|
Неверов А.Н., Чалых Т.И. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарамиНеверов А.Н., Чалых Т.И. Год выпуска: 2001 ВВЕДЕНИЕ Произошедшие в последние годы в России изменения в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям, привели к значительному увеличению объема рынка потребительских товаров, расширению их ассортимента, особенно за счет резкого увеличения на отечественном потребительском рынке доли импортных товаров. В связи с изменением форм собственности существенно изменился облик торговых предприятий и характер их деятельности. Активная интеграция России в мировой рынок привела к появлению новых, соответствующих мировым стандартам требований к маркировке продукции, штриховому кодированию, новой потребительской таре. Все вышесказанное повлекло за собой необходимость повышения требований к уровню товароведной подготовки специалистов начального звена, работающих в торговле. Это потребовало от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров, подготовки товаров к продаже, обеспечения качества и сохранности. Поэтому возникла необходимость написания нового учебника для системы начального профессионально-технического образования с учетом возросших требований, необходимости повышения уровня квалификации выпускаемых специалистов на рынке непродовольственных товаров. Курс «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» является комплексным и состоит из двух взаимосвязанных дисциплин. Первая дисциплина - товароведение непродовольственных товаров - является наукой о потребительских свойствах товаров и факторах, обеспечивающих эти свойства на всех стадиях жизненного цикла товаров. Вторая дисциплина — организация торговли — изучает технику доведения товаров надлежащего качества до потребителя. Объединение этих двух дисциплин в единый комплексный курс обусловлено наличием тесной связи между ними, поскольку потребительские свойства товаров определяют характер организации торговли этими товарами.* Предлагаемый учебник состоит из трех разделов: теоретических основ товароведения, товароведения отдельных групп непродовольственных товаров и организации торговли непродовольственными товарами. В первом разделе рассмотрены основные понятия и задачи товароведения; факторы, влияющие на потребительские свойства и качество товаров; вопросы маркировки, оценки качества и сертификации товаров. В соответствующих главах второго раздела по каждой товарной группе даны характеристика соответствующих товаров, их классификация, ассортимент, основные требования к качеству товаров однородной группы. В разделе организации торговли рассмотрены вопросы, касающиеся видов розничной торговли непродовольственными товарами, специализации и типизации магазинов, технологаи приемки товаров, их продажи, обслуживания покупателей; изучение потребительского спроса, вопросы деловой культуры. Учебник «Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами» подготовили преподаватели Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова: профессор, д.х.н. Неверов А.Н., (главы Введение в товароведение, Изделия из пластических масс); доцент, к.х.н. Чалых Т.И., (главы Парфюмерно-косметические товары, Бытовые химические товары); доцент, к.т.н. Пехташева Е.Л. (главы Текстильные и швейно-три-котажные товары, Художественные изделия и сувениры); доцент, K.T.H. Умалёнова Н.В. (глава Кожевенно-обувные товары); доцент, к.т.н. Фукина О.В. (главы Пушно-меховые и овчинно-шубные товары, Галантерейные товары, Металло-хозяйственные товары); доцент, к.т.н. Щербакова И.М. (главы Силикатные товары, Строительные товары); ст. преподаватель Сорокин ДА (главы Электро-бытовые товары, Культтовары); доцент, к.т.н. Злобина Г.И. (глава Мебельные товары); доцент, к.э.н. Шипилова С.С. (главы Розничная торговая сеть, Правила продажи отдельных видов товаров, Организация системы товароснабжения); доцент, к.т.н. Панкина НА (главы Задачи и методы изучения покупательского спроса, Деловая культура коммерсанта). Авторы учебника выражают благодарность рецензенту — зав. кафедрой товароведения и экспертизы непродовольственных товаров Орловского коммерческого института, доценту, к.т.н. Покусаевой АД. за труд по рецензированию работы и высказанные замечания. Заслуженный деятель науки РФ, профессор Неверов А.Н. СОДЕРЖАНИЕ Введение....................... 3 Часть I. Товароведение непродовольственных товаров.....5 Глава 1. Теоретические основы товароведения............ 5 Предмет и содержание товароведения......... 5 Качество товаров..................... 