Центральный Дом Знаний - Исследовательский проект" Северные морские конвои. Трагедия каравана PQ-17"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Исследовательский проект" Северные морские конвои. Трагедия каравана PQ-17"

Исследовательский проект" Северные морские конвои. Трагедия каравана PQ-17"

Введение

Более 60 лет прошло со дня победы нашего народа над фашистской Германией. Выросло уже не одно поколение людей, которые не испытали ужасов и лишений войны. Современная молодежь может узнать о ходе Великой Отечественной войны, об испытаниях, выпавших на долю народа, о героизме русских войск, в основном, из курса истории, который мы изучаем в школе, из фильмов, из литературных произведений. Но, к сожалению, школьный курс не может охватить все события Второй мировой войны. Такова трагическая судьба Полярных конвоев. Жертвой Полярных конвоев стали не только советские люди, и тысячи иностранных моряков, тех, кто, смертельно рискуя, доставлял так необходимую нам помощь. Опыт сотрудничества стран, различных по строю, интересен и по сей день. Ситуации, в которых необходимо сотрудничество, наблюдаются и в современной жизни.

Какова была помощь союзников до открытия второго фронта? Какую роль сыграли участники северных конвоев на ход ведения войны?

В начале войны СССР испытывал острую нехватку в технике, боеприпасах. Армия не успела перевооружиться, промышленная база на западе была уничтожена или захвачена, а те заводы, которые эвакуировались с запада на восток еще не успели развернуть свои мощности в полную силу. Помощь союзников помогла поддержать Красную Армию на время развёртывания своих предприятий. Война сплотила государства против гитлеризма и показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран участниц антигитлеровской коалиции.


Понятия ленд - лиз и северные конвои

Июнь 1941г. Начало Великой Отечественной войны Советский Союз терпел одно поражение за другим и нуждался в помощи. И такая помощь пришла быстро и эффективно. Уже в июле и в августе 1941г. правительства СССР и Великобритании заключили соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте.

В начале войны поставки или главным образом из Великобритании. И тогда, когда Британия сама во многом остро нуждалась! Почти всё, что поступало, в СССР с Британских островов попадало туда из США согласно закону о ленд-лизе.

Ленд- лиз (от английского lend- арендовать, lease- давать взаймы) - это система оказания помощи США союзникам во Второй мировой войне. В её основе лежал закон от 11.03.1941, дававший право президенту передавать в собственность, предоставлять взаймы или аренду различные виды оружия и материалов странам, оборона которых признавалась важной для безопасности США. Со вступлением США в войну концепция ленд-лиза как системы исключительно американской помощи постепенно переросла в систему взаимопомощи, предполагавшую объединение ресурсов стран-участниц антигитлеровской коалиции. Вначале закон был распространён на Великобританию, в апреле 1941 года - на Грецию, Югославию, Китай, с сентября 1941- на СССР. Советский Союз получал помощь на принципах ленд-лиза также и от государств Британского содружества. Экономические отношения между странами-участницами антигитлеровской коалиции регулировались соглашениями о взаимопомощи и оформлялись ежегодно продлеваемыми протоколами в СССР, до портов Архангельска, Мурманска и Молотовска (ныне Северодвинска), грузы по ленд-лизу доставлялись самым коротким, но и самым опасным путём, северными конвоями - специальными формированиями транспортных судов и кораблей охранения. [Советский энциклопедический словарь,1980].

Военная помощь союзников поступала к нам по трём маршрутам. Первый, тихоокеанский, через Владивосток и далее по Транссибирской железной дороге; второй, через порты Персидского залива; третий, по морю, непосредственно из Великобритании, огибая северную оконечность Норвегии в Мурманск и Архангельск . [В.П.Коротун ,1995].

Самым целесообразным являлся третий маршрут – через Норвежское и Баренцево моря в Архангельск и Мурманск. Несмотря на то, что суда преодолевали этот путь за 10-14 суток, и близость северных портов к центру страны и фронту, у этого маршрута имелись существенные недостатки. Незамерзающий порт Мурманск находился всего в нескольких десятках километров от линии фронта и поэтому подвергался непрерывным ударам с воздуха. Архангельск, сравнительно удаленный от линии фронта, на несколько месяцев в году становился недоступным для судов из-за замерзания Белого моря.

Сам маршрут от Британских островов Кольского полуострова проходил вдоль оккупированного Норвежского побережья, где находились германские базы ВВС и ВМС, и такими образом на всем своем протяжении находился пол непрерывным воздействием сил флота и авиации противника.Тем не менее в решающий для нашей страны период 1941-1942гг. северное направление оказывалось наиболее эффективным.

