Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку русского языка "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку русского языка "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"

Конспект и презентация к уроку русского языка "Подготовка к сжатому изложению в 9 классе"

Итоговая аттестация в 9 классе Подготовка к сжатому изложению.

Новая форма итоговой аттестации в 9-м классе включает задания, призванные проверить, умеют ли учащиеся понимать прочитанный текст и ис­пользовать информацию, содержащуюся в нем, в качестве аргумента.

Как следует из «Методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных ко­миссий по проверке заданий с развернутым от­ветом» (авторы Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько), при разработке новой версии экзамена важно было обеспечить «преемственность контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов го­сударственной аттестации выпускников 9-х клас­сов». Этим и был обусловлен выбор видов работы с текстом - сжатое изложение.

По мнению психологов, краткий пересказ -прием, неорганичный для детской природы. Де­ти тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить, задача пересказать текст кратко для многих абсолютно невыполнима. Это подтверждают и данные экспериментов: лишь 14% учащихся 8-9-х классов могут сделать такой пересказ. Часто слова краткий и короткий в при­менении к пересказу являются для школьников синонимами: при пересказе текст может стать ко­роче, но при этом нередко исчезает главное, про­пускается существенная информация.

Роль этого вида изложения вряд ли можно пе­реоценить. Именно в кратком пересказе выяв­ляется степень понимания текста, он является лакмусовой бумажкой понимания. Если текст не понят или понят частично, краткий пересказ вы­явит все дефекты восприятия.

Как же научить школьников писать сжатое из­ложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот воп­росы, которые обычно задают учителя.

Сжатое изложение «требует не просто мобили­зации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структу­рированного восприятия содержания текста, уме­ния выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает вы­пускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуника­тивные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способ­ные связно и достаточно кратко передать полу­ченную информацию».

Как же научить школьников писать сжатое из­ложение? Какие приемы можно использовать? На каком материале это лучше всего делать? Вот воп­росы, на которые мы постараемся ответить.

Предполагается, что учащийся может исполь­зовать различные приемы компрессии исходного текста - содержательные и языковые.

Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второ­степенную, исключение несущественной и второ­степенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1. Замены:

• замена однородных членов обобщающим на­именованием;

• замена фрагмента предложения синонимич­ным выражением;

• замена предложения или его части указатель­ным местоимением;

• замена предложения или его части опреде­лительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

2. Исключения:

• исключение повторов;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синони­мов.

3. Слияния:

• слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, ло­гически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составле­нии тезисов, конспектировании.

Предлагаем варианты упражнений по информа­ционной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

Чтение и понимание текста - это задача, кото­рую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте пробле­му, мы должны учитывать то, как текст организо­ван: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться раз­делять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

Упражнение 1

Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхожде­ния, основой которых является вода, имеют жид­кокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является ус­тойчивый оборот как без воздуха, но чистый воз­дух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно из­нашиваются.

(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является ус­тойчивый оборот как без воздуха, но чистый воз­дух необходим и в особо точном производстве. так как из-за пыли машины преждевременно из­нашиваются).

Таков может быть окончательный вариант со­кращения:

Чистый воздух нужен не только людям, он необ­ходим в точном производстве. Обращаем внима­ние учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воз­дух местоимением, в первой части добавлена от­рицательная частица не.

Упражнение 2

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Ка­кие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказы­вания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но лю­дям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижи­ма. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае

можно заранее продумать и просчитать, что нуж­но сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчинен­ное, с последовательным соединением придаточ­ных; предложить продумать вариант с использо­ванием только одного придаточного.

Примеры выполнения работы учащимися:

1.1. Может показаться парадоксальным, но че­ловеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкрет­на и достижима, мы можем продумать или про­считать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)

Мы видим использование приема исключения ин­формации, содержащейся в 3-м предложении исход­ного текста, приема слияния двух предложений - 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.

2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно за­ранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)

В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадок­сальным), контекстуальный синоним (просчи­тать), слиты 2 предложения.

3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точ­на, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)

Используется прием исключения факультатив­ной информации (3-е предложение, второстепен­ные члены в 4-м предложении исходного текста).

ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА

а) Трансформация словосочетаний Упражнение 3

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследова ние - ...; совершать вращение - ...; проявлять ин­терес - ...; выдвинуть предположения - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругос­ти — ...; месяц март — ...

б) Трансформация предложений Упражнение 4

Замените придаточное предложение пред-ложно-падежной конструкцией. .

Для того чтобы осуществить - для осуществ­ления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы со­единить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого до­стичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сде­лать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реак­ции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Упражнение 5

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепри­частным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обо­значенного деепричастием, не совпадают).

Чтобы ядерная реакция протекала, необ­ходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10000 раз. (Для протека­ния ядерной реакции необходимо снизить ско­рость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).

Если бы на мгновение прекратилось дейст­вие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электро-

магнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немысли­мая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее 4 меся­цев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организ­ма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших эле­ментов и усилить защитные свойства организма).

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была вы­сказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновс­кого метода. (Ученые смогли убедиться в ее спра­ведливости только в XX веке, исследовав крис­таллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа поз­волит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текс­та, так и при создании ими собственных текстов.

способами компрессии текста учащиеся владеют не в одинаковой степени. Одни с трудом выделяют главное и находят существен­ное, увязая в бесчисленных деталях; другие, на-

против, сжимают текст настолько, что в нем уже не остается ничего живого и он больше становит­ся похож на план или схему. И в том, и в другом случае мы имеем дело с трудностями процесса абстрагирования. Однако, как и любая другая спо­собность человеческого мышления, способность к абстрагированию поддается тренировке.

