Центральный Дом Знаний - Предмет и этапы развития экономической теории

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Предмет и этапы развития экономической теории

Оглавление                     скачать работу

Введение. 2

1.Предмет и этапы развития экономической теории. 4

1.1.Предмет экономической теории. 4

1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. 10

2.Методология исследований. 14

3.Главные направления развития современной экономической мысли. 18

Заключение. 24

Список используемой литературы. 26

Введение.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Одной из наук, изучающих различные стороны общественной жизни, является экономическая теория. 

Наряду с общим представлением об экономике экономическая теория призвана дать достаточно глубокие знания о функционировании хозяйственной жизни общества. Но только овладев основами экономической теории, уяснив предмет экономической теории, функции и методы экономического анализа, возможно более глубокое изучение этой науки.

Эта работа раскрывает предмет, показывает основные этапы развития и методы экономической теории.

Хотя это покажется очень странным, но предмет экономической теории, как науки в современном понимании, определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. Вот уже три столетия экономисты-теоретики, расколовшись на различные направления и школы, высказывают различные взгляды на экономику. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в экономике и обновлялось даже название самой науки, а вместе с этим менялись и взгляды на ее предмет. К сожалению, задача эта не так проста, как кажется на первый взгляд. Усилия экономистов за последние полтораста лет породили систему общих положений, правильность и важность которых может поставить под сомнение только невежда или упрямец. Однако единой точки зрения относительно сущности предмета всех этих обобщений не существует. В центральных главах всех трактатов по экономической теории с незначительными разночтениями излагаются одни и те же основные принципы этой науки. Но во вступительных главах, поясняющих предмет исследования, мы можем заметить значительные расхождения.

Все мы говорим об одном и том же, но до сих пор не решили, о чем именно Л. Роббинс. Поэтому первый вопрос данной работы способствует более глубокому пониманию предмета экономической теории, показывает путь формирования современного понимания предмета.

Рассмотрение основных этапов развития экономической теории необходимо еще и потому, что для изучения любой науки необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Цель курсовой работы - выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

Первый вопрос курсовой работы посвящен общим проблемам определения предмета экономической теории и основным этапам развития экономической теории, некоторые школы и направления экономической мысли возникали на стыке веков, в переходные пе-риоды развития экономической теории и наконец находили своих сторонников на продолжении длительного периода времени, постоянно развивая и совершенствуя свои учения.

Второй вопрос раскрывает методы экономического анализа.

В третьем рассматриваются главные направления развития современной экономической мысли.

  1. Предмет и этапы развития экономической теории.

1.1.Предмет экономической теории.

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра­ботки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче­ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по­литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату­ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи­сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду­манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

экономия как набор знаний по организации хозяйства;
политическая экономия как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;
экономика как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений1.

С развитием экономической теории как науки менялись взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Так, у представителей первой школы политической экономии — меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первона­чального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось чаще всего с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической эконо­мии — национальное богатство из среды обращения в сферу про­изводства. Это было величайшим достижением экономической на­уки, хотя они ошибочно считали источником богатства труд толь­ко в сельском хозяйстве.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до иссле­дования условий производства и накопления (А.Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемо­го во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хо­зяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии при­держивают-ся и отдельные современные западные экономисты, рас­сматривая политическую экономию как науку о производстве, рас­пределении и потреблении национального богатства. Но понима­ние последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представ­ляли в виде денег, затем — в виде результата производства, а се­годня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соот­ветствии с классовым подходом к анализу общественной жизни явились лишь производственные отношения, основу которых состав­ляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились эко­номические законы, противоречия, классовые конфликты, необхо­димость диктатуры пролетариата и господство административно-ко­мандной системы хозяйствования.

Производственные отношения — это объективно складывающи­еся отношения между людьми в процессе производства, распреде­ления, обмена и потребления жизненных благ.

Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и в учебную литературу того и последующих периодов. Так, в "Очерках политической экономии" В.Я.Железнов писал, что по­литическая экономия имеет предметом своего исследования обще­ственные отношения людей, возникающие на почве их хозяйствен­ной деятельности, т.е. усилий, направленных на удовлетворение разного рода потребностей материальными средствами2.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под кото­рым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Бог­данов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учеб­ники определение политической экономии как "науки об обще­ственном хозяйстве совершенно неточно и ненаучно", ибо "в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника произ­водства", последнее же не включается в предмет политэкономии3.

При такой трактовке предмета экономической теории можно говорить о примате потребления.

Результатом развития марксизма в XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производствен­ные отношения и экономические законы новой хозяйственной си­стемы — социализма. Практическая функция этого учения своди­лась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. По­литэкономия социализма носила чисто теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики. Главный практи­ческий вывод — огосударствление экономики, совершенствование отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социа­лизма), реформирование этой системы в рыночную экономику.

Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Прак­тическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов по­ведения субъектов в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод — обоснование экономической политики фир­мы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А.Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржинализма, опреде­лял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее сти­мулов к действию и мотивам противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Предметом экономической теории согласно кейнсианской школе становится функционирование национальной экономики как еди­ного целого. Практическая функция видится в разработке экономи­ческой политики государства. Главный практический вывод - не­обходимость стимулирования совокупного спроса населения и част­ного предпринимательства.

Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэко­номики в своем учебнике "Экономикс", известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономике — это наука о повсе­дневной деловой жизни и деятельности людей.

В современной экономической литературе распространено по­нимание предмета политической экономии как изучения "редкос­ти", ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что по­литическая экономия — это наука, которая изучает поведение лю­дей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П.Самуэльсон рас­сматривает ее как науку о путях использования ограниченных про­изводственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономичес­кой теории в качестве науки о том, как использовать ограничен­ные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распре­деляя и обменивая их, пытаясь удовлетворить безграничные по­требности людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

И все же, принимая во внимание, что большинство современ­ных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, следует напомнить, что экономическая теория имеет своей целью исследование закономерностей развития хозяйственной де­ятельности общественного развития в различных экономических системах и ее основных этапов.

Таким образом, экономическая теория — это общественная на­ука, которая изучает хозяйственную деятельность в различных эко­номических системах при ограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя это имеет место, а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества одно­временно и полностью), что порождает конкуренцию за их исполь­зование на различных уровнях.

Схематично эволюцию взглядов на предмет экономической те­ории можно представить следующим образом (табл.1):

Предмет экономической теории.

п/п

Основные направления и школы экономической мысли

Предмет

1

Меркантилизм Физиократы

Классическая политическая экономия

Национальное большинство

2

Марксизм

Производственные отношения

3

Историческая школа

Национальное хозяйство ' в целом

4

Маржинализм или неоклас­сическая школа (микроэкономика)

Поведение субъектов экономи­ки, путей и средств достижения ими своих целей

5

Кейнсианство (макроэкономика)

Механизмы функционирования национальной экономики как единого целого

6

Институционально-социоло­гическое направление

Институты и институциональные изменения

7

Теория неоклассического синтеза (экономике)

Национальное богатство, формы и стимулы человеческого пове­дения в мире ограниченных ресурсов

8

Экономическая теория

Хозяйственная деятельность людей в экономических систе­мах при ограниченных ресурсах на различных уровнях

Характеристика предмета общей экономической теории как изу­чение поведения людей и их групп не означает отказ от исследова­ния производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается на объект отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентированно­го рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.

Постоянное увеличение материальных и духовных благ, поступ­ление их в обмен образуют экономический рост общества. Обще­ственный рост — показатель и источник экономической динамики. Экономическая теория изучает закономерности и факторы эконо­мического роста в пофазной динамике воспроизводства: производ­стве, распределении, обмене, потреблении. Возобновление произ­водства и его экономический рост происходит на уровне отдельно­го предприятия(фирмы) и в общественном масштабе. В связи с этим экономическая теория структурно включает микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономи­ку (поведение или функционирование национальной экономичес­кой системы в целом); можно также выделить мезоэкономику (пове­дение определенных подсистем национальной экономики или от­раслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом)4.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, про­мышленности, транспорта, строительства и т.д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование и др.); межотрасле­вых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория — одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть опре­деленную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, наука права — другую, наука нравственности — третью и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому не­правильно требовать проверки положений экономической теории на фактах действительности5.

Курс экономической теории — это научное руководство к позна­нию экономической действительности без претензий на монополию истины.

1.2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки.

 Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древего Востока - колыбели мировой цивилизации - Китае (Конфуций, Мен-Цзы, Сюнь-Цзы):

  • Разделение умственного и физического труда;

  • Выделение высших и низших слоев общества;

  • Освобождение от рабства;

  • Всеобщее равенство;

  • Право частной собственности на землю.

Древняя Греция Ксенофонт, Платон.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы.

Аристотель: Основа оценки блага – полезность; Соизмерение благ на основе полезности, а не труда - Эквивалентность обмена; Физический труд непрестижен ; Разделял экономику (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и христематику (искусство наживать богатство, делать деньги).

Древний Рим (Сенека, Калумелла, Лукреций Кар и др.):

  • Фактическое разложение рабства;

  • Проблема качества труда, ограничение возможности рабского труда

  • Источник богатства – ростовщичество и торговля.