Первый пробный конвой назывался "Дервиш”. Конвой состоял из 7 транспортов, 2 крейсеров, 6 эсминцев и авианосца "Викториос”. Северные конвои, следовавшие до конца 1942 года, обозначались индексом "PQ”, конвои обратного направления - "QP”, а последующие конвои имели индексы "JW” и "RA”, соответственно. Это обозначение возникло совершенно случайно и являлось инициалами британского офицера, ведавшего в то время в оперативном управлении адмиралтейства планированием конвойных операций в Советский Союз – Питера Квилина (Peter Quelyn). [ Е.В.Чесноков Е.В.,1991].

Прикрытие транспортов обеспечивали союзные, главным образом британские, Военно-морские силы. После временного отказа Великобритании осуществлять охрану караванов (в связи с гибелью PQ-17) были предприняты так называемые "капельные” рейсы. Транспортные суда выходили в море по одиночке, без охраны, с интервалом, в несколько часов.

Великобритания и США обязались поставлять нашей стране боевую технику, Советский Союз этим странам - сырьё, необходимое для военного производства.

Караваны комплектовались двух видов – медленные и быстрые, в зависимости от скорости входивших в них судов. В медленные конвои включались суда, имевшие скорость не менее 10 узлов. Суда со слабыми машинами не догружали на 10-25%, достигая этим повышения скорости. Грузоподъёмность судов роли не играла.

При переходах конвоев приводились в действие большие материальные и людские силы. Боевые корабли охранения в составе конвоя шли специальным порядком. Одному из них отводилась роль спасательного судна. По бортам его выступали "выстрелы”, к которым подвешивалась сеть. Оказавшись в ледяной воде, люди могли спастись, ухватившись за неё, при этом корабль-спаситель не останавливался. Кроме эскорта, англичане отправляли в плавание специальные эскадры прикрытия, которые шли южнее, прикрывая транспортные суда от крупных надводных сил противника, стремившихся прорваться к конвою. Восточнее острова Медвежий, в Баренцевом море к ним присоединялись корабли Северного флота.

Помимо своего главного назначения – доставки военной техники и жизненно необходимых товаров и продуктов, в СССР, конвои с самого начала использовались для пассажирских перевозок, доставки дипломатической почты для многих других целей. Весной 1942 г. германское командование перебросило в Северную Норвегию крупные соединения армии и флота с целью полностью парализовать движения конвоев 23 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ: все торговые суда, которые выйдут в эфир при встрече с германской подводной лодкой, должны быть потоплены. А так как любое судно, встретив подлодку со свастикой, взывало о помощи или сообщало координаты встречи, то это означало, что приговор экипажам мирных судов был подписан заранее

Большинство наших транспортов, участвовавших в конвойных перевозках, были старыми судами: "Красное знамя” (1901), "Кристина” (1904), "Алдан” (1912) и так далее. Их скорость не превышала 8-10 узлов . Но были и хорошо вооруженные корабли, как, например, прибывшие на Север дальневосточные суда.

В ходе Великой Отечественной войны советский Северный флот не имел в своём составе крупных надводных кораблей. Самыми крупными надводными кораблями, воевавшими на Севере, были эсминцы. Другим классом боевых кораблей, которым располагал наш флот, являлись немногочисленные подводные лодки.

В связи с большими потерями транспортных судов в конвоях американскими инженерами была разработана новая серия судов, получившая название "Либерти”. Особенностью их постройки стал корпус, выполненный методом электрической сварки. Использование этого метода позволило значительно сократить время строительства судов. Но страдала прочность корпуса, и эти суда, зачастую, не выдерживали шторма. США и Великобритания помогали СССР вооружать корабли [Р.И. Ларенцев,2001].

По ленд-лизу были получены тральщики, но поскольку на них стояли гидроакустические станции, их также использовали для эскортирования караванов торговых судов [А.В. Платонов ,2001].

Для обеспечения безопасности плавания транспортных судов потребовалось вооружить и торговые суда. Согласно решению Государственного Комитета Обороны, была проведена так называемая "военизация” судов транспортного флота . На этих судах, в основном заграничного плавания, устанавливалось вооружение, и для его обслуживания направлялись команды военных моряков. Из командного состава назначались помощники капитана по военной части, которые возглавляли оборону судна. Они же учили торговых моряков владению оружием. [Л.Б. Красавцев, 2000].


