|
Тугушева Р. X. Гарбера Е. И. Общая психологияТугушева Р. X. Гарбера Е. И. Год выпуска: 2006
Учебник написан в соответствии с Программой по психологии для непсихологических специальностей вузов. Б его основу положен современный системный подход, в рамках которого даются трактовки таких базовых понятий психоло гии, как отражение, деятельность, психика, психическое явление и др. Учебник построен по простой и логичной схеме: после общей части последовательно описываются все психические явления, от самых простых до самых сложных, — от эмох^ионально-вегетативных процессов до нравственно-психологических свойств личности. Б заключительных главах даются краткие сведения о практической психологии, преподавании психологии и психологическом просвещении. Каждая глава завершается контрольными вопросами и дополнительными материалами для студентов и преподавателей. Для студентов вузов и всех интересующихся теоретической и практической психологией. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.........................................................................................................................................................11 Введение...................................................................................................................................................................12 Часть I ПРИРОДАПСИХИКИ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ И УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ...............................................................................23 1.1. Формирование научной психологии в конце XIX и начале XX вв. 24 1.2. Зигмунд Фрейд — Коперник психологии...............................................................30 1.3. Современная психология и перспективы ее развития..........................36 Резюме 1-й главы.............................................................................................................................................48 Глава 2. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ....................................................................................................................50 2.1. Что такое психика, душа, внутренний мир...........................................................50 2.2. Система психологических наук 59 221 Обшая психология 60 2.2.2. Частные психологические науки........................................................................63 2.2.3. Специальные психологические науки.........................................................65 2.3. Предмет общей психологии_67 Резюме 2-й главы.............................................................................................................................................71 Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА МЕТОДА...................................................................................................................................................................74 3.1. Философские, общенаучные и конкретно-научные принципы психологии..............................................................................................................................74 3.1.1. Что такое принцип?............................................................................................................74 3.1.2. Принципы психологии_76 3.2. Проблема метода в психологии и ее современное решение............81 3.3. Классификация методов психологии..........................................................................86 3.4. Теоретический анализ эффективности психологических методик.....................................................................................................................................................................95 Резюме 3-й главы........................................................................................................................................103 Глава 4. ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ, ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА...........................................................................................105 4.1. Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы.....105 4.2. Классификация психических явлений и план изучения общей психологии...............................,....................................................................................................116 4.2.1. Роль классификации психических явлений в становлении научной психологии............................................................................116 4.2.2. Современные подходы к решению проблемы классификации психических явлений....................................................................118 4.2.3. План изучения общей психологии и метод психологического портрета (МПП)............................................................................125 Резюме 4-й главы.......................................................................................................................................128 Глава 5. УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ....................................130 5.1. Проблема человека и личности в психологии................................................130 5.2. Психодинамические теории личности..................................................................135 5.2.1. 3. Фрейд и его учение.....................................................................................................135 5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера..................................................141 5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга.....................................................142 5.3. Культурно-исторические личности...........................................................................144 5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и психологические теории деятельности.............................................................144 5.4. Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии.........................................................................................................147 5.5. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности...............................................................................................................................................................149 5.5.1. Теория личности А. Маслоу................................'...................................................150 5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия В. Франкла.................................................................................................................................................153 Резюме 5-й главы........................................................................................................................................159 Часть II ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА Глава 6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ (первичные преобразовательно-ознавательные процессы)..........................................................163 6.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание.............163 6.1.1. Понятие о протопсихике........................................................................................164 6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного и младенца ....... 168 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект...................................................172 6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики...........175 6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики......................................................................177 6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок...................................178 6.2.3. Язык тела и психомоторика общения......................................................180 6.3. Восприятие..............................................................................................................................................181 6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов.....183 6.3.2. Особенности восприятия.........................................................................................196 6.3.3. Зрительное и слуховое восприятия..............................................................199 Дополнительные материалы для преподавателей и студентов............214 Дополнение к 6.1. Закон Иеркса-Додсона.........................................................214 Дополнение 6.2. Расширение зрачка как индикатор эмоции. Опыты Хесса (1965)......................................................................................................................215 Дополнение к 6.3. Любовь и истолкование улыбки................................216 Резюме 6-й главы........................................................................................................................................216 Глава 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ............................................219 7.1. Представление....................................................................................................................................220 7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира . 220 7.2. Действия в плане образа и их структура.............................................................224 7.3. Мышление и речь.............................................................................................................................230 7.3.1. Мышление..................................................................................................................................230 7.3.2. Речь, язык, языковое сознание...........................................................................244 7.3.3. Как человек усваивает и использует язык............................................248 7.3.4. Формирование речи и мышления у детей (онтогенез).........250 7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество......................................251 7.3.6. Вида! речи. Внутренняя речь................................................................................252 7.3.7. Определяет ли специфика языка специфику мышления?.... 