Центральный Дом Знаний - Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Предприятие в условиях совершенной конкуренции

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                      скачать работу

по экономической теории на тему:Предприятие в условиях совершенной конкуренции

План работы

Введение 3

Условия максимизации прибыли 3

Минимизация убытков и закрытие предприятия 9

Тесты 14

Заключение 15

Список использованной литературы 17

Введение.

Совершенно конкурентная фирма (предприятие) – это фирма, которая принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объёма продукции. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное: фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене.

Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной жизни совершенная конкуренция – довольно редкий случай и лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг, валют и др.). Однако совершенная конкуренция является простейшей рыночной ситуацией и дает исходный, эталонный образец, с которым могут сравниваться другие типы рынков, оцениваться эффективность рыночных процессов. Анализ чисто конкурентных рынков позволяет понять, как функционирует рыночная экономика.

  1. Условия максимизации прибыли.

Стремление к получению максимальной прибыли - это тот критерий, который определяет поведение предприятия (фирмы) как в течение краткосрочного, так и долгосрочного периода.

Долгосрочный период отличается от краткосрочного периода тем, что:

  • в течение этого периода возможно изменение производственных мощностей;

  • число предприятий (фирм) на рынке может изменяться.

Прибыль (ТРr) - это разница между валовым доходом (ТR) и валовыми издержками (ТС) за период продаж:

ТРr = ТR-ТС.

Учитывая то, что валовой доход равен произведению количества реализованных товаров (Q) на их цену (P), эту формулу можно представить и иначе:

ТРr = Р * Q - ТС.

Легко заметить , что из трех переменных , находящихся в правой части равенства, главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q). Действительно, цена (Р) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т.е. не меняется. Это внешнее условие деятельности фирмы, с которым надо считаться, а не фактор, которым можно управлять. А валовые издержки сами во многом зависят от объема производства.

В условиях совершенной конкуренции важнейшие решения менеджера по управлению фирмой связаны прежде всего с установлением объема производства, который позволяет достичь максимальной прибыли.

В краткосрочном периоде существует два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибль.

Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход при различных объёмах выпуска с валовыми издержками, соответствующими каждому из возможных объёмов. Фирма выберет вариант, когда разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, т.е. будет достигнут максимальный объём прибыли (рис. 1).

Рис. 1. Выбор объёма производства фирмой путем сопоставления валовых дохода и издержек: ТС – валовые издержки, ТР – валовой доход.

Таким образом, из рис.1 видно, что фирма выберет объём производства Qе, который обеспечит ей максимальную прибыль.

Второй способ основан на сопоставлении предельных доходов и предельных издержек. (рис. 2)

Рис. 2. Выбор объёма производства фирмой путем сопоставления предельного дохода и предельных издержек: МС – предельные издержки, МR – предельный доход.

Предельный доход (выручка) (МR) – это приращение дохода за счет увеличения выпуска продукции

МR= ТR/ Q

Предельная выручка продавца в условиях совершенной конкуренции равна цене товара

МR= ТR/ Q= РQ/ Q = Р Q/ Q=Р.

Каждая дополнительная единица продукции приносит совершенно конкурентной фирме один и тот же прирост общей выручки, но возрастающий прирост издержек. Поэтому разность между предельным доходом и предельными издержками может быть:

  1. положительной, когда предельный доход больше предельных издержек (МR>МС), т.е. каждая дополнительная единица продукции является прибыльной;

  2. отрицательной, когда предельный доход меньше предельных издержек (МR<МС), т.е. каждая дополнительная единица продукции является убыточной;

  3. нулевой, когда предельный доход равен предельным издержкам (МR=МС), т.е. каждая дополнительная единица продукции не приносит ни прибыли, ни убытков.

В любом из этих случаев фирма имеет прибыль, изменяется только величина последней. Задача состоит в том, чтобы определить такой объем выпуска продукции, при котором величина общей прибыли будет наибольшей.

Если предельный доход больше предельных издержек и каждая дополнительная единица продукции прибыльна, масса общей прибыли возрастает. Поэтому производство следует продолжать

Если предельный доход меньше предельных издержек и каждая дополнительная единица продукции убыточна, масса общей прибыли уменьшается и продолжать производство не имеет смысла.

