспокоит рост числа детей с различными проблемами здоровья или тех из них, которые не имеют видимых медицинских отклонений, но испытывают трудности в процессе обучения в массовой школе и (или) адаптации в семье и школе. Это означает, что психическое и социальное функционирование ребенка не адекватно его психофизиологическим возможностям и потребностям и (или) условиям среды, т.е. требованиям микросоциального окружения. Луриевский нейропсихологический анализ позволяет дифференцировать трудности в обучении и поведении, обусловленные индивидуальными особенностями функционирования мозговых структур, от дизадаптации, связанной с неправильным педагогическим воздействием или с патохарактерологическими особенностями личности ребенка. Дифференцированное описание качественных особенностей, сильных и слабых звеньев психического функционирования каждого конкретного ребенка, выявление зоны его ближайшего развития — главное условие эффективной помощи детям с проблемами в развитии и обучении. Помощь нейропсихолога требуется не только детям с трудностями в обучении вследствие функциональной незрелости, атипичного развития высших психических функций (в том числе одаренности) или вследствие психосоматических заболеваний, но и детям, успешно осваивающим школьную программу в ущерб своему здоровью. Это^объясняет, почему проблематика детской нейропсихологии вошла практически во все вузовские психологические и психолого-педагогические курсы и составляет значительную часть нейро-психологических и психолого-педагогических научных и научно-практических публикаций. При этом почти нет учебников и учебных пособий для студентов и специалистов в этих областях. В период подготовки данной книги мне удалось найти только одно учебное пособие: Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» (М., 2005). Наибольший интерес в этом пособии представляет детальный анализ типологии и различных дефектов пространственных представлений у взрослых и детей, а также подробное изложение метода замещающего онтогенеза, разработанного А.В.Семенович в коллективе соавторов в 1990-е гг. Наряду с этим книга предлагает много оригинальных моделей формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе (претендующих на объяснение мозгового обеспечения любого поведенческого акта человека). Но эти модели трудно воспринимаются из-за сложностей их применения для интерпретации и объяснения индивидуальных различий и аномалий в развитии ребенка, а также слабой (хотя и постулируемой) связи с парадигмой Луриевской нейропсихологии. Это связано, по-моему, с тем, что учебное пособие А.В.Семенович основано на нейробио-логическом подходе, на концепции жесткой генетической заданное™ мозговой организации психических функций, которая исключает учет психологических и социальных факторов развития ребенка, так хорошо разработанных в отечественной психологической школе Л.С.Выготского — А. Р.Лурия и получивших мировое признание и распространение. Разработанные этими учеными принципы социального генеза, системного строения и динамической, хроногенной организации и локализации высших психических функций (ВПФ) у детей легли в основу большинства работ Луриевской школы по детской нейропсихологии (Симерницкая Э. Г., 1985, 1995; Лебединский М.С., 1985, 1998; Лубовский В. И., 1989; Фарбер Д.А. и др., 1990, 1998; Семенович А.В., Умрихин CO., Цыганок А. А., 1992; Микадзе Ю.В., Корсакова И, К., 1994; Пыла-ева Н.М., 1995; Микадзе Ю.В., 1996, 2002; Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю., 2001; Ахутина Т.В., 1998, 2001; Цветкова Л.С., 1998; Цыганок А.А., Ковязина М.С., 1998; Гончаров О.А., 1998; Манелис Н.Г., 1999; Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., 2001; Равич-ЩербоИ.В., Сигал Н.Л., 2003; Ахутина Т. В., Пылаева Н.М., 2003; Поляков В.М., 2003; Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е., 2006; Amano К., 2006; Ахутина Т. В., 2007). К сожалению, практически весь этот пласт исследований (не говоря уже об иностранных работах) остался за рамками данного «Введения в нейропсихологию детского возраста». Основная задача данного учебного пособия — систематизировать и обобщить многочисленные отечественные и зарубежные исследования в области нейропсихологии детского возраста. Оглавление Введение.........................................................................................................3 Глава 1. История нейропсихологии детского возраста............................6 1.1. Естественно-научные, теоретические и практические предпосылки возникновения нейропсихологии детского возраста...........................6 1.2. Современные тенденции в развитии детской нейропсихологии......10 Глава 2. Методологические основы детской нейропсихологии.............] 3 2.1. Основные понятия детской нейропсихологии................................... 13 2.2. Проблема гетерохронии и нсинхронии развития...............................19 Глава 3. Психофизиологические и психологические особенности развития психических функций ребенка.....................................................27 3.1. Проблема морфогенеза.........................................................................27 3.2. Проблема функциогенеза.....................................................................38 3.3. Социальные факторы онтогенеза........................................................54 Глава 4. Нейропсихологическая диагностика в детском возрасте........61 4.1. Задачи и принципы нейропсихологической диагностики детей......61 4.2. Требования к материалу и методам обследования............................70 4.3. Требования к процедуре обследования...............................................75 4.4. Проблема нормативов..........................................................................76 4.5. Количественная оценка результатов нейропсихологической диагностики...........................................................................................85 Глава 5. Синдромы несформнрованности и нарушений ВПФ у детей.... 97 5.1. Задержки и отставания в речевом развитии.......................................97 5.2. Синдромы дислексии и дисграфии....................................................100 5.3. Несформированность зрительно-пространственных функций.......108 5.4. Дефекты моторного развития.............................................................111 5.5. Синдромы дефицита внимания и трудности произвольной регуляции и контроля своей деятельности........................................115 5.6. Варианты несформнрованности мнсстичсских функций................127 5.7. Особенности задержек интеллектуального развития детей.............130 5.8. Нейропсихологические и социальные механизмы трудностей обучения в массовой школе................................................................132 Глава 6. Нейропсихологические аспекты специфических ситуаций аномального, атипичного развития............................................................161 6.1. Дети с умственной отсталостью.........................................................161 6.2. Дети с аутизмом...................................................................................166 6.3. Дети с заиканием.................................................................................169 6.4. Дети с нарушениями слуха и зрения.................................................175 6.5. Вторичные и сопутствующие нарушения ВПФ при детском церебральном параличе.......................................................................'77 6.6. Нейропсихологические особенности развития близнецов..............179 6.7. Нейропсихологические особенности одаренных детей....................181 6.8. Дети-билингвы.....................................................................................182 Глава 7. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте...........193 7.1. Принципы и формы коррекционно-развивающего обучения........193 7.2. Методы формирования произвольной регуляции и контроля деятельности.........................................................................................207 7.3. Методы двигательной коррекции......................................................214 7.4. Методы когнитивной коррекции.......................................................219 7.5. Методы развития личности и общения ребенка..............................230 7.6. Анализ случая в динамике нейропсихологической коррекции.......236 Заключение.................................................................................................246 Приложение. А. Р.Лурия. Пути раннего развития советской психологии. Двадцатые годы по собственным воспоминаниям.......... 247 Литература...................................................................................................554 |
Loading
|