Приведем типы заданий, направленных на сжатие текста.

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зре­ния.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

ПРИМЕР 1

Задание 1. Прослушайте текст, напишите сжатое изложение, сократив текст вдвое.

Исходный текст

Кроме легенд о Геракле, древние греки расска­зывали и о двух братьях-близнецах - Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства бы­ли очень похожи, выросли они разными.

Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы доль­ше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Вот братья идут по дороге и видят: на пути - большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, не­довольно ворча, ищет обходной путь.

Братья видят: на высокой ветке дерева краси­вое яблоко. «Слишком высоко, - ворчит Ификл. -Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыга­ет - и плод у него в руках.

Когда устают ноги и губы пересыхают от жаж­ды, а до привала еще далеко, Ификл обычно гово­рит: «Отдохнем здесь, под кустиком». - «Лучше побежим, - предлагает Геракл. - Так мы скорее одолеем дорогу».

Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные по­беды над трудностями, над самим собой.

В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля - это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия.

(176 слов)

Текст сжатого изложения

У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными.

Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью.

Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие.

Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод.

Когда идти больше нет сил, Ификл предлага­ет сделать привал, а Геракл'- бежать вперед.

Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обык­новенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю.

(90 слов)

На этом простом примере можно показать уча­щимся конкретные приемы сжатия текста:

1) исключение подробностей, второстепен­ных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны)',

2) исключение прямой речи или перевод пря­мой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Ещё одно важное умение должны приобрести девятиклассники во время подготовки к сжатому изложению: выделение микротем текста, членение его на абзацы. Предупредить эту логическую ошибку можно, познакомив учащихся с правилами построения абзаца:

1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема.

2) Расположение предложений внутри абзаца под­чиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.

3) Самое главное предложение абзаца (предложе­ние, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.

4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.

Предложим ученикам самостоятельно соста­вить к тексту о пеликанах таблицу, отражающую содержание микротем (подобную той, которая дается в инструкции для экспертов). При обучаю­щем изложении такая работа совершенно необхо­дима, хотя назвать ее легкой нельзя. Вычленить микротемы - это значит свернуть часть текста до одного-двух предложений, когда «каждая часть текста представляется некоторой своеобразной «смысловой точкой», «смысловым пунктом», в котором словно сжато все содержание части»6.

Приведем пример такой работы.

Исходный текст

Проснувшись на рассвете под кряканье уток, я вылез однажды из палатки и осмотрелся. Но тут же мне пришлось присесть и ползти обрат­но за биноклем: метрах в ста от островка плавала большая стая пеликанов. Не часто представляется случай понаблюдать за этими редкими птицами в природе.

Впервые я вижу такую огромную стаю пеликанов, в ней не меньше сотни птиц. При­смотревшись, я понимаю, что на воде кормится стая, состоящая из кудрявых пеликанов и пели­канов розовых. Кудрявый пеликан чуть крупнее розового, у него хорошо видна «грива» - удлинен­ные и словно завитые перья на голове, а в опе­рении нет розового оттенка, свойственного его собрату. Вокруг пеликанов плавают бакланы, а в воздухе с криком носятся чайки. Бакланы бросаются за рыбой, стремительно ныряя, а пеликаны хватают ее, погружая в воду толь­ко голову, шею и переднюю часть туловища. Слышны только всплески воды да крики чаек.

Но вот охота окончена, птицы направляют­ся к песчаному берегу, тяжело шлепая своими перепончатыми лапами, и выбираются на су­шу. По земле они передвигаются неуклюже, вразвалку. И вдруг один пеликан поднимается в воздух. Встревоженный чем-то, он отталкива­ется одновременно обеими лапами от воды и, тяжело взмахивая крыльями, улетает от остро­ва. Сидящие на берегу птицы сейчас же следуют его примеру. Через несколько секунд все птицы оказались в воздухе. Они беспорядочно кружат над озером, потом строятся в одну волнистую линию и, сделав всей стаей два больших круга, улетают на. восток, к солнцу.

Все это довелось мне видеть довольно дав­но. В наши дни пеликанов стало значительно меньше, численность их продолжает катастрофи­чески падать, недаром они занесены в Красную книгу. Причина в выкашивании и сжигании тростниковых зарослей, в том беспокойстве, которое причиняет человек во время гнездова­ния птиц.

Чем мы можем помочь пеликанам? Своим не­терпимым отношением к браконьерству, пони­манием своей ответственности за существова­ние редких птиц на планете. И ещё- человеческой деликатностью: нужно просто беречь места гнез­дований пеликанов и не тревожить птиц, осо­бенно в самое для них трудное время - при откла­дывании яиц, насиживании и выводе птенцов.

(По А.Л. Кузнецову) (311 слов)

№ абзаца


Микротема


1


Однажды утром я увидел большую стаю пеликанов


2


Стая состояла из кудрявых и розо­вых пеликанов, которые охотились за рыбой


3


После охоты пеликаны выбрались на сушу. Вдруг один пеликан взле­тел, за ним улетели остальные


4


Все это было давно. В наши дни пе­ликанов становится все меньше из-за вмешательства человека в их жизнь


5


Пеликанам можно помочь, но для этого нужно, чтобы человек осознал свою ответственность за сохранение этих редких птиц на земле


Итак, наиболее типичными ошибками содержа­ния при написании сжатого изложения являются пропуск одной или нескольких микротем, отсутст­вие приемов сжатия текста, логические ошибки.

При обучении сжатому изложению соблюдает­ся определенная последовательность действий, которую можно записать в виде следующей инст­рукции.


Инструкция «Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т.е. важ­ные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объ­единить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24