|
Конспект и презентация к уроку математики "Сложение и вычитание трехзначных чисел"Конспект и презентация к уроку математики "Сложение и вычитание трехзначных чисел"Л.Г. Петерсон. Математика 2 класс. Тема урока: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1) составить алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел, сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд; 2) формировать знание о норме учебной деятельности и умение фиксировать шаги учебной деятельности; 3) тренировать умение анализировать и решать задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал: эталоны сложения и вычитания двузначных и трехзачных чисел, мультимедийное оборудование
Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. На первом слайде Не лениться, а тру… (трудиться). Только тот кто много зна… (знает) В жизни что-то дости… (достигает).
-Прочитаем стихотворение, договорив хором слова. Я начинаю, вы заканчиваете. - Прочитаем еще раз те слова, которые мы с вами добавили. -Итак, что же мы будем делать? – Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию). – А с какими числами мы с вами работали на наших последних уроках? (С трёхзначными). – Значит, какие числа мы сегодня будем учиться складывать и вычитать? (Трёхзначные). – А как вы узнаёте новое на уроке? Слайд 2 (Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ). – Как вы будете работать? (Самостоятельно). – Тогда пожелайте друг другу удачи и начнем. II. Устный счет – Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.) 1) Посмотрите на данные числовые выражения (Слайд 3): 34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61 – Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия). – Какие выражения будут в первой группе, во второй? 34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61 Данную группировку можно продемонстрировать на слайде (слайд 4) – Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик. – Какой алгоритм вам поможет выполнить это задание? (алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел в столбик – Д-3).
Учащиеся находят значения сумм: один из учащихся работает у доски и комментирует ход решения первого задания, остальные выполняют задания на планшетках. Второе задание выполняется только на планшетках. Аналогично строится работа с заданиями на вычитание.
2) На доске даны числа: 123, 456 – Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц. Нарисуйте графическую модель (1 ученик у доски) Выразите число 261 в разных счетных единицах. 123 = 2с 6д 1е = 26д 1е = 2с 61е Выразите число 261 в разных единицах измерения. 261см = 2м 6дм 1см = 26дм 1см = 2м 61см
– Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел – разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6). Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789) – В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания). 3) – Итак, ребята, что же мы с вами сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик). – Учитель из чисел 123 и 456, использованных в предыдущем задании, составляет сумму: 123 + 456 – Что нового вы увидели в этом задании (Мы никогда не складывали трёхзначные числа). – Что вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения). – Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.
– Стоп. Посмотрим результаты. – Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог. – Почему, как вы думаете вы не смогли выполнить действие? – Те, кто решил, назовите, пожалуйста, свои ответы. – Что показало пробное действие тем, кто решил правильно? (Я не могу обосновать правильность своих действий) – Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения. – Какое задание выполняли? – Как вы рассуждали? На какой алгоритм вы опирались в своих действиях? – Подошёл ли к вашему заданию известный алгоритм? (Нет). – Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен). – Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел). 4. Построение проекта выхода из затруднения. – Чтобы продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель). – Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел и научиться им пользоваться). – Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять) – Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел). – Мы сегодня на уроке будем составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема нашего урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел». – Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками). – Нужно ли дополнить этот шаг для трехзначных чисел? (Да) – Как? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями). – Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы). А затем? (Десятки). – А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно. – Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошел и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?
– Давайте решим пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами алгоритм: 456 -123 – А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел. Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске – Сравните полученный алгоритм справилом в учебнике с 50.. -Мы всё сделали правильно? – Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да). -Докажите. (Знаем, как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия). – Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа). – Какое качество помогло вам достичь цели, открыть самим новый алгоритм? – Почему? 5. Физкультминутка. – Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете, если однозначное – хлопаете в ладоши. 345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. – Можно ли сказать, что мы уже все сделали на уроке? (Нет). – Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться складывать и вычитать трёхзначные числа). – Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма).№ 2 (а, б – по три примера), стр.50
– Прочитайте задание. – Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание. – Какую особенность вы заметили? Какой вывод можете сделать? (Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается). – Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах). № 3, стр. 50 (2 и 3 выражение) – В парах вы будете работать следующим образом: второе выражение объясняют своему соседу по парте ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта, пишут оба варианта. Задание выполняется в рабочих тетрадях. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. – Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно) – Выполните № 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50.
– Какой вид записи выберете? (В столбик.) – Задание выполняйте в тетрадях. – Проверьте.
– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните. – Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+». – Молодцы. Ребят, которые допустили ошибку, я тоже могу похвалить. Ведь вы сами нашли свою ошибку и знаете, над чем вам еще нужно поработать.. 8.Включение в систему знаний и повторение. – При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…). – Я предлагаю вам решить задачу № 5, стр. 51. В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек? – Прочитайте условие и первый вопрос задачи. – Что известно и что надо узнать? – Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да). Каким действием? (Сложением). – Запишите решение в тетради. Один ученик работает у доски, остальные ребята – в тетрадях. – Прочитайте второй вопрос задачи. Можем ли мы сразу на него ответить? (Да). Каким действием? (Вычитанием). – Запишите решение в тетради. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. – Какой же новый способ сложения и вычитания живёт в стране сложения и вычитания? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел). – Как же складывают и вычитают трёхзначные числа? – Какие же цели вы сегодня ставили? – Достигли вы этих целей? Докажите. – У кого остались затруднения по новой теме? – Над чем ещё вам надо будет поработать? – Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да). -Докажите. -Посчитайте количество +. У кого сколько? Молодцы! – Спасибо за урок! |
Loading
|