Центральный Дом Знаний - Олигополия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Олигополия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА   [ скачать контрольную работу ]

по Экономической теории

на тему № 17: Олигополия

План работы

Введение……………………………………………………………3

I. Признаки олигополии…………………………………...…..……..4

II. Ценообразование в условиях олигополии………………………6

III. Тест…………………………………………………….…….………8

Заключение………………………………………………………...9

Список использованной литературы……………………..…..10

Введение

Термин «олигополия» существует в экономической теории для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную часть рынка. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько (3-5) крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм сталкивается с наличием существенных препятствий. Производимая продукция может быть однородна и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т. п.; дифференциация – на рынках потребительских товаров.

Малое количество фирм на олигополистическом рынке заставляет их избегать тактики ценовой конкуренции ввиду её неэффективности. Производители знают, что если они снизят цену товара, то другие фирмы-конкуренты сделают то же самое, в связи с этим они потеряют доход и не приобретут ничего взамен. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, олигополисты используют неценовые войны: рекламу, качество и надёжность изделия, методы сбыта, техническое превосходство, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, экономический шпионаж и т. д.

I. Признаки олигополии

Когда во многих отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.

Для олигополии характерны три признака:

в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так что отрасль не является монополизированной;

кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Теперь рассмотрим подробней понятие олигополии.

Олигополия – отрасль, в которой большую часть продаж осуществляется несколькими фирмами, каждая из которых оказывает влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Рыночная модель олигополии охватывает большую область, распространяющуюся в диапазоне между чистой монополией. С одной стороны, и монополистической конкуренцией – с другой. Количество продавцов варьируется от 2 до 24. Если количество продавцов 2, то это частный случай олигополии, который называется дуополия. Максимальное количество продавцов может быть 24, так как более это уже будет монополистическая конкуренция.

По количеству продавцов, на одном рынке олигополии разделяются на плотные (2-8 продавцов) и разряженные (более 8 продавцов). Это разделение позволяет судить о поведении предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. При плотной олигополии фирмы могут по договорённости согласовано вести себя на рынке. В случае разряженной олигополии это практически невозможно.

В зависимости от выпускаемого продукта олигополии подразделяются на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия означает выпуск стандартных продуктов. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента.

Уровень плотности олигополистической структуры рынка измеряется количеством предприятий в разных отраслях и их доли в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Следуя этому, варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации производства, и следовательно, и предложения в исследуемой отрасли общественного производства. Но было бы неосмотрительно ориентироваться только на масштабы национальной экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. На каком бы уровне не рассматривали олигополии нельзя забывать о межотраслевой конкуренции и импорте продукции, так как сила олигополии уменьшается при предложении продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами. Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба этих фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами.

Олигополия является одной из самых распространённых структур рынка в современной экономике.

II. Ценообразование в условиях олигополии

Существуют теории ценообразования в олигополии. Основателем одной из теорий считается французский экономист О. Курно. Рассматривается взаимодействие олигополистов, в частности дуополия. Дуополия – это отрасль, состоящая всего из двух фирм, которые производят однородный товар и одновременно принимают производственные решения на основании что цена и объём выпуска у фирмы-конкурента будет постоянным. Также каждый из двух конкурентов имеет в виду, что соперник тоже принимает производственное решение и конечная цена зависит от общего объёма выпуска. При этом считалось, что объём продаваемых товаров у конкурентов остаётся неизменным. Курно сделал два вывода:

1. Для любой отрасли существует определённое и стабильное равновесие между объёмом продаж и ценой товара.

2. Цена равновесия зависит от числа продавцов.

При единственном продавце возникает монопольная цена. Но если количество продавцов увеличивается, то цена равновесия падает пока она не приблизится к предельным издержкам. Таким образом, модель Курно показывает, что конкурентное равновесие достигается тем больше, чем больше возрастает число продавцов. Значительный шаг вперёд в теории олигополистического ценообразования сделала модель «изгибающейся кривой спроса», которая была основана Р. Л. Холлом, К. И. Хитчем, П. М. Суизи. Она объяснила почему олигополистические фирмы отказываются от частного понижения цен.

На рисунке 2 показано, что каждой фирме в условиях олигополистической структуре рынка кривая спроса DD1 по отношению к точке Е установившейся равновесной отраслевой ценой Р и равновесного количества Q представляется в сторону повышения цены эластичной (пологой) – отрезок ED, а в сторону понижения цены – неэластичной (крутой) – отрезок ED1. Таким образом, в точке Е кривая спроса фирмы-олигополиста имеет изгиб. Фирмы не реагируют на повышение цен и снижают цены вслед за снижением цен оной из них.

Рисунок 1

При высокой рыночной концентрации ценовые решения продавцов взаимозависимы. Отсюда вывод, что прибыли будут выше, если проводится политика согласования цен, чем когда каждая фирма преследует свои интересы.

Фирмы стремятся к созданию системы связей, которая позволит скоординировать поведение в общих интересах. Одной из таких форм является лидерство в ценах, в которой изменения в справочных ценах объявляются определённой фирмой, признанной лидером перед остальными фирмами которые следуют за ней в ценовой политике.

III. Тесты

  1. Тип рынка, на котором функционирует от 2 до 24 продавцов дифференцированной продукции, - это:

а) чистая конкуренция;

б) монопсония;

в) монополистическая конкуренция;

г) олигополия;

д) монополия.

2. В условиях олигополии предприятие:

а) полностью контролирует цены;

б) согласовывает свою ценовую политику с партнёрами и не контролирует цены;

в) контролирует цены в узких рамках;

г) проводит жёсткую ценовую политику.

Ответы на вопросы:

  1. г);

  2. б).

Заключение

К положительным оценкам олигополистических структур можно отнести прежде всего их достижения в научно-техническому прогрессу. В последние десятилетия были достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность. Олигополии обладают огромными финансовыми ресурсами и влиянием в политических и экономических кругах общества. Это позволяет им участвовать в реализации выгодных проектах и программах, финансируемых нередко из общественных фондов. Небольшие конкурентные предприятия обычно не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

Негативная оценка олигополии определяется прежде всего тем, что она очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно путём заключения тайных соглашений может уходить из-под контроля государства и создавать видимость конкуренции. Тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счёт покупателей, что сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Большая часть новых продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, но технологическими возможностями практической реализации нередко обладают только крупные предприятия олигополистической структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом. Тем самым олигополии вносят важный вклад в экономический рост государства.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория: Учебник / под ред. И.П.Николаевой. Гл.9. – М.: Проспект, 2001.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24