Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация к уроку музыки "Программная музыка", "Вторая жизнь песни"

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация к уроку музыки "Программная музыка", "Вторая жизнь песни"

Конспект и презентация к уроку музыки "Программная музыка", "Вторая жизнь песни"

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».

Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».

Тип урока: углубление и обобщение темы.

Форма: урок-концерт.


Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.

Задачи:

      1. Обучающие. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.

Познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки.

Закрепить знания средств музыкальной выразительности.

      1. Развивающие. Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (констраст лада, темпа, тембра, жанровой основы мелодии, формы музыкального произведения).

Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.

Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.

Продолжить развитие вокально-хоровых навыков.

Развитие игровых навыков, выразительности исполнения произведений на музыкальных инструментах.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

      1. Воспитывающие. Воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира, воспитание слушательской и исполнительской культуры.

Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.

Оборудование:

Фортепиано, синтезатор, кларнет, саксофон, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, проигрыватель DVD.

УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.

Портреты композиторов Глинки, Балакирева, Грига.

Художественный материал:

Афанасьев, Шаферан «Гляжу в озера синие».

Глинка, Кукольник «Жаворонок».

Фрагменты симфонической программной музыки Лядов «Кикимора», Римский-Корсаков «Шехеразада».

Фортепианные программные пьесы: Конконе «Горное эхо», Вольф «Летний ветерок», Гурлитт «Ночной шторм», Черни «Таинственный незнакомец».

Балакирев-Глинка «Жаворонок».

Григ «Песня Сольвейг».

Берлин «Блюз».

Струве, Исакова «Музыка».

Стихи: Кукольник «Жаворонок», Тютчев «Утро в горах», Пришелец «Ветерок», Фет «Буря», «Облаком волнистым...».

Репродукции картин Васильева «Ожидание», Саврасова «Рожь».

Фрагмент мультфильма «Пер Гюнт».

Рисунки детей.


Технологии, используемые на уроке:


        1. Личностно-ориентированная.

  1. Технология развивающего обучения.

  2. Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

  3. Технология ассоциативно-образного мышления.

  4. Технология детского музицирования.

  5. Технология использования УМК.

  6. Технология ИКТ.


Методы:


    1. Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).

    2. Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

    3. Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).

    4. Метод пластического интонирования.

    5. Метод инструментального музицирования.

    6. Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.

    7. Прием вокального интонирования.

    8. Способ ориентации на нотную запись.

    9. Метод использования ассоциаций.

Ход урока:

Вход под музыку «Гляжу в озера синие».

Музыкальное приветствие.


Сегодня на уроке мы вспомним жанры вокально-инструментальной музыки, которые не могут существовать без литературы, познакомимся с обработками, интерпретациями классической музыки.

Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы? (Песня, романс).

Какая музыка вас встретила? О чем эта песня? (О Родине).


Исполняем песню «Гляжу в озера синие».


Многие композиторы, писатели, поэты, художники воспевали в своих произведениях образ Родины, родной природы.


Приглашаю ученика прочитать стихи Кукольника «Жаворонок».


Какой образ в стихах? (Образ русской природы).

В каком настроении прозвучали стихи? (В лирическом, мечтательном).

Какая мелодия соответствует этим стихам? (Плавная, напевная).

Какой композитор написал такую мелодию? (Михаил Иванович Глинка).

Назовите жанр музыкального произведения. (Романс).


Обратить внимание на рисунок ученицы. Слайд «Рожь» Саврасова.


Исполнение романса «Жаворонок».


Какая инструментальная музыка не может существовать без литературы? (Программная).

Какую музыку называем программной? (Инструментальная музыка, имеющая программу, которая отражается либо в литературном комментарии, либо в названии произведения).

Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты, вам нужно определить:

Слайд.

      1. Определить по интонациям музыкальную тему.

      2. Назвать музыкальное произведение.

      3. Композитора.

      4. Вспомнить, какое литературное произведение в основе.


Звучат фрагменты из симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», тема Шахриара.

Из симфонической миниатюры Лядова «Кикимора», тема Кикиморы.


А сейчас давайте представим, что мы в концертном зале. Но концерт не совсем обычный.

К этому уроку некоторым ученикам было дано домашнее задание — выучить программную пьесу и подобрать к ней стихи, созвучные по настроению. Вам нужно внимательно послушать стихи, музыку, определить музыкальный образ, дать название пьесе.


Слайд. Определить:

      1. Образ стихотворения.

      2. Средства музыкальной выразительности в пьесе (лад, темп, голосоведение мелодии).

