Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Русь"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Русь"

Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Русь"

Тема: Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Задачи урока:

● раскрыть социально-экономические и политические предпосылки образования государства у восточных славян в IX ;

● проанализировать процесс образования Древнерусского государства, отметив его закономерный характер;

● оценить деятельность первых русских князей по расширению и укреплению Древнерусского государства;

● раскрыть причины и значение крещения Руси с точки зрения цивилизационного развития.

План урока:

  1. Образование Древнерусского государства.

  2. Первые князья и укрепление Древнерусского государства.

  3. Русь и Византия.

  4. Крещение Руси и значение принятия христианства.

Средства обучения: учебник, историческая карта «Древнерусское государство в IX-XI вв.»; схема «Русско-византийские отношения в X веке»; хронологическая таблица.

Тип урока: урок корректировки, применения и совершенствования знаний.

Форма урока: проблемный урок с использованием групповой работы, технологии критического мышления.

Основные понятия: племенные союзы; «из варяг в греки»; варяги; Русь; конунг; великий князь; Киевская Русь; двоеверие.

Даты:

862г. – летописное предание о призвании варягов;

882г. – поход князя Олега на Киев, объединение севера и юга восточнославянских земель и образование Древнерусского государства (Киевская Русь);

907г. и 911г. – походы Олега на Царьград (Константинополь);

945г. – восстание древлян и гибель Игоря;

964-967гг.- поход Святослава против Хазарии, каганат практически уничтожен;

957г. – посольство княгини Ольги в Константинополь;

980г.- языческая реформа князя Владимира Святославича;

988г.- крещение Руси.

Предварительная подготовка к уроку (подготовительный этап)

1) Трём учащимся дается опережающее задание: подобрать информацию из учебной и дополнительной литературы о деятельности Игоря, Ольги, Святослава. .
2) Класс разбивается на 6 рабочих групп. Каждая группа получает задание по исследованию отрывков из летописи «Повесть временных лет».

ХОД УРОКА.

1. Организационный этап.

Учащиеся рассаживаются по группам; каждая группа получает тексты отрывков из «Повести временных лет».

Вступительное слово учителя:

Начало образования Древнерусского государства носит легендарный характер и связано с летописным известием о призвании варягов. В летописи рассказывается о том, как словене, кривичи и чудь, чтобы преодолеть междоусобицы, призвали из-за моря на княжение варягов.

2. Информационно-деятельностный этап.

Блок № 1: От племенных союзов к Древнерусскому государству.

Учащиеся в группах знакомятся с текстом источника и отвечают на вопросы.

«В лето 6370 (862).
Изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было в них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе:
— Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву.
И пошли за море, к варягам, к руси. Те варяги называли себя русью, как другие зовутся свеи, а иные норманы, другие готы, так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь:
— Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами.
И собрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь и пришли. И сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий. Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — люди новгородские от рода варяжского, а прежде были словене.
После же двух лет умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в тех городах — пришельцы, а первое население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и теми всеми владел Рюрик.»

Ответьте на вопросы:

- Могли ли славяне образовать государство? Опираясь на фрагмент источника, приведите не менее трех аргументов, позволяющих утверждать об этом.

- Какая теория в исторической науке использовала этот отрывок «Повести временных лет» для обоснования скандинавского происхождения государственности у восточных славян?

- Почему в настоящее время «норманнская теория» является несостоятельной?

Блок № 2: Укрепление Древнерусского государства.

Учитель: В 879г. скончался Рюрик, вручив правление и малолетнего сына своему родственнику Олегу. С этого момента Олег, опекун Игоря, становится правителем Руси. Перед Олегом стояли весьма важные государственные задачи: подчинение непокоренных восточнославянских племен, защита рубежей государства от внешних врагов, укрепление связей с Византией и расширение русско-византийской торговли.

Учащиеся работают в группах, изучая отрывок из «Повести временных лет»:

« В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу - родичу своему и отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

В лето 6390 (882). Пошел Олег, взяв с собой много воинов: варягов,

чудь, славян, мерю, весь, кривичей - и пришел к Смоленску, и принял власть в городе, и посадил мужей своих. Придя к горам к Киевским, узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошел к горам, неся ребенка Игоря. И послал сказать Аскольду и Диру:

- Мы - гости, идем в Греки от Олега и от княжича Игоря. Выходите к

нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру:

- Не князья вы, и не княжеского рода, но я княжеского рода.

А когда вынесли Игоря, сказал:

- Вот он, сын Рюрика.

И убили Аскольда и Дира, и отнесли на гору, и погребли их на горе, где ныне Ольмин двор. На той могиле Ольма поставил церковь святого Николы. А Дирова могила за церковью святой Ирины.

И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег:

- Это будет мать городам русским.

И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и

Радимичами.»

Учитель ставит перед учащимися вопросы:

  1. Покажите на карте племена, включенные Олегом в состав государства.

  2. В чем выражалась зависимость восточнославянских племен от киевского князя?

Учащиеся делают вывод, подчеркивая смысл деятельности князя Олега в 882 году: и Новгород, и Киев начали исторический путь практически одновременно. Но если Киев был ориентирован на Византию (контроль торгового пути « из варяг в греки»), то Новгород – на Северо-Западную Европу (Балтийское море). Начало Киевской Руси положил Олег, захватив Киев. Перенеся столицу в Киев («мать городов»), князь Олег не только объединил Новгород (Север) с Киевом (Юг), но и совершил цивилизационный выбор, ориентируя Русь на Византии. Учащиеся конкретизируют интересы, которые лежали в основе отношений Руси и Византии с помощью схемы:

Русско-византийские отношения в X веке.

