Центральный Дом Знаний - Рынок как экономическая система

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рынок как экономическая система

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А                    Скачать

По дисциплине: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

На тему: РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

П Л А Н Р А Б О Т Ы

Введение ……………………………………………………………. 3

Механизм работы рынка …………………………………………... 5

Преимущества и недостатки рыночных отношений …………….. 8

Тесты ………………………………………………………………...11

Список использованной литературы ……………………………. .14

В В Е Д Е Н И Е

Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

Рынок представляет собой особую, универсальную систему принципов использования ограниченных ресурсов в сферах и отраслях, удовлетворяющих интересам растущего благосостояния общества.

Невмешательство государства в механизм хозяйствования, защита конкуренции и права получения законных доходов оказались наиболее приемлемыми для преодоления противоречия между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей людей в разнообразных товарах.

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат необходимые им товары, а другие денежный эквивалент этих товаров.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.

МЕХАНИЗМ РАБОТЫ РЫНККА

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течении которых менялось и содержание самого понятия.

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок – это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок – это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Сложившиеся рыночные отношения в экономике выполняют определенные функции:

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынке. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли0продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный обор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Рынок - это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: А) Местный (в пределах села, города, региона);

Б) Национальный (внутренний);

В) Мировой (внешний).

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Рынок, как всякая система, имеет свои позитивные и негативные стороны.

Позитивные стороны рынка. Рынок заинтересовывает производителей в выпуске только тех товаров, в которых нуждается потребитель. Современный потребитель не покупает то, что ему навязывают производители, он предпочитает только, то что необходимо ему сегодня, что удовлетворит его потребности.

Стремление к увеличению доходности производства и максимальному удовлетворению возрастающих потребностей вынуждает товаропроизводителей внедрять новейшие технологии в целях улучшения качества товара и его ассортимента.

Постоянное изменение в спросе и предложении делает рынок более гибким в процессе распределения дефицитных ресурсов. Увеличение спроса на отдельные товары влечет за собой увеличение спроса на определенные ресурсы, применяемые при их создании.

В условиях жестокой конкурентной борьбы рынок создает систему, где каждый участник определяет для себя место.

Негативные стороны рынка. Основным ориентиром рынка становятся зажиточные слои населения.

В погоне за прибылью рынок ищет наиболее дешевые пути обеспечения себя сырьем, не задумываясь об истощении ресурсов, не воспроизводимых или медленно воспроизводимых природой.

Рынок выполняет определенное безразличие к производству товаров и услуг коллективного пользования – образованию, здравоохранению, науке, общественному транспорту и т.д., а также товарам и услугам, предназначенным для социально незащищенных слоев.

Рынок не дает ни каких гарантий в решении социально-экономических проблем: инфляция, безработица, право на доход, охрана окружающей среды. Распределяя произведенные продукты по результатам конкурентной борьбы, рынок приводит к расслоению общества на богатых и бедных.

Конкурентная борьба, постоянная потребность в обновлении основных средств производства, потребность в крупных капиталах толкают товаропроизводителей к сговору или слияниям, что приводит к концентрации экономической власти, т.е. к монополизации.

Одновременно появляются негативные явления: там, где сам рынок бороться не может, с этим злом ведет борьбу государство:

  • в погоне за прибылью предприниматели стараются делать незначительные затраты на экологически безопасные технологии в интересах сохранения человека и природы. Государство вынужденно эту проблему полностью держать под своим контролем, через законодательную систему принуждать предпринимателей делать необходимые затраты;

  • рынок сам не может регулировать внешне-экономическую политику. Государство, стимулируя рынок через систему льгот, поощряет продажу (закупку) одного товара либо через систему отмены или снижения льгот создает затруднительные условия для ввоза (вывоза) товара. Подобные действия наблюдаются и в развитии торговых отношений с отдельными странами.

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага – это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рыночный механизм порождает неполную и недостаточную совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты – производители и потребители – обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Т Е С Т

1. Что из перечисленного не входит в состав рыночного механизма:

а) спрос;

б) предложение;

в) продавцы и покупатели;

г) цена.

Ответ: в) продавцы и покупатели.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена.

Спросом называют платежеспособная потребность, т.е. потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос – это количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене.

Предложение – то количество товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать по определенной цене

Рынок формирует такие понятия, как «цена спроса» и «цена предложения». Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар. Цена предложения – это максимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. В пределах между ценой спроса и ценой предложения формируется рыночная цена.

2. Если рыночная цена выше равновесной, то:

а) появляется избыток товара;

б) возникает дефицит товара;

в) растет цена ресурсов;

г) увеличивается предложение товара.

Ответ: а) появляется избыток товара.

Каждый продавец стремится продать товар подороже, а покупатель – приобрести его подешевле. Такое противоречие разрешается поиском цены, устраивающей тех и других, т.е. цены равновесия.

Равновесная цена – цена, при которой товары раскупаются по существующей цене, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Повышение цен за пределы равновесного уровня привело бы к перенасыщению рынка товарами, к росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Это заставило бы продавцов понизить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приведет к увеличению количества покупателей. Возникнут дефицит товаров, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цены и увеличить свой доход.

3. Способность рыночной экономики к саморегулированию объясняется:

а) значительной степенью правительственного вмешательства;

б) равномерным распределением доходов;

в) развитием политической демократии;

г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков.

Ответ: г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков.

Основой механизма саморегулирования рыночной экономики является конкуренция. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров с их стороны превышает спрос покупателей, а в результате рыночная цена падает. Это, естественно, ведет к свертыванию производства. Напротив, когда конкуренция среди продавцов ослабевает, платежеспособный спрос начинает превосходить предложение товаров. В результате цена возрастает, а производство товаров становится выгоднее, оно расширяется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рыночная система – это взаимодействие и сочетание различных

экономических структур, хозяйственной практики и правового обеспечения, экономической политики и многого другого. Отсутствие любого элемента немедленно вызовет сбои, приведёт к неэффективному развитию экономической системы. Именно поэтому усиливаются роль и значение государства как гаранта цивилизованного развития рынка. Изданием различных законодательных актов, проведением соответствующей экономической политики оно создаёт "правила игры” , которыми следуют участники рынка.

Государство не должно управлять хозяйственной деятельностью предприятий путем дачи указаний типа, что и сколько производить. Его – цель создать условия, выполнения которых бы обеспечило бы полную хозяйственную независимость предприятий как в области производства, так и реализации, свободу заключения договоров с хозяйственными субъектами,выход на внешний рынок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. Гл.4. – М.: «Проспект», 2000.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: юристъ, 2002.

3. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

4. Основы экономической теории: Учебник. В.Г. Слагода. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

5. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. – СПб: Питер, 2001. – серия «Краткий курс».


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24