      3. Музыкальный образ или дать название пьесе.


а) Приглашаю ученика. Читает стихи Тютчева «Утро в горах».


Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь выше гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.


Звучит пьеса Конконе «Горное эхо».


б) Ученица читает стихи Пришельца «Летний ветерок».


Ветерок колосья осторожно тронет,

Будто вдруг погладит ласковой ладонью.

Ветерку приятно колосков касаться,

Тихо-тихо шепчет: «Хороши, красавцы!».


Исполнение пьесы Вольфа «Летний ветерок».


в) Ученик читает стихи Фета.


Облаком волнистым

Пыль встает в дали;

Конный или пеший -

Не видать в пыли!

Вижу: кто-то скачет

На лихом коне.

Друг мой, друг далекий,

Вспомни обо мне!

Исполнение пьесы Черни «Таинственный незнакомец».


г) Ученица читает стихи Фета «Буря».


Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит,

То прянет, то отхлынет прочь.


Исполнение пьесы Гурлитт «Ночной шторм».


А сейчас обратимся к заданию на странице 29. Вспомните музыкальные сочинения композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. Привести примеры. (Чайковский, в 4 симфонии звучит мелодия песни «Во поле береза»; Чайковский, в 1 концерте для фортепиано с оркестром звучит украинская народная песня «Веснянка»; Римский-Корсаков, в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы масленицы» используются народные мелодии).

Сейчас послушайте фрагмент музыкального произведения. Обратите внимание на знакомые интонации.


Звучит фрагмент пьесы Балакирева-Глинки «Жаворонок».


Интонации какой мелодии вы узнали? (Мелодия романса Глинки «Жаворонок»).

А какой композитор написал эту пьесу? (Милий Балакирев).


Слайд. Портреты Балакирива и Глинки.


Какой прием развития музыки использовал композитор? (Вариационный).

Как изменилась музыка? (Появились фортепианные пассажи, обилие украшений, трелей. Характер музыки стал более взволнованным, темп быстрее, но в конце замедление. Минорный лад в конце меняется на мажор).

Балакирев сделал обработку романса «Жаворонок». Что такое обработка? (Обработка — всякое изменение оригинального текста).

Что такое интерпретация? (Толкование музыкального произведения исполнителем).

А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.


Слайд.

Какой образ вы видите?

Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).

Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).

Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).

Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине? («Песня Сольвейг», музыка Э. Грига).


Пригласить ученика исполнять музыку на кларнете. Весь класс поет мелодию. Обратить внимание на рисунок ученицы — образ норвежской природы, созвучный музыке Грига.

Слайд. Портрет Грига.


Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).

Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).

В каком спектакле звучит «Песня Сольвейг»? (В пьесе Ибсена «Пер Гюнт»).


Вспоминаем коротко сюжет.


Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.

А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма. Обратите внимание, в каком исполнении звучит «Песня Сольвейг».


Просмотр фрагмента мультфильма.


Кто спас Пера Гюнта?

Какие чувства помогли ему? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).

В каком исполнении звучит песня? (В исполнении струнно-смычковых инструментов).

Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Одна из них — «Песня Сольвейг».


Слушание в исполнении симфонического оркестра.


Сколько частей в музыке?

Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).

С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).

Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.

А теперь услышим иную трактовку этого произведения.

Что изменилось в музыке? (Звучит в джазовой обработке).

Какой инструмент солировал? (Саксофон).

Использование сурдины придает музыки интонации жалобы, плача.


Слайд с изображением джаз-оркестра.

Спросить учеников, какое исполнение им больше понравилось.

Пригласить ученика, он исполнит на саксофоне в джазовой интерпретации «Блюз» Берлина и коротко расскажет информацию о блюзе.


Блюз – народная музыка афроамериканцев США и одна из основных форм музыкальной культуры XX века. Блюз стал основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл.


Блюз – это сольно-песенный жанр.


Родиной блюза были южные штаты, в которых проживало большинство черного населения США.


В основном, блюзы – грустные, драматичные. Но бывают и такие, в которых есть и ирония, и юмор, и сатира.


Блюз появился как вокальный жанр, затем нашел свое продолжение в инструментальной музыке.


Итог урока:

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

Что их объединяет? (Связь с литературой).

Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений).

И заканчивает наш урок песней Г. Струве, стихи которой написала школьница И. Исакова.

Где музыка берет свое начало? (Вокруг нас, в звуках природы).


Исполнение песни «Музыка».

Поблагодарить детей за выступления. Оценки.

Домашнее задание: творческая тетрадь, страница 20.

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24