Центральный Дом Знаний - Несовершенная конкуренция-монополистическая конкуренция

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Несовершенная конкуренция-монополистическая конкуренция

Контрольная работа по теме:                [ скачать контрольную работу ]

«Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция»

Содержание.

  1. Введение. стр. 3-4

  2. Монополистическая конкуренция и ее признаки. стр. 5-7

  3. Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции

    • в краткосрочный период стр. 8-9

    • в долгосрочный период стр. 9-10

  1. Тест. стр. 11-12

  2. Заключение. стр. 13

  3. Список литературы. стр. 14

Введение.

С понятием «рынок» тесно связаны понятия «монополия» и «конкуренция».

Рыночная монополия - это преобладание одного или группы объединившихся продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объем продаж, довлеющих над покупателями.

Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь больше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.

Конкуренция является движущей силой экономики и главным ценообразующим фактором. Во многом от конкуренции зависит производство товаров, влияние фирм на рынке товаров и услуг.

Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой продавцы, покупатели, также конкурировать могут продавцы и покупатели. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция и др. экономические явления.

Конкуренцию делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на рынок чистой монополии, олигополистический рынок и рынок монополистической конкуренции.

Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.

Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. Понятие несовершенной конкуренции объединяет все те рынки, которые не могут быть отнесены ни к чистой монополии, ни к совершенной конкуренции. (Следует отметить, что иногда в понятие несовершенной конкуренции включают все рыночные структуры, которые не подпадают под определение совершенной конкуренции, в том числе и монополию).

       Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому главная задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.

Монополистическая конкуренция и ее признаки.

Монополистическая конкуренция - это такая рыночная модель, для которой типичны:

  1. относительно большое число производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию;

  2. дифференциация продукта. При этом дифференциация продукта может выступать и в различных формах. Например, в форме:

- товаров, различающихся по своим физическим или качественным параметрам:

например, одна из закусочных «Бистро», торгующих гамбургерами, придает значение качеству своих булочек, которые отличаются ароматом, в то время как ее конкурент уделяет особое внимание качеству самих рубленых котлет;

- услуг и условий, связанных с продажей продукта:

обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию или обмену ее продуктов, наличие кредита является важными аспектами дифференциации продукта, связанными с услугами;

- рекламы, упаковки, торговых знаков и марок:

например, яркая реклама может убедить многих потребителей в том, что те или иные товары являются лучшими и заслуживают более высокой цены, чем их известные заменители;

- контроля над ценами на свою продукцию (в условиях монополистической конкуренции посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе).

Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции приводит к тому, что вместо единого рынка конкретного товара складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, где существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Отсюда следует, что на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукта и услуг. Эта черта, называемая неценовой конкуренцией, является главной для данной структуры рынка.

  1. вступление в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко;

  2. возможность фирм в условиях монополистической конкуренции получать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде.

Итак, под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы.

Каждый конкурент в условиях монополистической конкуренции имеет дело с нисходящей кривой спроса: для наращивания объема выпуска (и продаж) ему необходимо идти на снижение цены на свой товар. Поэтому оптимальное соотношение «цена-количество» определяется монополистическим конкурентом таким же образом, как и в условиях чистой монополии.

С точки зрения использования ресурсов экономической системы механизм монополистической конкуренции не будет являться столь же эффективным, как и в случае совершенной конкуренции, поскольку данному виду структуры рынка в некоторой степени присущи черты монополии. В частности, цена в условиях и монополии, и монополистической конкуренции превышает предельные издержки, что свидетельствует о недостаточной эффективности распределения ресурсов: для общества производство данного товара более желательно, чем выпуск любого альтернативного продукта с использованием тех же ресурсов. Кроме того, в условиях монополистической конкуренции цена превышает минимум средних валовых издержек (АТС); это означает, что фирма не до конца использует свои производственные мощности. Не полностью загруженные мощности фирмы и потребители, наказанные за это более высокими, нежели в условиях совершенной конкуренции, ценами,- также недостатки монополистической конкуренции.

Компенсирующим же фактом монополистической конкуренции будет являться широта ассортимента одного и того же базового товара. Те негативные факторы, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих фирм. Чаще всего, как показывает практика, они останавливаются на дифференциации изготавливаемого продукта и его совершенствования. Экономическая эффективность требует тройного равенства - цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек необходимо для достижения эффективного использования ресурсов.

Равенство цены с минимальными средними валовыми издержками предполагает высокую производственную эффективность. Это равенство означает, что потребители получат наибольший объем продукции по самой низкой цене, которую будут допускать существующие издержки.