Вооружение транспортных судов началось в конце 1941 года Оно происходило в основном в советских портах, но некоторые суда вооружались в портах союзников — Великобритании и США. На судах устанавливались по 1 – 2 орудия и несколько пулеметов. Учитывая общую нехватку оружия в начале войны, на торговые суда устанавливались орудия устаревших образцов, в том числе периода Первой мировой войны. В связи с применением противником магнитных мин транспортные суда оборудовались противомагнитной обмоткой (дегаузингом). Команде выдавались винтовки, револьверы, ракетницы, дымовые шашки.

Подробную картину о вооружении транспортных судов, находящихся на Северном морском бассейне, дает С.С. Бережной. На 1 января 1943 года было военизировано (сохраняется термин справки) 54 транспортных судна. Из них 28 судов Северного государственного морского пароходства (СГМП), 13 судов Мурманского (МГМП) и 13 судов Дальневосточного пароходства (ДВМП). Из 28 судов СГМП - 5 было вооружено в Англии (п/х "Аркос”, "А. Марти”, "Буденный”, "Эльна II” и "Революционер”), остальные вооружались в Архангельске. Орудиями было вооружено всего 14 судов. Они устанавливались по одному на судно и были разного типа: калибром 76 мм, 45 мм. Зенитные автоматы типа "эрликон” были установлены только на пяти судах, вооруженных в Англии. [С.С.Бережной,1994]. Ручными пулеметами вооружались все вышеперечисленные суда в количестве от одного (на десяти судах) до девяти-десяти пулеметов. Причем ручные пулеметы были также разного калибра и типа ("мадсен”, "гочкис”, "марлин”, "льюис”, "томпсон” и др.). Позже стали устанавливать также глубинные бомбы в количестве от 10 до 30 для борьбы с подводными лодками. Радиорубка, рулевая рубка и палуба верхнего мостика прикрывались снаружи цементными щитами.

Гораздо лучше были вооружены прибывшие на Север дальневосточные суда, в основном крупнотоннажные транспорты. В США вооружили танкеры "Донбасс” и "Азербайджан”. На них размещались довольно большие военные команды по 15-16 моряков, по два трехдюймовых орудия и по 8 пулеметов. Пароходы "Тбилиси”, "Белоруссия”, "Урицкий”, "Ванцетти”, "Селенга” и теплоходы "Энгельс”, "Кузнец Лесов” также вооружались в США. В Англии вооружены пароходы "Беломорканал”, "Петровский” и "Комилес”. Теплоход "Волга” вооружался во Владивостоке и Архангельске. На всех "дальневосточниках” установлены орудия, а также от 2 до 10 пулеметов, на каждом, которые обслуживались военными командами. На судах "Тбилиси”, "Белоруссия” и "Энгельс” имелось даже два орудия. Хорошо вооруженными оказались и полученные от союзников суда: в 1943 году крупнотоннажное судно "Айронклайд”, переименованное в "Марину Раскову”, в 1944 г. - два типа судна "либерти” ("Тбилиси” и "С. Киров”) и два судна типа "Эмпайр” ("Диксон” и "Архангельск”), названные так в честь погибших на Севере транспортов. На них было установлено по два орудия, по восемь 20-мм автоматов на "либерти” и по 6 - на "Эмпайрах”, а также пулеметы [С.С.Бережной,1994].

Не все суда сразу были вооружены должным образом. Оружия не хватало. На пароходе "Чернышевский” установили даже паровую пушку.

Считаю, что несмотря на то, что многие советские суда были плохо вооружены, противник нёс большие потери, только благодаря мужеству экипажей, их готовности любой ценой отстоять бесценный груз на борту. На первом этапе перевозки грузов почти не было потерь с обеих сторон. Это объясняется тем, что Гитлер использовал стратегию "блицкрига” и не обращал внимания на северные конвои.

Уничтожение конвоев началось в сентябре 1941 г. Советский и союзный флоты начали нести огромные потери. Фашистская Германия также имела потери, но самыми крупными они стали в 1944 году.

Советский Союз, Англия и Америка несли огромные потери. Одна из причин в том, что в состав караванах входили тихоходные и быстроходные суда, старые и новые. Скорость конвоя определялась по скорости самого медленного судна, и, вследствие этого, даже быстроходные суда вынуждены двигаться с меньшей скоростью. Другая причина в том, что суда часто были плохо вооружены, что не позволяло отразить атаки авиации.



Трагедия конвоя PQ- 17

Сформированный в Исландии в июне 1942 года, конвой PQ-17 состоял из 34– 37 транспортных судов, в то числе двух советских (танкеры "Донбасс” и "Азербайджан”), и 21 корабля охранения. [В.В. Щедролосев,2000] Перед отправкой конвоя контр-адмирал Гамильтон заявил, что караван транспортов будет охранять такое количество кораблей, какого никогда не было у конвоев, следовавших в Россию, так как ожидалось нападение на конвой крупных надводных кораблей германских военно-морских сил.