  • Физический труд непрестижен;

Христианство (Апостол Павел):

  • Источник богатства – труд;

  • Социальная справедливость «Кто не хочет трудиться, тот не ешь».

Как наука, т.е. систематизированное знание экономическая теория сформировалась в 16-17 веках.

Меркантилизм: сущность этого учения сводится к определению источника происхождения богатства. Источником прибыли, а в конечном итоге и богатства была сфера обращения, а не производство, не труд – а торговля. Производство рассматривалось как предпосылка для создания богатства.

Идейно близкой к меркантилизму являлся экономическая политика протекционизма (Ман, Юм, Норе и др.), направленная на защиту национальной экономика от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничений проникновения в страну иностранных товаров и капиталов.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. 

Физиократы: (Кене, Тюрго) выразители интересов крупных землевладельцев. Основным представителем был Кене, который считал источником богатства не просто труд в земледелии, а именно превышение производственного продукта над потребленным в с/х. Недостаток его учения в том, что он считал источником богатства труд только в земледелии.

Классическая школа: Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.     

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных на­правлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто­вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче­ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце­на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ­ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове­дения финансовых, аграрных и промышленных реформ6.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист­ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе­тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива­лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз­работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос­ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С.Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

  1. Методология исследований.

Для серьезного изучения экономических проблем вопросы ме­тодологии имеют первостепенное значение. Методология — это наука о методах.

Методология экономической теории — наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, еди­ное понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности эко­номическая теория добивается истинного освещения функциони­рования и дальнейшего развития той или иной экономической си­стемы. В методологии общей экономической теории можно выде­лить несколько главных подходов:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивно-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

  1. рационалистический;

  2. диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анали­за экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздей­ствующий на окружающий мир, причем суверенное "я" абсолютно независимо, поэтому все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомо экономикуса"). Поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребнос­тей. Главная категория при таком подходе — потребность, полез­ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тща­тельном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента пре­вращается в предмет познания (математический аппарат, эконо­метрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования высту­пают различного рода экономические модели, которые здесь явля­ются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику — экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику — экономические проблемы в масш­табе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естествен­ных" или рациональных законов цивилизации. Это требует иссле­дования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анато­мии" общества. Экономические таблицы Кенэ — вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории — изу­чение не человеческого повеления, а законов, регулирующих про­изводство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д.Рикардо). Такой подход позволял призна­вать деление общества на классы, в отличие от субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъек­тов. Главное внимание при таком подходе уделялось стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономичес­кие процессы и явления постоянно возникают, развиваются и унич­тожаются, т.е. находятся в постоянном движении, — и в этом диа­лектика.

Экономическая теория использует широкий спектр методов на­учного познания.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существую­щих объективных общественно-производственных связей, не толь­ко конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способы их разрешения.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единствен­ный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются и такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический мето­ды, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целост­ную картину7.

Широко используются также индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единич­ных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относи­тельно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономи­ческой теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и про­цессов занимают исторический и логический методы. Они не проти­востоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку истори­чески исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процес­сов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть эко­номические явления, которые не являются обязательными для гос­подствующей системы хозяйствования. Если фактически (истори­чески) они имеют место, то в теоретическом анализе подобные явления можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать. Он должен их описать8.

Используя исторический метод, экономическая теория иссле­дует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно пред­ставить себе все особенности различных экономических систем. Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе раз­витие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории (политической экономии) это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необхо­димо выделить в первую очередь наиболее простые явления, воз­никающие раньше других и являющиеся основой возникновения более сложных.

3.Главные направления развития современной экономической мысли.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX вв. Они представле­ны широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мыс­ли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

неоклассическое;

кейнсианскос;

институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономи­ческую теорию К.Маркса, как ее критическое осмысление. Оно гос­подствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкурен­цию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все со­циально-экономические проблемы общества, в связи с чем появ­ляется новое экономическое учение — кейнсианство, требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 70—80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тор­мозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по насто­ящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономике".

Современная политическая экономия, известная под названием "экономике", имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс "экономике" впервые начал читать в Кембриджском уни­верситете А.Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической эко­номии классической школы Дж.С.Милля. В 1890 г. вышла книга А.Маршалла (1842—1924) "Принципы экономике", которая у нас переведена как "Принципы политической экономии".

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популяр­ных считается учебник П.Самуэльсона "Экономикс", который впер­вые был опубликован в 1948 г. и выдержал 13 изданий. Его автор подчеркивает, что "экономическая теория, или политическая эко­номия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальны­ми науками, экономикой домоводства, управления предприятием, но имеет специфический предмет"9.<.....>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24