Центральный Дом Знаний - Аланы

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Аланы

Прикладное искусство аланов. Украшения т. н. полихромного стиля (4 — 5 вв.).


Аланы (лат. Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках — аланы, по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства А. этого времени — скотоводство. В 372 А. были разбиты гуннами. Часть А. вместе с гуннами участвовала в Великом переселении народов и через Галлию, Испанию достигла Северной Африки. Другая часть А. отошла в предгорья Кавказа. В Центральном Предкавказье сложилось объединение аланских и местных кавказских племён, возглавленное А. и в письменных источниках получившее название Алании. Происходит процесс оседания кочевников-А. и переход их к земледельческо-скотоводческому хозяйству. В 8—9 вв. зарождаются феодальные отношения у А., временно вошедших в состав Хазарского каганата. На рубеже 9—10 вв. у А. возникает раннефеодальной государство; в 10 в. А. играют значительную роль во внешних связях Хазарии с Византией. Из Византии в Аланию проникает христианство. Развитие производительных сил, торговли приводит к зарождению феодальных городов, остатками которых являются городища: Нижне-Архызское на р. Б. Зеленчук, Верхне- и Нижне-Джудатские на р. Терек, Ахалкалинское на р. Сунже и др. О богатой аланской культуре дают представления знаменитые катакомбные могильники и городища на Северном Донце (Салтово-Маяцкая культура) и Северном Кавказе. Распространены наземные гробницы, дольмено-образные склепы (в верховьях Кубани), наземные каменные склепы с ложными сводами, катакомбы, обычно состоявшие из дромоса и эллипсовидной камеры. Некоторые поселения А. были ограждены стенами, сложенными насухо из каменных тёсаных плит, на которые наносились резные геометрические орнаменты, иногда схематические изображения животных и людей. Прикладное искусство А. в 4—5 вв. представлено главным образом ювелирными изделиями из золота и серебра с полудрагоценными, преимущественно красными, камнями или стеклом (т. н. полихромный стиль); позднее появились подвески и др. украшения, отделанные птичьими головками. В 7—9 вв. распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства А. (10—12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В 10—12 вв. у А. зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.

Тяжёлый удар А. был нанесён монголо-татарами, окончательно захватившими в 1238—39 равнины Предкавказья. Уцелевшая часть А. ушла в горы Центрального Кавказа и в Закавказье (Южная Осетия), где ассимилировалась с местным кавказским населением. С 14 в. среди А. стал распространяться ислам. Прямыми потомками А. являются современные ираноязычные осетины. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре и др. народов Северного Кавказа.

Лит.: Ванеев 3. Н., Средневековая Алания, Сталинири, 1959: Кузнецов В. А., Аланские племена Северного Кавказа, М., 1962; Плетнева С. А., От кочевий к городам, М., 1967; Происхождение осетинского народа. Материалы научной сессии, посвященной проблеме этногенеза осетин, Орджоникидзе, 1967.


АЛАНЫ — племена сарматского происхожде­ния, населявшие во 2—9 вн. н. э. Сев. Кавказ и область между Нижним Днепром и Юж. Уралом. Основными занятиями А. были кочевое скотоводство и отчасти аомледелие. Покорённые в 4 в. гуннами

А. приняли участие в т. н. великом переселении народов. Часть их цопала в Юж. Галлию и на Пиренейский н-ов. От 4—5 вв. на территории СССР сохранились богатейшие аланские погребения в Керченских склепах. В 6—9 вв. А., оставшиеся в Вост. Европе, подчинились хазарскому каганату. Па­мятниками этого времени являются знаменитые мо­гильники: в Осетии — Чми, Рутха и Галиат; в Ка-барде — Былым; на Донце — Салтово. По археоло­гическим материалам прослеживается процесс феодализации общественного строя А. Кавказские А.— предки современных осетин.


Аланы (др.-гречἈλανοίлатAlani, Halani) — кочевые ираноязычные племена скифо-сарматского происхождения, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье.

Часть А.  с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как оставшиеся перешли к оседлости на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.

Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших А. укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там они сохранились в форме осетин, с предполагаемым влиянием местных племен. Определённую роль А. сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.

Этноним «А.» впервые встречается в 25 году н. э. в китайских источниках как название сарматского племени, сменившегоаорсов (Яньцай): "владение Яньцай переименовалось Аланьляо; состоит в зависимости от Кангюя… Обыкновения и одеяние народа сходны с кангюйскими".

К более позднему времени относится ещё одно интересное свидетельство китайских анналов: «Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся в чжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник».