Конвой PQ- 17 вышел из Хваль-фьорда 27 июня 1942 года. Немецкому командованию стало известно о выходе конвоя, и на третий день пути (1 июля в 12 часов 30 мин.) караван обнаружил самолёт-разведчик. Начались бомбёжки с воздуха.

4 июля Гитлер отдал приказ о проведении операции "Россельшпрунг” ("Ход конем”), целью которой было уничтожение транспортов конвоя PQ-17. В операции должны были принять участие линкор "Тирпиц”, тяжёлые крейсеры "Адмирал Шеер” и "Адмирал Хиппер” и соединения эсминцев.

5 июля в 11 часов немецкая эскадра вышла в море. Английское Адмиралтейство, не имея информации о выходе немецкого соединения, 4 июля приняло решение рассредоточить суда конвоя. Приказ "Каравану рассредоточиться” и каждому судну самостоятельно добираться до портов назначения – Мурманска и Архангельска - отдал первый лорд Адмиралтейства адмирал Паунд. Англичане предполагали, что немцы, обнаружив распавшийся конвой, направят свои надводные корабли (линкор, тяжёлые крейсера) для уничтожения беззащитные транспорты. Таким образом, крупные немецкие надводные корабли будут уничтожены мощной группировкой английских военно-морских сил, поодиночке. Однако этого не произошло. Многие военные моряки, в том числе и английские, считали и считают это решение ошибочным и губительным для транспортных судов и людей, бывших на них.

Из 36 транспортов конвоя РQ-17 два судна вернулись в Исландию, до Мурманска и Архангельска дошли 11, погибли 23. На потопленных судах погибло 153 человека. Советскими кораблями и судами было спасено около 300 английских и советских моряков. В море было потеряно 3350 автомашин, 430 танков. 210 самолетов и около 100 тысяч тонн грузов.


Значение опыта ленд-лиза и северных конвоев

О значении материальной помощи Советскому Союзу стран-союзниц писали многие авторы. Шнейдер И. Г. (военный моряк времён 2 мировой войны), пишет, что "…с начала войны Архангельск быстро израсходовал запасы продовольствия. Флот, армия, город требовали всё больше, а поступления из глубины страны всё уменьшались: не хватало хлеба, жиров, соли. Гитлеровцы разбомбили городские продовольственные склады, где хранились скудные запасы продовольствия”. Продовольствием, доставляемым в город северными конвоями, снабжалась не только армия. Импортные продукты помогли выжить многим горожанам [И.Г. Шнейдер,1995].

Смирнов К.Д. отмечает, что особенно в начале войны СССР испытывал острую нехватку в технике, боеприпасах. Армия не успела перевооружиться, промышленная база на западе уничтожена бомбёжками или захвачена, производилась эвакуация заводов с запада на восток, и они не успели развернуть свои мощности в полную силу. Помощь по ленд-лизу смогла поддержать Красную Армию на время развёртывания своих промышленных предприятий. Кроме этого, Смирнов К.Д. отмечает: "Война против гитлеризма сплотила государства, заставив их объединить свои производственные мощности, ресурсы, экономический потенциал” [К.Д.Смирнов, 1995].

Супрун М. Н., также отмечает значение ленд-лиза в опыте взаимодействия нескольких стран, различных по строю: "История Второй мировой войны показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц антигитлеровской коалиции. Угроза фашизма оказалось так велика, что отодвинула на второй план все противоречия”. Такого опыта межгосударственного сотрудничества история не знала [М.Н.Супрун,1997].

В начале войны СССР испытывал острую нехватку в технике, боеприпасах. Армия не успела перевооружиться, промышленная база на западе уничтожена бомбёжками или захвачена, производилась эвакуация заводов с запада на восток, и они не успели развернуть свои мощности в полную силу. Помощь по ленд-лизу смогла поддержать Красную Армию на время развёртывания своих промышленных предприятий. Кроме этого война против гитлеризма сплотила государства, заставив их объединить свои производственные мощности, ресурсы, экономический потенциал

История Второй мировой войны показала пример беспрецедентного технико-экономического и военного сотрудничества стран-участниц антигитлеровской коалиции. Угроза фашизма оказалось так велика, что отодвинула на второй план все противоречия. Такого опыта межгосударственного сотрудничества история не знала. Впервые в мировой истории проводились совместные крупномасштабные операции британского, американского, канадского, польского, французского и советского флотов, британо-советские воздушные манёвры, организованные в ходе проводки северных конвоев.