Таким образом, максимизация общей прибыли будет обеспечена при условии равенства предельного дохода и предельных издержек: МR=МС. Именно в этом случае объём валовой прибыли будет наибольшим.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило МR=МС может быть представлено и в иной форме:

Р = МR=МС, или Р = МС.

То есть, в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объёме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены.

Равенство предельных издержек и предельного дохода, который совпадает с ценой (МС = МR (Р)) является условием равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

На графике (рис.3) прибыльность фирмы определена тем, что линия цены (Р) проходит выше линии средних издержек (АТС) (рис.3)

Ситуация равновесия – это точка Е, где пересекаются кривые предельных издержек (МС) и предельного дохода, совпадающего с ценой (Р).

Эта точка определяет равновесный объём производства (Qе). Произведение цены (которая одинакова при любом объёме выпуска) и равновесного объема производства определяет равновесный доход: ТR = Р * Qе. На графике это площадь прямоугольника ОРеЕQе. Общий доход включает общие издержки и общую прибыль в ситуации равновесия. Общие издержки – это произведение средних издержек на объём выпуска: ТСе=АТСе* Qе. В ситуации равновесия на графике это площадь прямоугольника ОМКQе.

Общая прибыль ТРrе= Т Rе-ТСе – это площадь прямоугольника МРеЕК. Она будет максимальной в ситуации равновесия.

Рис.3. Максимизация прибыли фирмой в условиях совершенной конкуренции

МС – предельные издержки, МR – предельный доход, АТС – средние издержки,

АR –средний доход.

При равенстве предельных и средних издержек, т.е. в точке минимума средних издержек (А), прибыль в расчете на единицу продукции (АРr) будет максимальной. Но производителя интересует максимум не единичной, а совокупной прибыли, поэтому он не останавливает производство при объёме Qа, а продолжает его до Qе.

В долгосрочном периоде, так же как и в краткосрочном, фирма исходит из задачи максимизации прибыли. Для этого она может изменить все факторы производства, т.е. изменить свой размер. При заданной цене ее прибыль будет увеличиваться до тех пор, пока каждая дополнительная единица продукции будет обходиться дешевле предыдущей. В этом случае размеры предприятия и связанный с ним объем продукции можно увеличить, в противном случае - сократить. Поэтому исходным условием долгосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы, так же как и краткосрочного будет равенство предельных издержек цене (предельному доходу), с той лишь разницей, что имеются в виду долгосрочные издержки: LМС = МR(Р).

Долгосрочный период позволяет появиться в данной отрасли новым фирмам. Таким образом, в долгосрочном периоде число фирм на рынке может, как уменьшаться (в случае ухудшения конъюнктуры), так и увеличиваться (в случае ее улучшения). В условиях совершенной конкуренции вход в отрасль, а также выход из нее являются абсолютно свободными, т.е. на пути новых фирм не встают барьеры ни юридического, ни экономического, ни административного характера. Это не только отсутствие всякого рода сговоров, но лицензий, патентов, дефицита ресурсов и т.п. Аналогично отсутствуют барьеры и на пути выхода их отрасли любого предприятия, если таковое хочет свернуть свое производство или перенести его в другой регион. В долгосрочном периоде любая отдельно взятая фирма должна быть безубыточна, т.е. ее выручка по крайне мере должна быть не меньше всех ее издержек: как постоянных, так и переменных, т.к. в этом периоде все издержки определяют перспективы развития предприятия.

Если фирма прибыльна, ее производство становится привлекательным для других производителей. На рынок данного товара приходят новые фирмы, отвлекая на себя часть платежеспособного спроса. Предложение увеличивается, конкуренция усиливается. Чтобы успешно продавать, данное предприятие вынуждено снижать цены. В результате прибыль снижается, а приток конкурентов уменьшается. Если цены станут ниже издержек, фирмы начнут нести убытки и покидать отрасль. В результате конкуренция снизится, предложение сократится, цены возрастут, и фирмы приобретут возможность получения прибыли. Процесс входа и выхода прекратится только тогда, когда экономическая прибыль будет отсутствовать. У фирмы, получающей нулевую прибыль, нет никакого стимула выйти из дела, а у других фирм отсутствует заинтересованность войти в дело.

