Центральный Дом Знаний - Рынок как экономическая система

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рынок как экономическая система

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА              Скачать

по экономической теории на тему:«Рынок как экономическая система»

План работы

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3

I. Сущность рынка и его механизм _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4

II. Преимущества рынка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 7

III. Тесты_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13

Список использованной литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _15

ВВЕДЕНИЕ

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

I. Сущность рынка и его механизм

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например - автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например - завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например - прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие по детальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения по детальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

Причиной формирования рынка является и экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать.

Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности, является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда, в первую очередь, предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем, обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства. Хотя рынок и не является идеальным по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества.

II. Преимущества рынка

Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров. Основной экономический аргумент в пользу рыночной экономики состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых эффективных технологий производства. «Невидимая рука» рынка, таким образом, управляет производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную рыночную эффективность.

Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Рыночная система четко выявляет значение свободы предпринимательства и выбора. Потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам. Можно поражаться, почему экономика не попадает в состояние полного хаоса. Когда потребители требуют одно, а предприятия предпочитают производить совсем другое.

Однако, две другие черты рыночной экономики - система рынков и мощный фактор конкуренции - обеспечивают координирующие и организационные механизмы, которые исключают потенциальный хаос, какой могли бы породить свобода предпринимательства и выбора.

Как оказывается, что с точки зрения предприятий, они не совсем «свободны» производить то, что они желают. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в виде убытков или даже банкротства.

Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен. Чтобы поддерживать высокую прибыльность и конкурентоспособность своей продукции фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество своих товаров. В погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей общества предприниматели должны отыскивать все новые и новые способы удовлетворения этих потребностей. В этой гонке на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги. Одновременно с этим, устаревшие модели продуктов, а также услуги, актуальность или полезность которых перестала удовлетворять потребителей, сходя со сцены конкурентной борьбы. Соответственно, ресурсы, которые ранее были задействованы в производстве старых товаров, используются для получения обновленных моделей.

Наряду с привлечением внимания к обновленным моделям товаров, у производителей есть еще несколько весьма действенных рычагов в привлечении  голосов потребителей. Прежде всего, это повышение качества и снижение цены товара. Вполне естественно, что из ряда аналогичных товаров, предлагаемых конкурирующими фирмами, потребитель стремится выбрать наиболее качественный и доступный в цене вариант.

Тенденция к снижению цен основывается на постоянном стремлении производителей эффективней использовать имеющиеся ресурсы. По мере совершенствования технологии, снижения издержек производства появляется возможность снижения цены на товар.

Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Индустриальные общества динамичны: меняются предпочтения потребителей, технологии производства, структура поставляемых ресурсов. Может ли рыночная экономика осуществлять корректировку использования ресурсов, соответствующую этим неизбежным изменениям, и, таким образом, оставаться эффективной?

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызвать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей или ориентирующей функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

Инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Одно дело приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, особенно желательные. Конкурентная рыночная система, очевидно, содержит стимулы для технического прогресса. Применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами. Снижение издержек производства означает для пионерной фирмы получение экономической прибыли. Передавая  потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены товара, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм. Более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу захлестнет волна убытков, угрожая банкротством.

Необходимо отметить, что снижение цены на продукт, которое технический прогресс делает возможным, обусловливает расширение инновационной отрасли. Такое расширение может быть следствием увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм, соблазненных перспективой получения экономической прибыли, первоначально созданной техническим прогрессом. Это расширение отрасли, то есть переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства, есть вполне закономерный результат. Постоянное повышение эффективности использования редких ресурсов требует постоянного перераспределения ресурсов из отраслей, где технология производства относительно менее эффективна, в отрасли, где она относительно более эффективна.

Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят потребители на молоко, а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей.

III. Тесты

1. Опыт стран послевоенное Европы показал, что рыночная экономика, как правило, эффективнее командно-административной. Это…

а) связано с тем, что в европейски странах с развитой рыночной экономикой накоплен высокий научно-технический потенциал, обучены высококвалифицированные кадры;

б) объясняется действием механизма конкуренции;

в) утверждение неверно;

г) связано с тем, что члены правительства в странах с рыночной экономикой лучше знают экономическую теорию и проводят правильную экономическую политику.

Ответ: Б

Большое значение на развитие экономики в Германии оказали хозяйственные реформы 1948 года. Идеологом этих реформ был профессор Мюнхенского университета Л. Эрхард. В трудах по экономическим вопросам и в своей практической деятельности он выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства. Его концепция строится на том, что стимулом для человека является стремление к собственному благополучию.

Рычаги экономического возрождения страны Эрхард определял как свободную частную инициативу и конкуренцию с активной ролью государства в хозяйственной жизни.

2. Рынок как экономическая категория – это:

а) место, где встречаются продавец и покупатель;

б) совокупность связей и отношений между продавцами и покупателями;

в) подчинение покупателя продавцу.

Ответ: Б

Рынок можно определить как совокупность отношений между продавцами и покупателями, производителями и потребителями по поводу реализации производственных товаров и удовлетворения потребностей.1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для нормального функционирования реального рынка нужны определенные условия. К ним относятся: наличие субъектов рыночных отношений, которые, будучи экономически и юридически независимыми, могут вступать в равноправные партнерские отношения по поводу купли-продажи. Достичь этого можно созданием различных собственников - индивидуальных, частных, акционерных, государственных, кооперативных, смешанных; эквивалентный обмен товаров. Рынок не предусматривает экономической помощи, льгот; конкуренция, которая предоставляет всем хозяйствующим субъектам возможность свободной предпринимательской деятельности, свободу выбора покупателей, поставщиков, контрагентов, заставляет предпринимателей использовать самые передовые технику и технологию, способствуя этим уменьшению издержек производства, повышению эффективности экономики; свободное ценообразование, которое, будучи элементом конкуренции и главным механизмом регулирующей функции рынка, способствует сочетанию интересов хозяйствующих субъектов, стимулируя их рационально использовать элементы производства; реальная информация о рынке и его субъектов. Если подобных условий не создано, то, что называют рынком, на самом деле является псевдорынком, где деньги не выполняют своих функций.

Рынок - это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человеческого общества, рынок включает обязательно исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершенство вообще недостижимо.

Список использованной литературы:

  1. «Экономикс: Принципы, проблемы и политика». Том 1, 2. Кэмпбелл Маконнел и Стенли Брю М.: Республика, 1992 г.

  2. Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп. под ред. Б.А. Райзберга - М.: ИНФРА-М, 1999 г.

  3. «Экономическая теория», Учебник, 2-е издание, под ред. И. П. Николаевой, М.: Проспект, 2008 г.

  4. Грязнова А. Г. и Думная Н. Н. «Макроэкономика, теория и российская практика», Москва, КноРус, 2004 г.

  5. «Макроэкономика (3е издание)», Учебник под общей ред. А. В. Сидоровича, Москва, «Дело и Сервис», 2000 г.

  6. Булатов А. С. «Экономика», Москва, Юристъ, 2000 г.

  7. Луссе А. «Макроэкономика», (Учебное пособие), Санкт-Петербург, Питер, 2001 г.

  8. Николаева Л. А., Черная И. П. «Экономическая теория». – М.: ВГЭУС, 2002 г.

1 «Экономическая теория», Учебник, 2-е издание, под ред. И. П. Николаевой, М.: Проспект, 2008 г.


Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24