ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................7
Тренинг...........................................................................................1
Содержание тренинга..................................................................10
Структура тренинга.....................................................................13
Книга............................................................................................14
Тема I
ВВЕДЕНИЕ В АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.........................17
Работа 1
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИЙ.....................................21
Структура личности.....................................................................21
Анализ взаимодействия.............................................................26
Практикум...................................................................................33
Литература..................................................................................40
Тема II
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ...........................................41
Ситуации оказания помощи.......................................................47
Две модели оказания помощи....................................................49
Психологическое консультирование...........................................51
Помогающие отношения.............................................................54
Равноценность моделей помощи.................................................55
Помощь ценна, когда дают необходимое....................................56
Работа 2
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА СИГНАЛЫ О ЛИЧНОСТНЫХ ТРУДНОСТЯХ . . 60
Реакции на просьбу о помощи.....................................................61
Реакции на запрос клиента: анализ ситуации............................64
Практикум...................................................................................68
Литература.................................................-................................70
Работа 3
НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ.....................................................71
Понимание текста.......................................................................72
Поощрение рассказчика.............................................................76
Запоминание услышанного.........................................................82
Практикум.....................................................................•..............86
Литература...................................................................................88
Работа 4
РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ..........................................................89
Причины непонимания...............................................................90
Четырехфакторная модель сообщения.......................................92
Техники рефлексивного слушания............................................95
Практикум...................................................................................102
Литература..................................................................................104
Работа 5
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ.................................................................105
Виды вопросов.............................................................................107
О чем следует задавать вопросы?................................................115
Практикум...................................................................................116
Литература..................................................................................122
Работа 6
ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ.......................................................123
Затруднения в вербализации чувств...........................................126
Необходимость выражения чувств.............................................126
Техники эмпатического слушания............................................129
Практикум...................................................................................133
Литература..................................................................................137
Работа 7
ИНТЕРВЬЮ, ЦЕНТРИРОВАННОЕ НА КЛИЕНТЕ...............................138
Создание условий, способствующих личностному развитию ..140
Практикум...................................................................................143
Литература..................................................................................150
Тема III
ПЕРЕДАЧА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ОБЩЕНИИ......................151
Работа 8
ПРИРОДА НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ.........................................158
Ребенок в Ребенке.......................................................................159
Родитель в Ребенке (проекции)..................................................162
Взрослый в Ребенке (сравнения)...............................................164
Практикум...................................................................................165
Литература..................................................................................168
Работа 9
РОДИТЕЛЬСКОЕ НЕОДОБРЕНИЕ..................................................169
Модальные операторы................................................................169
Распоряжения..............................................................................171
Оценочные слова........................................................................171
Чтение мыслей.............................................................................172
Язык критики..............................................................................172
Практикум...................................................................................173
Литература..................................................................................176
Работа 10
КОНСТРУКТИВНОЕ КРИТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.....................177
Виды неконструктивной критики..............................................177
Характеристики конструктивной критики................................180
Модель критического сообщения.............................................191
Условия применения конструктивной критики........................195
Примеры применения техники конструктивной критики.......196
Практикум.................................................................................202
Литература................................................................................207
Работа 11
ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРЫХ ОТНОШЕНИЙ..........................................208
Роль позитивного отношения в жизни людей.........................208
Одобрение в управлении и обучении........................................211
Структура конструктивного одобрения....................................216
Ряд условий, повышающих эффективность одобрения..........220
Позитивное отношение — основа близости.............................221
Выражение симпатии, доброго отношения............................224
Условия выражения полноценного комплимента...................226
Практикум.................................................................................227
Литература................................................................................230
Тема IV
ПРИНЯТИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ..............................................231
Работа 12
АНАЛИЗ РЕАКЦИЙ НА КРИТИКУ...................................................236
Социальное действие.................................................................236
Психологические механизмы реагирования на критику........240
Практикум.................................................................................244
Литература.................................................................................246
РАБОТА 13
ПРОВОЦИРОВАНИЕ КРИТИКИ.....................................................247
Условия, провоцирующие реакцию обвинения......................248
Конфликтное взаимодействие как игра...................................251
Практикум.................................................................................258
Литература.................................................................................259
РАБОТА14
АССЕРТИВНОЕ ПРИНЯТИЕ КРИТИКИ............................................260
Ассертивность.............................................................................262
Позитивные установки на восприятие критики.......................264
Модель ассертивного принятия критики..................................265
Защита от манипуляций: модель «Открытая дверь»................273
Приемы нейтрализации критики вашего выступления..........275
Практикум..................................................................................276
Литература.................................................................................279