Экономическая прибыль будет отсутствовать, когда цена совпадает с минимумом долгосрочных средних издержек – Р=min LАС. Это условие является главным, определяющим равновесие фирмы в долгосрочном периоде. (рис.4.)

рис. 4. Условие долгосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы

МС – предельные издержки, МR – предельный доход, АТС – средние издержки

LАС – долгосрочные средние издержки

П. Минимизация убытков и закрытие предприятия.

Если фирма убыточна, то общие издержки превышают общий доход и разница будет отрицательной (ТR-ТС=ТРr<0). В этом случае фирма исходит из того, что производство каждой дополнительной единицы продукции может эти убытки либо увеличивать, либо уменьшать. Задачей производителя является сокращение величины общих убытков, сведение их к минимуму. Поэтому если производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает убытки предприятия, объём выпуска следует сократить. И наоборот, если производство каждой дополнительной продукции уменьшает величину общих убытков, производство следует продолжать.

Увеличение убытков будет происходить в случае, когда предельные издержки будут превышать предельный доход (МС >МR). Тогда производство каждой дополнительной единицы продукции является убыточным, усугубляя уже имеющуюся ситуацию.

Когда предельный доход будет больше предельных издержек (МR>МС), производство каждой дополнительной единицы продукции приносит прибыль, сокращая общую величину убытков.

Рассмотрим ситуацию, когда средние общие издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. На рис.5 линия цены (совпадающая с линией предельного дохода) пройдет ниже кривой средних общих издержек. В данном случае площадь прямоугольника МКЕРе представляет собой совокупные убытки. Они будут наименьшими в ситуации равновесия, которая определена равенством предельных издержек и цены в точке Е. Поэтому производство следует прекратить раньше, чем средние издержки станут минимальными. Объём выпуска, равный величине Qе обеспечивает меньшие совокупные убытки, чем объём выпуска Qа. Последний определяет минимум убытков на единицу продукции.

Рис.5. Равновесие совершенно конкурентной фирмы, минимизирующей убытки в краткосрочном периоде

МС – предельные издержки, МR – предельный доход, АТС – средние издержки

Фактически в краткосрочном периоде перед убыточной фирмой стоит выбор: либо производить некоторый объём, либо временно закрыть свое производство. Для того чтобы выбрать наиболее выгодную альтернативу, следует сравнивать величину цены и средних переменных издержек (АVС).

Возможны два случая:

  1. Цена выше средних переменных издержек, но меньше общих средних издержек: АТС >Р > АVС.

Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких бы то ни было текущих доходов. А это значит, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому фирма продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

Графически минимизация убытков фирмы показана на рис. 6. Линия спроса проходит ниже кривой средних издержек, но в точке равновесия – выше кривой средних переменных издержек. В силу этого данная цена позволяет фирме получить операционную прибыль (избыток цены над средними переменными издержками, умноженный на объём выпуска продукции), равную площади прямоугольника РеЕLВ. Эта прибыль позволяет уменьшить экономические потери фирмы до величины, равной площади прямоугольника АКЕРе.

рис. 6. Минимизация убытков фирмы. МС – предельные издержки,

МR – предельный доход, АТС – средние общие издержки,

АVС –средние переменные издержки

  1. Цена ниже средних переменных издержек: Р < АVС. (рис.7)

В этом случае цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. Фирма вынуждена выкладывать из своего кармана не только арендную плату и другие постоянные выплаты, но и заработную плату рабочим и т.д. На графике это все то, что находится над линией цены,- постоянные издержки (КL) и часть переменных издержек (ЕL). В таких условиях, чем больше производство, тем больше убытки. То есть цена на продукцию упала настолько, что фирма, дабы свести убытки к минимуму, должна остановить производство. Следует подчеркнуть, что это не означает полного отстранения от дел. Если предприятие в состоянии уплачивать постоянные издержки, то оно может оставаться на рынке и быть готовым к продолжению производства. Однако длительное сохранение такого положения невозможно, поэтому в долгосрочном периоде фирма вынуждена будет уйти с рынка. Точка минимума средних переменных издержек, поэтому называется точкой «бегства фирмы с рынка», а точку минимума средних общих издержек называют точкой безубыточности производства.