Учитель:

После смерти Олега стал правителем Руси Игорь. Перед Игорем стояли важные государственные задачи: поддержание единства внутри Русских земель, оборона от восточных соседей и сохранение выгодных связей с Византией.

После смерти Олега перед Игорем встала задача возвращения под власть Киевского князя отделившихся племен. Древляне отделились от Киева, и Игорь вынужден был доказывать свою силу и воевать с ними. После похода на Византию он отправился в землю древлянскую, подталкиваемый своими дружинниками, чтобы получить с древлян дань.

Учащиеся знакомятся с текстом «Повести временных лет»:

«И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.
В лето 6453(945).
Сказала дружина Игорю:
- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, княже с нами за данью, и ты добудешь и мы. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.
Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:
— Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:
— Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.
И послали к нему, говоря:
— Почто идешь опять? Забрал уже всю дань.
И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в Древлянской земле, и до сего дня.»

Вопросы и задания учащимся:

  1. Почему древляне восстали против власти Киевского князя?

  2. Какие выводы должен был сделать из этого мудрый правитель?

Учащиеся выступают с сообщениями о деятельности княгини Ольги и Святослава.

Вопросы к учащимся, работающим в группах:

  1. На чем основывалась власть первых князей?

  2. Какое значение имели реформы Ольги для Киевской Руси? Как они изменили характер власти Киевского князя?

  3. Сравните поход Святослава в Болгарию с походами Олега и Игоря на Константинополь.

Блок № 3: Русь и Византия. Крещение Руси.

Анализ причин крещения Руси и его влияния на развитие государственности и культуры народов России проводится на основе документа «Повесть временных лет».

«В лето 6494 (986). Пришли болгары Махметовой веры и немцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о добре и зле, о бытии всего мира. И запали Владимиру на сердце слова эти. Но он хотел еще узнать о всех верах и сказал:
— Подожду еще немного.
В лето 6495 (987). И созвал Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
— Вот приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш».
После приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, они хулили все законы, а свой восхваляли. Что же вы посоветуете, что ответите?
И сказали бояре и старцы:
— Знай, княже, что своего никто не хулит, но хвалит. Если хочешь доподлинно узнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, кто как служит Богу.
И была люба речь князю и всем людям; избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им:
— Идите к болгарам, к немцам и к грекам, испытайте веру их.
Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:
— Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними. — И обратился к послам: — Говорите перед дружиною.
Они же сказали:
— Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их многие службы, а красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве.
Сказали же бояре:
— Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была она мудрейшей из всех людей.
И спросил Владимир:
— Где примем крещение? Они же сказали:
— Где тебе любо.»

Вопросы и задания к документу:

  1. Какие религиозные верования были отвергнуты Владимиром и почему?

  2. Почему религиозный выбор Руси оказался именно таким? Какую реальную ситуацию отражает это предание?

  3. Стояла ли в это время Русь перед каким-либо религиозным выбором?

Возможность определить значение принятия Русью христианства учитель предоставляет самим учащимся. Он отводит 3-5 минут на то, чтобы учащиеся в своих тетрадях используя документ «Повесть временных лет, изложили выводы. Учитель играет роль консультанта.

После завершения самостоятельной работы представители от каждой группы зачитывают свои выводы. Окончательный вариант фиксируется на доске и в тетрадях.

1 Расширение международных связей Руси. Русь стала полноправным партнером для христианских народов Европы.

2 Нанесен удар по родовым обычаям, запрещены кровная месть, человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства.

3. Укрепление княжеской власти: идея ее божественного происхождения и – как следствие – необходимость беспрекословного подчинения.

4. Развитие письменности: распространение грамотности, появление рукописных книг.

5. Развитие живописи, архитектуры, ремесел.

6. Объединение восточнославянских племен в единый русский народ.

7. Совершенствование огородничества.

3. Заключительный этап (закрепление).

Список примерных вопросов:

  1. Каковы были основные предпосылки формирования Древнерусского государства?

  2. Назовите события, которые в годы правления Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Владимира Святославича явились ключевыми в процессе становления Древнерусского государства.

  3. Почему Владимир Святославич отказался от язычества и выбрал именно православное христианство?

Учащиеся отвечают на вопросы

Учитель:

Подведение итогов урока: выставление отметок, объявление домашнего задания; рефлексия

Информация о домашнем задании

Учитель информирует о домашнем задании.

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся высказать своё мнение по поводу урока.

Список учебной литературы:

  1. О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А. Рогожкин Россия и мир 10 класс Дрофа, 2005г. ( параграф 8).

  2. А.В. Игнатов Методическое пособие к учебнику О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А. Рогожкин.

Список дополнительной литературы к уроку:

  1. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы. X - начало XIIв.

  2. О.Г.Набатова История России с древнейших времен до начала XVI века.

  3. С.М.Соловьев История России с древнейших времен

  4. А. Назаренко Две Руси IX века; Лебедев Г. Славянский царь Дир; Джаксон Т. На восток в Хольмград; Мельникова Е. Варяжская доля // Родина. 2002 № 11-12.

  5. Кузьмин А.Г. Начало Руси. Тайны рождения русского народа. М., 2003.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24