Центральный Дом Знаний - Монополистическая конкуренция

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Монополистическая конкуренция

План работы                      [ скачать работу ]

                                                                                                                                                                                   Введение…………………………………………………………………………….2

1.Монополия (чистая монополия) и ее признаки……………………...…….. 4

2. Максимизация прибыли в чистой монополии…...……………………… ...7                    

3.Тесты……………………………………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………..12

Список использованной литератары………………………………………….14

Введение

         Одним из главных факторов, определяющих хозяйственную динами­ку, является конкуренция. Она выступает своего рода сердцевиной ры­ночного механизма.

Однако, если в условиях совершенной конкуренции никто из продавцов или поку­пателей не в состоянии повлиять на цену товара, и она складывается свободно, под влиянием спроса и предложения товаров, то совершенно иное происходит в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция складывается на рынке, где нет полной монополии одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, поскольку один или несколько продавцов либо покупателей способны именно влиять на размеры спроса или предложения, а значит, и на уровень цены. Следовательно, несовершенная конкуренция имеет место на всех рынках, за исключением всех, где действует совершенная (чистая) конкуренция. Примером таких рынков могут служить рынки сельскохозяйственной продукции и фондовые рынки. Все остальные рынки мож­но отнести к одному из следующих трех типов рыночных структур, отличающихся несовершенной конкуренцией: монополия (чистая монополии), монополистическая конкуренция, олигополия [1,139].

1. МОНОПОЛИЯ (ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ) и ее признаки.

Сам термин "монополия" происходит от греческого "monos polein" -"единственный продавец". Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Рынок, где доминирует мо­нополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на кото­ром много соперничающих продавцов и покупателей предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих приобрести товар монопольной фирмы, есть только один источник предложе­нии, а у продукта монопольной фирмы нет близких заменителей. У чистой монополии нет продавцов – соперников, конкурирующих с ней на pынке, поэтому фирма-монополист имеет возможность, очень сильно влиять на цену [1,139].

Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или совсем невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие кон­курентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют патенты или лицензии, большая сумма капитала, необходимая для открытия фирмы, исключительные права, полученные от правительства, и т.п. Они являются необ­ходимым условием долгосрочного поддержания чистой монополии и монопольной власти.

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В усло­виях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначи­тельной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свобод­ный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной струк­туре только одна фирма реализует все рыночное предложение опреде­ленного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно. Чистая монополия - это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом [1,140]. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа "наше лучше, чем их". Вместо восхваления своего товара или услуги монопо­лист пытается убедить, что он не намерен эксплуатировать другие фир­мы, своих служащих и тем более покупателей.

Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин:

- первая состоит в том, что значительный объем экономической деятель­ности (по данным американских экономистов, в США это не менее 5 – 6 % ВНП) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу; единственная телефонная компании, единственный терапевт или зубной врач, один книжный магазин и т.п.

- Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на цену и ограничивать обьем производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Если кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции добавляет к валовому доходу фирмы постоянную величину, равную ее цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Так как чистый монополист представляет собой всю отрасль (он единственный в отрасли), то его кривая спроса есть одновременно кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид. Это позволяет сделать три важных вывода [1,141].

       Первый вывод. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кри­вой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы MR становится меньше, чем цена Р для каждого выпуска, кроме первого. Если монополист понижает цену, то это касается всех единиц продук­ции, а это значит, что предельный доход - доход от одной дополнитель­ной единицы продукции - будет меньше цены.

Второй вывод. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить, цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения; объема производства.

Третий вывод касается ценовой эластичности спроса. Вспомним, что спрос будет эластичным по цене, если при снижении цены происхо­дит рост величины спроса, а значит, и валового дохода. Если же паде­ние цены будет уменьшать валовой доход, то спрос будет неэластичным. Это означает, что графически эластичный участок кривой опроса D соответствует растущему участку кривой валового дохода TR (см. приложение№1). Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать при­быль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D, и будет избегать таких комбинаций "цена — количество", которые соответствуют неэластичному участку кривой спроса D [1,142].

2. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ В ЧИСТРЙ МОНОПОЛИИ.

       Стремящийся к максимизации прибыли монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы. Он будет производить каждую последующую единицу продук­ции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост ва­лового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма-монополист будет нараптдвать производство продукции до такого объе­ма, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MRW = МС) (см. приложение №2 ).

     Если монополист назначит цену выше Рм, то он сдвинется влево но кривой спроса, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Рм, то он сдвинется впра­во по кривой спроса, объем продаж будет выше максимизирующей прибыль уровня.

    Совокупная прибыль, получаемая монополистом, будет равна площади четырехугольника АРмВС. Отрезок АРм отражает при­быль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить ум­ножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий при­быль объем производства [1,143].

Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равно­весие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долго­срочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм.

      Такой подход к исследованию монополии разрушает некоторые не­справедливые обвинения в ее адрес.

Во-первых, монополист вовсе не стремится "заломить" свою моно­польную цену. Она, как и в случае со свободной конкуренцией, уста­навливается при условии MR = МС. И если монополист установит цену выше Рм, то, как уже было сказано, это повлечет за собой снижение количества продукции ниже От, а также прибыли. Это невыгодно мо­нополисту.

Во-вторых, монополист всегда заботится о максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И ради этого он скорее станет продавать больше и дешевле ради большей совокупной прибыли, чем меньше и дороже ради меньшей совокупной прибыли.

В-третьих, чистая монополия не всегда получает прибыль. Она мо­жет терпеть и убытки ( см. приложение №3). Когда издержки велики настолько, что спрос не покрывает их, то монополист терпит убытки, размер которых определяет площадь РмАВС. Но фирма будет продолжать функциони­ровать до тех пор, пока ее убыток не превысит постоянные издержки. При Q = Qm Pm > AVC, следовательно, монополист будет продолжать работать, так как его совокупный убыток меньше его сред­них постоянных издержек AFC (AFC = АТС - AVC).

Но чем же все-таки "плоха" монополия?

Изучая чистую конкуренцию, мы отмечали ее эффективность, как производственную, так и в области распределения ресурсов. О чистой монополии мы этого сказать не можем. Монополист сочтет выгодным продавать  меньший  объем  продукции (Qm) и  назначать   более   высокую цену(Pm), чем сделал бы конкурирующий производитель (Qс и Рс ) [1,144]. (см. приложение №4)

     Если максимизирующий прибыль монополиста объем производства меньше конкурентного, то это означает, что монополистом производит­ся недостаточное количество продукта.

Следовательно, распределение ресурсов оказывается, с точки зрения общества, нерациональным. Имеет место недораспределение ресурсов -монополист считает выгодным ограничить выпуск, а значит, использо­вать меньше ресурсов, чем это является оправданным, с точки зрения общества[1,144].

Можно и иначе объяснить факт уменьшения благосостояния общест­ва в результате функционирования монополий. Известно, что на конку­рентном рынке цена равна предельным издержкам, а при монопольной власти цена превышает предельные издержки. Отсюда следует вывод: так как монополия приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, имеет место ухудшение благосостояния потребителей и улучшение благосостояния фирм. Но как при этом изменяется благо­состояние общества в целом? Из-за более высокой цены потребители теряют часть излишка, равную площади трапеции (А + В). Производи­тель, однако, получает прибыль, равную площади прямоугольника А, но теряет часть своего излишка, обозначенную треугольником С. Следова­тельно, чистая прибыль производителя составляет (А - С). Вычитая по­терю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем: (А + В) - (А - С) = В + С. Это чистые убытки общества от монопольной власти, или мертвый груз монополии, - понижение благосостояния, соответствующее уменьшению величины потребительского излишка и излишка производителя по сравнению с ситуацией равновесия на сво­бодном рынке. Его величина соответствует площади треугольника (В + С). Первым, кто в середине 50-х годов попытался определить мертвый груз монополии, был А.Харбергер, поэтому треугольники, соответст­вующие издержкам общества от существования монополии, получили название харбергеровских треугольников.<..........>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24