Это, конечно, не означает, что во взаимодействии военных лет противоречия исчезли совершенно. Но уже само стремление строить отношения на основе диалога, согласия и толерантности являет собой пример важнейших принципов в решении межгосударственных проблем. Поэтому опыт сотрудничества государств в годы Второй мировой войны особенно ценен в наши дни.

Почти половина всего ввезённого в СССР оружия была доставлена северными конвоями. Переход инициативы к союзным флотам, увеличение поставок в конце войны обусловили возрастание и роли северного маршрута.

За годы войны арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. Из них 58 транспортов погибли на переходе и 33 вернулись в порты отправления. В обратном направлении из Советского Союза в порты Великобритании и Исландии в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 погибли на переходе, а 8 – вернулись. Таким образом, в обоих направлениях за годы войны в Полярных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, потери составили 87 судов. 69 из которых пришлись на самый трагический 1942г.

Исчисление материальной стороны помощи указывает на значимость ленд-лиза в победе и огромную роль, которую сыграли участники северных конвоев. Все поставленные в СССР грузы были оценены в 13,3 млрд. долларов. Приблизительно треть этой суммы пришлась на грузы, отправленные северным маршрутом. Сумма весьма внушительная, если иметь ввиду, что стоимость всех промышленных предприятий США в 1939г. составляла 50 млрд.долларов.

А за сухими цифрами потерь стоят сотни жизней моряков; и советских и иностранных.









Вывод

Мог ли Советский Союз обойтись без помощи союзников? Вопрос, на который трудно сейчас ответить. Возможно, что да, но победа Советского Союза над Германией затянулась бы еще на неопределённый период, и была бы выиграна, но с большими потерями.

Поставки по ленд-лизу являлись составной частью глобальной стратегии стран Антигитлеровской коалиции. Играя в начале войны роль фактора удержания СССР в войне, впоследствии они были призваны стать средством интеграции советской экономики в мировую. Сейчас для нас остается бесспорным большое значение, которое сыграли союзные поставки для победы Советского Союза в войне.

Благодаря помощи союзников, в СССР были высвобождены для фронта миллионы граждан, почти полностью была обеспечена продовольствием и средствами связи армия, в 2-3 раза повысилась её мобильность, в определенной степени были восполнены потери боевой техники.

Между тем, эта помощь нужна была Советскому Союзу ровно настолько, насколько союзники нуждались в «русском фронте». Данное утверждение вытекает из самой концепции ленд-лиза. Она предполагает объединение усилий всех стран во имя общей цели. Каждая нация вносила в «резервуар» то, в чем нуждалась коалиция, что традиционно составляло доминанту вклада в войну каждого из союзных государств. Обратно оно получало то, что ему было необходимо для ведения войны. Главным арсеналом оружия, военных материалов и продовольствия стали могущественные в экономическом отношении США. На них пришлось 4/5 всех военно-экономических поставок. «Владычица морей» Британия обеспечивала господство коалиции на важнейших океанских маршрутах. России, как и в годы предшествовавших коалиционных войн, была отведена роль основного поставщика «людских ресурсов» на европейском фронте.

Одним словом, поставки по ленд-лизу совсем не были «каплей в море», а являлись действенной помощью Союзников советскому народу, несшему в то время главное бремя в борьбе с фашизмом. При этом ещё труднее оценить моральный фактор ленд-лиза. Как можно оценить помощь соседа, когда в твоем доме несчастье?

А самое главное, разве можно забывать тех моряков, которые рискуя своей жизнью, а у каждого она только одна, доставляли нам эту помощь? Даже если бы они привезли нам всего один танк или самолет! Низкий им поклон и слова огромной благодарности.



Литература.

1.Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза. СПб., 1994.

2.Коротун В. П. Первый рейс // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.

3.Красавцев Л. Б. Вооружение торговых судов на севере в Великую Отечественную войну // Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4

4.Ларинцев Р. И. Ленд-лизовские поставки на Северный флот и их эффективность // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001.

5. Платонов А. В. Потери кораблей Северного флота в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Война в Арктике (1939-1945). Архангельск: Правда Севера, 2001.

6.Смирнов К.Д. Суда конвоев в Россию // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.

7.Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, С. 624.

8. Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М.: Андреевский флаг, 1997;

9. Чесноков Е. В первом конвое // Братство северных конвоев, 1941-1945. Архангельск, Сев.-Зап. кн. изд., 1991.

10.Шнейдер И. Г. Особое задание // Конвои: Исследования, воспоминания, библиография, документы. Архангельск, 1995.

11.Щедролосев В. В. Боевое взаимодействие кораблей в северных конвоях 1941-1945 гг.// Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 2000. Вып. 4.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24