|
Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Русь"Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Русь"Тема: Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Задачи урока: ● раскрыть социально-экономические и политические предпосылки образования государства у восточных славян в IX ; ● проанализировать процесс образования Древнерусского государства, отметив его закономерный характер; ● оценить деятельность первых русских князей по расширению и укреплению Древнерусского государства; ● раскрыть причины и значение крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития. План урока:
Средства обучения: учебник, историческая карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»; схема «Русско-византийские отношения в X веке»; хронологическая таблица. Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний. Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления. Основные понятия: племенные союзы; «из варяг в греки»; варяги; Русь; конунг; великий князь; Киевская Русь; двоеверие. Даты: 862г. – летописное предание о призвании варягов; 882г. – поход князя Олега на Киев, объединение севера и юга восточнославянских земель и образование Древнерусского государства (Киевская Русь); 907г. и 911г. – походы Олега на Царьград (Константинополь); 945г. – восстание древлян и гибель Игоря; 964-967гг.- поход Святослава против Хазарии, каганат практически уничтожен; 957г. – посольство княгини Ольги в Константинополь; 980г.- языческая реформа князя Владимира Святославича; 988г.- крещение Руси. Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)
1) Трём учащимся дается опережающее
задание: подобрать информацию из учебной
и дополнительной литературы о деятельности
Игоря, Ольги, Святослава. . ХОД УРОКА. 1. Организационный этап. Учащиеся рассаживаются по группам; каждая группа получает тексты отрывков из «Повести временных лет». Вступительное слово учителя: Начало образования Древнерусского государства носит легендарный характер и связано с летописным известием о призвании варягов. В летописи рассказывается о том, как словене, кривичи и чудь, чтобы преодолеть междоусобицы, призвали из-за моря на княжение варягов. 2. Информационно-деятельностный этап. Блок № 1: От племенных союзов к Древнерусскому государству. Учащиеся в группах знакомятся с текстом источника и отвечают на вопросы.
«В лето 6370 (862). Ответьте на вопросы: - Могли ли славяне образовать государство? Опираясь на фрагмент источника, приведите не менее трех аргументов, позволяющих утверждать об этом. - Какая теория в исторической науке использовала этот отрывок «Повести временных лет» для обоснования скандинавского происхождения государственности у восточных славян? - Почему в настоящее время «норманнская теория» является несостоятельной? Блок № 2: Укрепление Древнерусского государства. Учитель: В 879г. скончался Рюрик, вручив правление и малолетнего сына своему родственнику Олегу. С этого момента Олег, опекун Игоря, становится правителем Руси. Перед Олегом стояли весьма важные государственные задачи: подчинение непокоренных восточнославянских племен, защита рубежей государства от внешних врагов, укрепление связей с Византией и расширение русско-византийской торговли. Учащиеся работают в группах, изучая отрывок из «Повести временных лет»: « В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу - родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал. В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей - и пришел к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру: - Мы - гости, идем в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: - Не князья вы, и не княжеского рода, но я княжеского рода. А когда вынесли Игоря, сказал: - Вот он, сын Рюрика. И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег: - Это будет мать городам русским. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и Радимичами.» Учитель ставит перед учащимися вопросы:
Учащиеся делают вывод, подчеркивая смысл деятельности князя Олега в 882 году: и Новгород, и Киев начали исторический путь практически одновременно. Но если Киев был ориентирован на Византию (контроль торгового пути « из варяг в греки»), то Новгород – на Северо-Западную Европу (Балтийское море). Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев («мать городов»), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византии. Учащиеся конкретизируют интересы, которые лежали в основе отношений Руси и Византии с помощью схемы: Русско-византийские отношения в X веке. Учитель: После смерти Олега стал правителем Руси Игорь. Перед Игорем стояли важные государственные задачи: поддержание единства внутри Русских земель, оборона от восточных соседей и сохранение выгодных связей с Византией. После смерти Олега перед Игорем встала задача возвращения под власть Киевского князя отделившихся племен. Древляне отделились от Киева, и Игорь вынужден был доказывать свою силу и воевать с ними. После похода на Византию он отправился в землю древлянскую, подталкиваемый своими дружинниками, чтобы получить с древлян дань. Учащиеся знакомятся с текстом «Повести временных лет»:
«И стал Игорь замышлять поход на древлян,
желая взять с них больше дани. Вопросы и задания учащимся:
Учащиеся выступают с сообщениями о деятельности княгини Ольги и Святослава. Вопросы к учащимся, работающим в группах:
Блок № 3: Русь и Византия. Крещение Руси. Анализ причин крещения Руси и его влияния на развитие государственности и культуры народов России проводится на основе документа «Повесть временных лет».
«В лето 6494 (986). Пришли болгары Махметовой
веры и немцы от папы из Рима, а после них
хазарские евреи, и хвалили каждый закон
свой. Затем прислали греки к Владимиру
философа. Он много говорил о жизни и
смерти, о добре и зле, о бытии всего мира.
И запали Владимиру на сердце слова эти.
Но он хотел еще узнать о всех верах и
сказал: Вопросы и задания к документу:
Возможность определить значение принятия Русью христианства учитель предоставляет самим учащимся. Он отводит 3-5 минут на то, чтобы учащиеся в своих тетрадях используя документ «Повесть временных лет, изложили выводы. Учитель играет роль консультанта. После завершения самостоятельной работы представители от каждой группы зачитывают свои выводы. Окончательный вариант фиксируется на доске и в тетрадях. 1 Расширение международных связей Руси. Русь стала полноправным партнером для христианских народов Европы. 2 Нанесен удар по родовым обычаям, запрещены кровная месть, человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства. 3. Укрепление княжеской власти: идея ее божественного происхождения и – как следствие – необходимость беспрекословного подчинения. 4. Развитие письменности: распространение грамотности, появление рукописных книг. 5. Развитие живописи, архитектуры, ремесел. 6. Объединение восточнославянских племен в единый русский народ. 7. Совершенствование огородничества. 3. Заключительный этап (закрепление). Список примерных вопросов:
Учащиеся отвечают на вопросы Учитель: Подведение итогов урока: выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия Информация о домашнем задании Учитель информирует о домашнем задании. Рефлексия Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока. Список учебной литературы:
Список дополнительной литературы к уроку:
|
Loading
|