257 7.3.8. Знаковый (семиотический) аспект языка...........................................259 7.4. Память..........................................................................................................................................................262 7.4.1. Запоминание..........................................................................................................................264 7.4.2. Сохранение..............................................................................................................................267 7.4.3. Воспроизведение................................................................................................................269 7.5. Готовность к школе.......................................................................................................................270 7.5.1. Психология дошкольника и младшего школьника..................270 7.6. Психолого-педагогические рекомендации студентам по самоорганизации учебной деятельности..............................................................280 Глава 8. ЦЕНТРАЛЬНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ И ПРОСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ..........................................................................28 5 8.1. Саморегуляция психических процессов, состояний, личности в целом и проблема внимания......................................................................285 8.2. Определение, классификация и свойства состояний...........................287 8.3. Эмоционально-вегетативные, психомоторные и перцептивные состояния............................................................................................................294 8.3.1. Эмоционально-вегетативные состояния десятого уровня 295 8.3.2. Психомоторные состояния...................................................................................297 8.3.3. Перцептивные состояния......................................................................................300 8.4. Созерцательные, интеллектуальные и мнемические состояния............................................................................................................................................................302 8.4.1. Созерцательные состояния...................................................................................303 8.4.2. Интеллектуальные состояния............................................................................305 8.4.3. Мнемические состояния..........................................................................................306 8.5. Эмоциональные, волевые и нравственно-психологические состояния как механизмы саморегуляции личности......................................308 8.5.1. Эмоциональные состояния...................................................................................308 8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния.............312 8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики, как психический процесс, состояние и свойство личности.............314 Резюме 8-й главы.........................................................................................................................................319 Глава 9. СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.................................322 9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз......................................................................323 9.1.1. Гипноз......................................................................................................................................339 9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление.............................345 9.2.1. Утомление.................................................................................................................................346 9.2.2. Переутомление как функциональное состояние и как неврастенический синдром................................................................................348 9.3. Стрессовые состояния..............................................................................................................351 Часть III ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА)........................................367 Глава ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИЧНОСТИ....................................................................................................................................................379 11.1. Проблема характера в психологии.........................................................................379 11.2. Типология и структура характеров.........................................................................385 11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров.......................................386 11.2.2. Плодотворные ориентации характеров..............................................387 11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров._388 11.3. Чтение характера „.......................................................................................................................390 11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер».......................................................392 11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер»..................393 11.3.3. Дайджест «Почерк и характер»....................................................................394 Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ...............................................................................................................397 12.1. Определение, классификация и теории способностей....................397 12.1.1. Определение и классификация способностей.............................397 12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408 12.2. Общие способности и интеллект..............................................................................415 12.3. Способности к обучению....................................................................................................433 Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................438 13.1. Социальный интеллект..........................................................................................................438 13.2 Личность и роли............................................................................................................................459 13.2.1. Понятие социальной роли..................................................................................459 13.2.2. Ролевое поведение.........................................................................................................460 13.2.3. Ролевые конфликты....................................................................................................462 13.2.4. Роль и личность.................................................................................................................463 Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.....................................................................................467 Резюме 14-й главы....................................................................................................................................480 Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ...................................................................................................................................................486 Резюме 15-й главы.....................................................................................................................................503 Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ........................................................................................................................................507 16.1. Индустриальная и организационная психология.................................507 16.2. Клиническая психология....................................................................................................515 16.2.1. Психологические основы терапии.............................................................519 16.2.2. Психоматическое направление.....................................................................521 16.2.3. Психология здоровья................................................................................................523 16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении..............................524 16.3. Юридическая психология...............„................................................................................525 16.3.1. Криминальная психология.................................................................................526 Резюме 16-й главы....................................................................................................................................531 Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ........................534 17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе...............................................534 17.2. Психология подростка..........................................................................................................541 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................................548 |
Loading
|