Позднее, в I веке н. э., свидетельства об А. встречаются у римских авторов. Наиболее раннее их упоминание мы встречаем у Луция Аннея Сенеки, в пьесе «Фиест», написанной в середине I века н. э.

Название «А.» использовалось римлянами, и, за ними, византийцами, вплоть до XVI века (последние упоминания об Аланской епархии в византийских хрониках).

Арабы также называли А. именем Al-lan, образованным от византийского «аланы». Ибн Руста (около 290 г. х./903 год) сообщал, что А. делятся на четыре племени. Известно, что самое западное из них называлось «асы». В XIII веке западные учёные (Гийом де Рубрук) свидетельствовали, что «Аланы и Асы» — один и тот же народ. 

В настоящее время в науке признана версия, обоснованная В. И. Абаевым— термин «А.» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев «arya». По Т. В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванову, первоначальное значение этого слова «хозяин», «гость», «това­рищ» развивается в отдельных исторических традициях в «товарищ по пле­мени», далее в самоназвание племени (arya) и страны.

О происхождении слова «А.» были выска­заны различные мнения. Так, Г. Ф. Миллер считал, что «имя аланов родилось у греков, и оно происходит от греческого глагола, значащего странствовать или бродить». К. В. Мюлленгоф имя алан производил от названия горного хребта на Алтае, Г. В. Вернадский — от древнеиранского «елен» — олень, Л. А. Мацулевич считал, что вопрос о термине «алан» вообще не решен. Есть версия происхождения от скифо-сарматского словосочетания «ал-адан» (ал-все; весь, адан-люди; народ). 

В русских летописях А. назвались словом «ясы». В Никоновской летописи под 1029 годом сообщается о победном походе на ясов князя Ярослава.

В армянских летописях А. называются словом «осы». В китайских хрониках А. известны под именем народа алань. В армянском средневековом географическом атласе Ашхарацуйц описываются несколько аланских племен, включая «народ аланов аш-дигор» и расположенные восточнее народа аш-дигор «аланы в стране Ардоз Кавказских гор». Считается, что первое племя — это предки осетинского субэтноса дигорцев, второе — иронцев.

В грузинских хрониках А. всегда назывались «овсы» либо «оси» — так же, как и современные осетины.

Само название «осетины» пришло в русский язык из грузинского в XVII-XVIII веках, когда начались первые осетино-русские контакты. Это название происходит от грузинского «Овсети» — «земля овсов (аланов)». 

Этноним в форме аллон сохранился в фольклоре осетин как самоназвание. Более старой формой является аллан. В осетинском языке аллон используется еще и для обозначения А. 

Первые упоминания об А. встречаются в трудах античных авторов с середины I века н. э. Появление А. в Восточной Европе — в низовьях Дуная, Северном Причерноморье, Предкавказье — считают следствием их усиления внутри северокаспийского объединения сарматских племён, возглавлявшихся аорсами.

В I—III вв. н. э. А. занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.

В 372 г. А. потерпели поражение от гуннов, после чего часть А. оказалась вовлечена в Великое переселение народов и через Паннонию, Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки.

Другая часть А., вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству. Основной территорией их расселения стал Центральный Кавказ от правых притоков Кубани (Зеленчук, Фарс) на западе до р. Аксай на востоке, отГлавного Кавказского хребта на юге до верховий Кумы, течения Малки и правобережья среднегоТерека на севере. Соседями аланского объединения были: в Прикубанье — адыги, в зоне центральнокавказских перевалов — горные грузинские племена, далее к востоку — предки чеченцев иингушей и племена горного Дагестана. Считается, что к концу V — началу VI в. здесь сложились две этнокультурные группы: западная — протодигорцы и восточная — протоиронцы. Первая локализовалась в верховьях Кубани, Пятигорье и современной Балкарии, вторая — на территории современных Северной Осетии, Ингушетии и Чечни.

Племенной союз А. стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания (в VIII — IX вв. в составе Хазарского каганата), и образования в этом регионе раннефеодального государства (к. IX — XIII вв.), просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.

Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших А. укрыться в горных ущельях Центрального Кавказа и в Закавказье, где они ассимилировались с местным кавказским населением. В результате этого процесса окончательно сформировалась осетинская народность. 

А. говорили на поздней версии скифо-сарматского языка.

Осетинский язык является прямым потомком аланского языка. Некоторые топонимы этимологизируются как восточно-иранские на основе современной осетинской лексики (Дон, Днестр, Днепр,Дунай), на осетинском материале расшифровываются немногочисленные сохранившиеся письменные фрагменты на аланском. Наиболее известный — Зеленчукская надпись. Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII век).  

