Центральный Дом Знаний - Тугушева Р. X. Гарбера Е. И. Общая психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тугушева Р. X. Гарбера Е. И. Общая психология

Тугушева Р. X. Гарбера Е. И. 

Год выпуска: 2006
Язык: Русский
Издательство: Образовательный стандарт XXI
Серия: Образовательный стандарт XXI
ISBN: 5-699-12281-8
Формат: PDF
Качество: OCR с ошибками
Количество страниц: 560


Учебник написан в соответствии с Программой по психологии для непсихологических специальностей вузов. Б его основу положен современный системный подход, в рамках которого даются трактовки таких базовых понятий психоло гии, как отражение, деятельность, психика, психическое явление и др. Учебник построен по простой и логичной схеме: после общей части последовательно описываются все психические явления, от самых простых до самых сложных, — от эмох^ионально-вегетативных процессов до нравственно-психологических свойств личности. Б заключительных главах даются краткие сведения о практической психологии, преподавании психологии и психологическом просвещении. Каждая глава завершается контрольными вопросами и дополнительными материалами для студентов и преподавателей. Для студентов вузов и всех интересующихся теоретической и практической психологией.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.........................................................................................................................................................11

Введение...................................................................................................................................................................12

Часть I

ПРИРОДАПСИХИКИ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ И УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ XIX-XXI ВВ.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ...............................................................................23

1.1. Формирование научной психологии в конце XIX и начале XX вв. 24

1.2. Зигмунд Фрейд — Коперник психологии...............................................................30

1.3. Современная психология и перспективы ее развития..........................36

Резюме 1-й главы.............................................................................................................................................48

Глава 2. СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК И ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ....................................................................................................................50

2.1. Что такое психика, душа, внутренний мир...........................................................50

2.2. Система психологических наук 59

221 Обшая психология 60

2.2.2. Частные психологические науки........................................................................63

2.2.3. Специальные психологические науки.........................................................65

2.3. Предмет общей психологии_67

Резюме 2-й главы.............................................................................................................................................71

Глава 3. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА

МЕТОДА...................................................................................................................................................................74

3.1. Философские, общенаучные и конкретно-научные

принципы психологии..............................................................................................................................74

3.1.1. Что такое принцип?............................................................................................................74

3.1.2. Принципы психологии_76

3.2. Проблема метода в психологии и ее современное решение............81

3.3. Классификация методов психологии..........................................................................86

3.4. Теоретический анализ эффективности психологических

методик.....................................................................................................................................................................95

Резюме 3-й главы........................................................................................................................................103

Глава 4. ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ, ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА...........................................................................................105

4.1. Психика как система, ее структуры, компоненты и элементы.....105

4.2. Классификация психических явлений и план изучения

общей психологии...............................,....................................................................................................116

4.2.1. Роль классификации психических явлений

в становлении научной психологии............................................................................116

4.2.2. Современные подходы к решению проблемы классификации психических явлений....................................................................118

4.2.3. План изучения общей психологии и метод психологического портрета (МПП)............................................................................125

Резюме 4-й главы.......................................................................................................................................128

Глава 5. УЧЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ....................................130

5.1. Проблема человека и личности в психологии................................................130

5.2. Психодинамические теории личности..................................................................135

5.2.1. 3. Фрейд и его учение.....................................................................................................135

5.2.2. Индивидуальная психология А. Адлера..................................................141

5.2.3. Аналитическая психология К. Г. Юнга.....................................................142

5.3. Культурно-исторические личности...........................................................................144

5.3.1. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского

и психологические теории деятельности.............................................................144

5.4. Развитие конкретно-психологических подходов к личности

в отечественной психологии.........................................................................................................147

5.5. Гуманистические и духовно-ориентированные теории личности...............................................................................................................................................................149

5.5.1. Теория личности А. Маслоу................................'...................................................150

5.5.2. Теория экзестенциального анализа и логотерапия

В. Франкла.................................................................................................................................................153

Резюме 5-й главы........................................................................................................................................159

Часть II

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Глава 6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С МИРОМ (первичные преобразовательно-ознавательные процессы)..........................................................163

6.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание.............163

6.1.1. Понятие о протопсихике........................................................................................164

6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного

и младенца        ....... 168

6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект...................................................172

6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики...........175

6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики......................................................................177

6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок...................................178

6.2.3. Язык тела и психомоторика общения......................................................180

6.3. Восприятие..............................................................................................................................................181

6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов.....183

6.3.2. Особенности восприятия.........................................................................................196

6.3.3. Зрительное и слуховое восприятия..............................................................199

Дополнительные материалы для преподавателей и студентов............214

Дополнение к 6.1. Закон Иеркса-Додсона.........................................................214

Дополнение 6.2. Расширение зрачка как индикатор эмоции.