Отрасли с монополистической конкуренцией часто переполнены фирмами, которые действуют, не достигая оптимальной мощности.

Типичными примерами служат многие виды предприятий розничной торговли. Недогруженные предприятия и потребители, наказанные за эту недогрузку высоким уровнем цен, - все это составляет издержки монополистической конкуренции.

Равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции

  • в краткосрочном периоде

Монополистически конкурентная фирма – одна из многих производителей дифференцированного продукта, не способная оказывать какое-либо воздействие на другие фирмы и предотвращать появление новых конкурентов на данном рынке.

Рассмотрим кривую спроса на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции: она убывающая, не является абсолютно эластичной, однако его эластичность высока.

Рис. 1 (фирма прибыльна)

В краткосрочном периоде (рис. 1) фирма будет максимизировать прибыль и минимизировать убытки, при выполнении равенства MR=MС, т.е. в т. Е. При этом цена продукции (Р) устанавливается выше минимума средних издержек (Р > min ATC) и выше предельных издержек (P > МC).

При падении цены ниже постоянных издержек (FC) фирма несет потери. (рис. 2).

Рис.2

(фирма убыточна)

Если цена равна средним издержкам и кривая спроса является касательной к ним, то фирма безубыточна, (получает нормальную прибыль, покрывает лишь свои издержки).

Рис. 3 (фирма безубыточна)

В случае получения прибылей в краткосрочном периоде можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым, убытки же вызывают отток фирм из определенной отрасли.

  • в долгосрочном периоде

Для долгосрочного периода характерно равенство MR=MС, и цены, покрывающей средние издержки производства P=AC.

На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).

Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

При монополистической конкуренции не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Монополистический элемент допускает некоторое количество незанятых ресурсов при производстве товаров в условиях этой рыночной структуры. Цена превышает предельные издержки в условиях равновесия в долговременном периоде, указывая таким образом, на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, которые с использованием тех же ресурсов можно было бы произвести.

Для достижения экономической и производственной эффективности должны выполняться равенства: Р = АТС и Р = МС.

Р = АТС - высока производственная эффективность, т.е. покупатель получает максимальный объем продукции по минимально возможной цене, допустимой существенными издержками.

Р = МС - эффективное распределение ресурсов.

Из условия максимизации прибыли и минимизации убытков следует, что цена превышает и средние общие и предельные издержки. Р > minАТС – производственная эффективность не достигнута (покупатель покупает продукцию не по минимальной цене). Р > МС – недораспределение ресурсов на производство данного продукта.
Таким образом, для фирм, действующих при монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.

Тест.

  1. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для максимизации прибыли ей следует:

А) Увеличить объем выпуска продукции;

Б) Снизить объем выпуска продукции;

В) Остановить объем выпуска продукции;

Г) Все вышеперечисленное неверно.


Правильный ответ – А

Производство дополнительной единицы продукции увеличивает общую выручку на величину предельных издержек (МR), но в то же время повышает общие издержки на величину предельных издержек (MC). Отсюда можно сделать вывод – до тех пор пока МR>MC фирма должна увеличивать объем выпуска продукции.

  1. Выберете признак, не соответствующие рыночной структуре монополистической конкуренции:

А) Барьеры входа в отрасль существуют, но легко преодолимы;

Б) На рынке продается дифференцированная продукция;

В) Фирмы обладают значительной монопольной властью;

Г) Прибыль максимальна, если выполняется условие MR=MC.

Правильный ответ – В

Что монополистическая власть не значительна, т.к. там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров заменителей и возможной эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.
К рыночной структуре монополистической конкуренции ближе всего рынок товаров:

А) Телевизоров

Б) Йогуртов

В) Парикмахерских услуг

Г) Электроэнергии

Д) Стратегического вооружения

Правильный ответ – В

Этот рынок товаров был выбран потому, что как уже было сказано раньше производитель может изменять цену на свой товар, при этом не влияя на цену товара конкурентов. Но так как товар в этой отрасли дифференцированный, значительное изменение цены на него приведет к значительным убыткам производителя, т.к. товар описываемого рынка легко заменяем на аналогичный товар конкурента.

Заключение

В завершение данной работы можно сделать следующие выводы:

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции. И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции:

1) Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

2) Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

3) В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

Используемая литература.

  1. Гурков И., Аврамова Е., Тубалов В. Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. № 2.

  2. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998 г. – 248с.

  3. «Основы экономической теории», под ред. М.К. Асташкина, А.А.Плотникова. Саратов, 1997.

  4. Учебник по основам экономической теории. М. 1995

  5. «Курс по экономической теории», Москва, ИНФРА-М, 1997г.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24