Первым проповедником христианства скифам по легенде был апостол Андрей Первозванный в I веке. По преданию, его ученики Инна, Пинна и Римма стали первыми святыми христианскими мучениками в среде скифов.

По свидетельству Татиана (II век), хорошо знакомого с историей апостолов и первых христианских проповедников, первые аланские святые мученики Сукиасцы, во главе с Сукиасом (Баракадом) пострадали в I-II веках. Баракад (после крещения Сукиас) со своей дружиной прибыли в Армению сопровождая царицу Сатеник для вступления в брак с царем Армении Арташесом и приняли там христианство от ученика ап. Фаддея Восхия, после чего остались в Армении. По преданию, своими молитвами Сукиасцы спасли Армению от внешних врагов персов во главе с царем Персии Шапухом, который собирался разорить страну. Потом удалились жить на гору Сукав в Армении, где прожили 44 года до своей мученической кончины от рук аланских воинов, которые приехали вернуть святых на родину по приказу аланского царя Датионоса. 

Аланское происхождение осетинского языка было доказано ещё в XIX веке Вс. Ф. Миллером и подтверждено многочисленными более поздними работами.

Язык, на котором написаны известные письменные свидетельства аланского языка (Зеленчукская надпись, аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца) представляет собой архаичный вариант осетинского языка.

Существуют и косвенные подтверждения алано-осетинской преемственности. Так, например, современные грузинское и армянское названия осетин (овсы и осы соответственно) и летописные названия алан (а в более ранних источниках — вообще сарматов) одинаковы.

Осознание алано-осетинского родства повлияло на национальное самосознание осетин: отсюда и название Республики Северная Осетия — Алания, и весьма популярные у осетин мужские и женские имена: Алан, Алана, Амага, Сармат.

Также, в Венгрии в районе города Ясберень проживает народ ясов, родственный осетинам и имеющий аланское происхождение. К середине XIX века ясы полностью перешли на венгерский язык, поэтому устный ясский язык не сохранился до наших дней. Сохранившийся список ясских слов  позволяет заключить, что лексика ясского языка практически полностью совпадала с осетинской. Так, в англоязычной научной литературе, ясский язык принято называть диалектом осетинского. 

В эпоху Великого переселения ираноязычные А. были единственным негерманским народом, создавшим в Западной Европе большое число поселений и несколько государственных образований. Только во Франции и Северной Италии сегодня известно около 300 городов и селений с аланскими названиями. А. жили также на территории нынешних Испании, Португалии, Швейцарии, Венгрии, Румынии и других стран. Через сармато-аланское влияние в культуру многих народов вошло наследие скифской цивилизации.

А. оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. Готы и другие германские племена освоили приемы конного боя благодаря контактам со скифским миром. К сармато-аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, которые послужили воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы.

Ни большое культурное и политическое влияние, ни участие в важнейших событиях Великого переселения народов не спасли западноевропейских А. от быстрого исчезновения. Их незаурядные военные достижения были поставлены на службу чужим императорам и королям. Раздробив свои силы и не сумев построить долговечного государства, большая часть А. на Западе потеряла родной язык и вошла в состав других народов.

Аланское происхождение имеют некоторые географические названия в Швейцарии, Испании, северной Италии.

В Венгрии существует народ ясы, имеющий аланское происхождение. 

Многими исследователями считается, что часть А. была ассимилирована восточными славянами и вошла в состав русской нации.

В пользу этого говорит сохранение в Южной России аланской топонимики, а также сохранение у 10 % населения южной Украины и России традиционно возводимой к А. гаплогруппы G (обнаружена у 60—75 % осетин).

Также, существуют подтверждения этого в лингвистике: например, согласно В. И. Абаеву, изменение взрывного g, свойственного праславянскому языку, в задненебный фрикативный g (h), что фиксируется в ряде славянских языков, обусловлено скифо-сарматским воздействием. Поскольку фонетика, как правило, не заимствуется у соседей, исследователь утверждал, что в формировании юго-восточного славянства (в частности, будущих украинских и южнорусских говоров) должен был участвовать скифо-сарматский субстрат. Сопоставление ареала фрикативного g в славянских языках с регионами, заселенными антами и их прямыми потомками, определенно говорит в пользу этого положения. В. И. Абаев также допускал, что результатом скифо-сарматского воздействия были появление в восточнославянском языке генитива-аккузатива и близость восточнославянского с осетинским языком в перфектирующей функции превербов.

Аланское наследие является предметом споров и многочисленных публикаций в жанре фолк-хистори (не признаваемых академическим научным сообществом) в националистических кругах некоторых народов.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24