Опыты Хесса (1965)......................................................................................................................215

Дополнение к 6.3. Любовь и истолкование улыбки................................216

Резюме 6-й главы........................................................................................................................................216

Глава 7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ............................................219

7.1. Представление....................................................................................................................................220

7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира . 220

7.2. Действия в плане образа и их структура.............................................................224

7.3. Мышление и речь.............................................................................................................................230

7.3.1. Мышление..................................................................................................................................230

7.3.2. Речь, язык, языковое сознание...........................................................................244

7.3.3. Как человек усваивает и использует язык............................................248

7.3.4. Формирование речи и мышления у детей (онтогенез).........250

7.3.5. Речь и мышление: единство, а не тождество......................................251

7.3.6. Вида! речи. Внутренняя речь................................................................................252

7.3.7. Определяет ли специфика языка специфику мышления?.... 257

7.3.8. Знаковый (семиотический) аспект языка...........................................259

7.4. Память..........................................................................................................................................................262

7.4.1. Запоминание..........................................................................................................................264

7.4.2. Сохранение..............................................................................................................................267

7.4.3. Воспроизведение................................................................................................................269

7.5. Готовность к школе.......................................................................................................................270

7.5.1. Психология дошкольника и младшего школьника..................270

7.6. Психолого-педагогические рекомендации студентам

по самоорганизации учебной деятельности..............................................................280

Глава 8. ЦЕНТРАЛЬНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ И ПРОСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ..........................................................................28 5

8.1. Саморегуляция психических процессов, состояний,

личности в целом и проблема внимания......................................................................285

8.2. Определение, классификация и свойства состояний...........................287

8.3. Эмоционально-вегетативные, психомоторные

и перцептивные состояния............................................................................................................294

8.3.1. Эмоционально-вегетативные состояния десятого уровня 295

8.3.2. Психомоторные состояния...................................................................................297

8.3.3. Перцептивные состояния......................................................................................300

8.4. Созерцательные, интеллектуальные и мнемические состояния............................................................................................................................................................302

8.4.1. Созерцательные состояния...................................................................................303

8.4.2. Интеллектуальные состояния............................................................................305

8.4.3. Мнемические состояния..........................................................................................306

8.5. Эмоциональные, волевые и нравственно-психологические состояния как механизмы саморегуляции личности......................................308

8.5.1. Эмоциональные состояния...................................................................................308

8.5.2. Волевые и нравственно-психологические состояния.............312

8.6. Проблема внимания. Внимание как сторона психики,

как психический процесс, состояние и свойство личности.............314

Резюме 8-й главы.........................................................................................................................................319

Глава 9. СЛОЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.................................322

9.1. Сон, сноподобные состояния, гипноз......................................................................323

9.1.1. Гипноз......................................................................................................................................339

9.2. Монотония, усталость, утомление и переутомление.............................345

9.2.1. Утомление.................................................................................................................................346

9.2.2. Переутомление как функциональное состояние

и как неврастенический синдром................................................................................348

9.3. Стрессовые состояния..............................................................................................................351

Часть III ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава 10. ТЕМПЕРАМЕНТ (ПСИХОДИНАМИКА)........................................367

Глава   ХАРАКТЕР И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ЛИЧНОСТИ....................................................................................................................................................379

11.1. Проблема характера в психологии.........................................................................379

11.2. Типология и структура характеров.........................................................................385

11.2.1. Неплодотворные ориентации характеров.......................................386

11.2.2. Плодотворные ориентации характеров..............................................387

11.2.3. Типологические модели индивидуальных характеров._388

11.3. Чтение характера „.......................................................................................................................390

11.3.1. Дайджест «Черты лица и характер».......................................................392

11.3.2. Дайджест «Невербальное поведение и характер»..................393

11.3.3. Дайджест «Почерк и характер»....................................................................394

Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ...............................................................................................................397

12.1. Определение, классификация и теории способностей....................397

12.1.1. Определение и классификация способностей.............................397

12.1.2. Одаренность, талант, гиперспособности и гениальность 408

12.2. Общие способности и интеллект..............................................................................415

12.3. Способности к обучению....................................................................................................433

Глава 13. ЛИЧНОСТЬ В ОБЩЕНИИ.................................................................................438

13.1. Социальный интеллект..........................................................................................................438

13.2 Личность и роли............................................................................................................................459

13.2.1. Понятие социальной роли..................................................................................459

13.2.2. Ролевое поведение.........................................................................................................460

13.2.3. Ролевые конфликты....................................................................................................462

13.2.4. Роль и личность.................................................................................................................463

Глава 14. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СТРУКТУРА МОТИВОВ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ.....................................................................................467

Резюме 14-й главы....................................................................................................................................480

Глава 15. НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ...................................................................................................................................................486

Резюме 15-й главы.....................................................................................................................................503

Глава 16. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ........................................................................................................................................507

16.1. Индустриальная и организационная психология.................................507

16.2. Клиническая психология....................................................................................................515

16.2.1. Психологические основы терапии.............................................................519

16.2.2. Психоматическое направление.....................................................................521

16.2.3. Психология здоровья................................................................................................523

16.2.4. Психологическая служба в здравоохранении..............................524

16.3. Юридическая психология...............„................................................................................525

16.3.1. Криминальная психология.................................................................................526

Резюме 16-й главы....................................................................................................................................531

Глава 17. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ........................534

17.1.0 преподавании психологии в школе и вузе...............................................534

17.2. Психология подростка..........................................................................................................541

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................................548

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24