рис.7. Решение убыточной фирмы о приостановке производства.

МС – предельные издержки, МR – предельный доход, АТС – средние общие издержки, АVС –средние переменные издержки

В зависимости от соотношения цены и единичных издержек различают следующие типы фирм:

  1. Предельная фирма, для которой цена равна минимуму средних переменных издержек. На графике линия цены проходит через точку «бегства фирмы с рынка» (рис.8)

рис.8. Предельная фирма.

  1. Запредельная фирма, для которой цена ниже средних переменных издержек. На графике линия цены проходит ниже точки «бегства фирмы с рынка» (рис.9).

рис. 9. Запредельная фирма

  1. Допредельная фирма с нормальной прибылью. Имеется в виду, что цена на продукцию такой фирмы обеспечивает предпринимателю доход, позволяющий удерживать его в данной деятельности. На графике линия цены проходит через точку безубыточности производства (рис.10).

рис.10. Допредельная фирма с нормальной прибылью

  1. Допредельная фирма с экономической прибылью, у которой цена покрывает все издержки и обеспечивает излишек. На графике линия цены выше точки безубыточности производства (рис.11)

рис.11. Допредельная фирма с экономической прибылью.

Ш. Тесты.

1. В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма, минимизирующая убытки, прекратит производство, если окажется, что:

а) средние переменные издержки меньше, чем цена;

б) общий доход меньше общих переменных издержек;

в) цена меньше минимальных средних издержек;

г) нормальная прибыль меньше отраслевой;

д) общий доход меньше общих издержек.

На мой взгляд, правильным ответом является ответ под буквой б), т.к. общий доход фирмы не покрывает постоянные издержки вообще, а переменные лишь частично. Таким образом, фирма вынуждена платить из своего кармана не только арендную плату и другие постоянные выплаты, но и заработную плату рабочим т.д. В таких условиях, чем больше производство, тем больше убытки, поэтому фирма прекратит производство.

  1. Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:

а) имеет отрицательный наклон;

б) горизонтальная линия при данном уровне цен;

в) вертикальная линия при данном объёме предложения;

г) имеет наклон N/n, где n – число фирм в отрасли;

д) имеет положительный наклон.

На мой взгляд, правильным ответом является ответ под буквой б), т.к.

во-первых, фирма принимает рыночную цену, которая является для нее заданной величиной. Во–вторых, фирма выступает на рынке с очень малой частью общего количества производимого и реализуемого отраслью товара. Следовательно, объемы ее производства никак не повлияют на рыночную обстановку и этот заданный уровень цены не будет меняться с увеличением или уменьшением выпуска продукции.

Заключение.

Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

  • число фирм на рынке очень большое;

  • тип производимого продукта стандартизированный;

  • контроль над ценами отсутствует

  • условия вступления в отрасль легкие, препятствий не.

Основой рационального хозяйствования фирм (предприятий) является принцип экономичности, имеющий два аспекта:

  1. используя имеющие средства, следует получить максимальный результат – пользу, доход (принцип максимума);

  2. желаемого результата необходимо достичь при минимальном использовании средств (принцип минимума).

Совершенно конкурентная фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, - рыночной цене.

Фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки. До тех пор рока предельные издержки ниже цены, фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, когда они сравняются. Дальнейшее увеличение выпуска продукции будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным.

Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задача является получение максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек. В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек, фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

Список использованной литературы

1. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. Гл. 8.

2. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.И. Добрынина,

Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – Спб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008. Гл 7, 9, 12

3. Экономическая теоря: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2008. Гл.13

4. Экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. Гл.11,12.

5. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): Учебник /Под. Ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.: КНОРУС, 2004. – Гл.5.

6. Курс экономической теории: Учебник /под. ред. М.Н. Чепурина,

Е.А. Киселевой – 5-е доп. и перераб. изд. – Киров: «АСА», 2004. Гл.6

7. Микроэкономика: теория и российская практика: Учеб. пособие / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. М.: КноРус.2005.Гл.6.

8. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. Гл 12,13.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24