9 Классификация товаров .................15 Ассортимент товаров..................19 Стандартизация и сертификация товаров........20 Информация о товаре...................27 Глава 2. Текстильные и швейно-трикотажные товары......41 Текстильные материалы . . . ........N......41 Волокна растительного и животного происхождения, химические волокна....................43 Основы производства материалов для одежды.....52 Ассортимент и потребительские свойства материалов для одежды..........................61 Швейные и трикотажные изделия............80 Глава 3. Кожевенно-обувные товары................91 Общая характеристика обувных материалов......91 Кожаная обувь.......................108 Резиновая обувь.......................128 Глава 4. Пушно-меховые и овчинно-шубные товары.......133 Строение пушно-мехового сырья............134 Основные процессы выделки пушно-мехового полуфабриката ........................138 Свойства пушно-мехового полуфабриката.......140 Классификация и характеристика ассортимента пушно-мехового полуфабриката................143 Принципы сортировки пушного и мехового полуфабрикатов ...........................148 Производство пушно-меховых изделий.........149 Классификация, характеристика ассортимента и контроль качества пушно-меховых и овчинно-шубных товаров............................151 Требования к качеству, стандартизация и оценка качества пушно-меховых и овчинно-шубных товаров. .154 Сертификация пушно-меховых товаров.......156 Глава 5. Парфюмерно-косметические и галантерейные товары. 158 Парфюмерные товары................158 Гигиеническая косметика..............166 Зубные пасты......................173 Средства ухода за волосами...............173 Средства декоративной косметики...........176 Галантерейные товары.................. . . 181 Глава б. Изделия из пластических масс........... 196 Общая характеристика материалов на основе высокомолекулярных соединений...............196 Классификация высокомолекулярных соединений .197 Синтез высокомолекулярных соединений.......199 Физические и фазовые состояния высокомолекулярных соединений...................... 202 Пластические массы, их классификация и состав . 203 Методы переработки пластмасс в изделия......207 Дефекты изготовления изделий из пластмасс.....208 Пластические массы, применяемые в производстве товаров народного потребления.............211 Характеристика ассортимента изделий из пластмасс_ 221 Требования к качеству изделий из пластических масс_ 222 Маркировка, упаковка и хранение изделий из пластмасс .............................224 Глава 7. Бытовые химические товары...............226 Синтетические моющие средства............226 Лакокрасочные материалы................230 Клеящие материалы................... 238 Прочие бытовые химические товары......... 242 Пятновыводящие средства.............. 246 Ассортимент минеральных удобрений.........246 Ассортимент ядохимикатов................248 Дезинфицирующие средства..............249 Упаковка, маркировка, транспортирование, хранение товаров бытовой химии.............250 Глава 8. Силикатные товары.....................253 Стеклянные товары.....................254 Керамические товары...................265 Глава 9. Строительные товары....................276 Природные каменные материалы...........276 Минеральные вяжущие вещества............276 Листовые стекломатериалы................280 Стеклянные блоки и профили..............283 Глава 10. Металлохозяйственные товары..............284 Свойства металлов и сплавов...............284 Основы производства металлохозяйственных товаров_ 291 Защита и декорирование изделий ..........297 Ассортимент металлохозяйственных товаров . . . . 299 Глава 11. Электробытовые товары................323 Проводниковые и установочные изделия, провода и шнуры...........................323 Бытовые светильники...................331 Электронагревательные приборы............335 Холодильники......................343 Бытовые стиральные машины.............346 Уборочные машины...................351 Машины для механизации кухонных работ.....354 Машины и приборы для поддержания микроклимата в помещениях....................357 Упаковка, транспортировка и хранение электротоваров, бытовых машин..................359 Глава 12. Культтовары.......................361 Школьно-письменные и канцелярские товары . . .361 Фототовары .......................363 Бытовая радиоэлектронная аппаратура........366 Игрушки..........................373 Глава 13. Мебельные товары 378 Общие сведения об основных материалах, применяемых в производстве мебели.........378 Классификация и ассортимент мебели........384 Требования, предъявляемые к качеству и контроль качества мебели......................392 Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение мебели......................395 Глава 14. Художественные изделия и сувениры..........398 Классификация художественных изделий и сувениров— 398 Изделия народных художественных промыслов. . . 399 Требований к качеству, упаковке, маркировке и транспортировке художественных изделий......408 Часть II. Организация торговли....... .........410 Глава 15. Организация торговли непродовольственными товарами .........................410 Розничная торговая сеть.................410 Глава 16. Оперативные процессы в магазине...........418 Правила продажи отдельных видов товаров.....422 Глава 17. Организация системы товароснабжения .......429 Глава 18. Задачи и методы изучения покупательского спроса. . 440 Анкета для изучения спроса......... . 444 Глава 19. Деловая культура коммерсанта..............449 Этика предпринимателя................449 Коммуникации в деятельности коммерсанта . . . . 449 Этикет делового общения ... .........452 Организация и проведение совещаний и деловых встреч........................456 Деловая переписка ..............459 |
Loading
|