Центральный Дом Знаний - Рыночное равновесие

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рыночное равновесие

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                 Скачать работу

по экономической теории на тему:Рыночное равновесие

План работы

Введение………………………………………………………………………3

I.Спрос и предложение на рынке, их равновесие…………………………..3

II. Избыток и дефицит………………………………………………………..10

III.Тесты……………………………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………....14

Список использованной литературы………………………………………...16

Введение

Спрос и предложение – это основополагающие категории рыночного хозяйства. Они объясняют, каким образом посредством взаимодействия между собой они устанавливают рыночные цены и объемы торговых сделок.

А цены в рыночной экономике - это своего рода сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, когда принимают решения о том, сколько производить про­дукции, куда вложить свой капитал, на какой доход от производства и продажи товара можно рассчитывать. На этот своеобразный сигнал ориентируются и потребители, когда принимают решения, какие товары и в каких количествах им можно купить, чтобы удовлетворить свои потребности. Цено­вой ориентир играет исключительно важную роль в поведении, как производителей, так и потребителей товаров и услуг, как фирм, так и домашних хозяйств.

Исследуя проблему спроса и предложения, следует исходить из процесса постоянного кругооборота экономической деятельности.

Будучи самим значимыми инструментами анализа рыночной дея­тельности спрос и предложение лежат в основе принятия многих эконо­мических решений. Поэтому чтобы понять, как действует рыночный меха­низм (рыночное равновесие), нам необходимо выяснить, как определяется уровень равновесной цены, от чего она зависит и под влиянием каких факторов изменяется и к чему это приводит.

I. Спрос и предложение на рынке, их равновесие

Спрос и предложение представляют собой две стороны рынка.

Рынок - это упорядоченная структура, посредством которой
взаимодействуют продавцы и покупатели товара, чтобы определить его цену
количество.

Спрос - платежеспособная потребность, вынесенная на рынок.

Величина спроса - количество единиц товара, которое может быть обретено на рынке в определенный период времени при некотором уровне цены и при неизменных прочих факторах.

Главным фактором, определяющим спрос, является цена.

Закон спроса - при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется обратно пропорционально цене.

Функция спроса Q=f(p)

рис.1. График спроса (demand curve)

Q – количество товара, продаваемого за определенный период)

Изменение спроса экономическая теория объясняет с помощью двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Суть эффекта дохода в том, что понижение цены делает человека
реально богаче, и он может расширить объем спроса. Эффект замещения
показывает связь между относительными ценами товаров и объемом спроса
покупателя. Снижение цен на один товар при неизменном уровне цен на
другие товары означает их относительное удешевление. Потребитель начнет
замещать относительно более дорогие товары более дешевыми.

Исключения закона спроса 1)эффект Веблена (товары престижного спроса)

Товары престижного спроса - товары, которые приобретаются, несмотря на высокие цены, так как факт покупки позволяет продемонстрировать окружающим высокий уровень благосостояния и жизненный успех владельца такого товара.

Рис.2. График спроса на престижные товары.

Товар Гиффена - низший товар (например, картофель), который занимает значительное место в структуре потребления бедных семей. При росте цен на картофель семья вынуждена будет отказаться от покупки мяса и других качественных продуктов питания, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.

Неценовые факторы, определяющие спрос:

1. Демографические (половозрастная структура, состав семьи и др.).

2.Социально-экономические (величина доходов потребителей, их распределение и др.).

3. Социально-психологические (вкусы и предпочтения потребителей, мода.), импульсивный спрос.

4. Реклама

5. Ожидания потребителей относительно будущих доходов, цен, наличия товаров на рынке.

6. Цены на сопряженные товары.

6.1. товары-заменители

6.2. дополняющие товары

7. Количество потребителей и частота покупок.

Следует различать спрос (количество покупаемой продукции) и выручку - стоимость реализованной продукции.

Проявление закона спроса для товаров низшей категории, товаров первой необходимости, нормальных товаров.

Товар низшей категории (inferior goods) - товары низкого качества, спрос на которые снижается при увеличении дохода.

Рис.3. График спроса на товары низшей категории

Товар первой необходимости (staple product) - товар, спрос на который существенно не изменяется при изменениях дохода (основные продукты питания).

Рис.4. График спроса на товары первой необходимости

Нормальные товары (Normal goods) - товары, спрос на которые возрастает при росте доходов.

Рис.5. График спроса на нормальные товары

Предложение (supply) - это количество товара или услуги, которое производители готовы продать за определенный период по определенной цене.

Закон предложения: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены.

Рис.6. График предложения

Q - количество предлагаемых на рынке товаров за определенный период времени.

Факторы, определяющие предложение:

1. Цена предлагаемого на продажу товара

2. Цены на экономические ресурсы;

3. Технология производства;

4. Налоги и дотации;

5. Цены на другие товары;

6. Ожидания производителей;

7. Число продавцов на рынке.

Рыночное равновесие и условия его достижения

Рынок сводит продавцов и покупателей, сталкивает спрос и предложение.

Предложение и спрос взаимосвязаны, и они «работают» вместе и одновременно, подобно двум лезвиям ножниц (знаменитые «ножницы» английского ученого-экономиста А. Маршалла). Из взаимодействия (пересечение) устанавливает равновесную пену товара и объем его реализа­ции.

Равновесная пена и объем продаж устанавливается в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают: все покупатели, которые хотят приобрести товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара. Данное состояние получило название рыночного равновесия, а установившаяся цена — рыночной, или равновесной.

Алгебраический пример просто иллюстрирует, как устанавливается равновесная цена.

Предположим, что спрос и предложение заданы следующими урав­нениями:

спрос: Qd = D(p) = 80 – 4p

предложение: Qs = S(p) - 10 + 6р.

Равновесная цена устанавливается в точке, в которой объем спроса равен объему предложения: D(p) = S(p), отсюда равенство спроса и предложения

можно записать как 80 - 4р = -10 + 6р.

Решая уравнения относительно цены равновесия, подучим р-9. Зная равновесную цену, можно найти равновесный объем спроса и предложения

Q = D(p) = S(p) = 44

Путем простого расчета можно убедиться, что никакого равновесного объема (Q) существовать не будет, если цена не будет равна 9.

Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов, и прочим), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие устанавливается в новой точке, т.е. существует определенная динамика спроса и предложения, это можно посмотреть из таблицы 1 и графиков (рис.7 и 8):

Таблица 1

Динамика спроса и предложения. Ее действие на изменение цен и объемов

Изменение спроса и предложения

Сдвиги кривых спроса и предложения

Влияние сдвигов на цены и объемы товаров

1. Если растет спрос

Кривая спроса смешается вправо

Цена ↑, Объем ↑

2. Если спрос падает

Кривая спроса смещается влево

Цена ↓, Объем ↓

3. Если растет предложение

Кривая предложения сме­шается вправо

Цена ↓, Объем ↑

4.Если предложение падает

Кривая предложения смещается влево

Цена ↑, Объем ↓

Рис.7. Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера спроса

Рис.8. Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера предложения

Рис.9. Равновесие на рынке

Р - равновесная цена (balancing price)(далее будет обозначаться точкой А);

Q - равновесный объем продаж.

Равновесная цена выполняет следующие функции:

1. Информационную - ее величина служит ориентиром для всех
субъектов рыночной экономики.

2. Нормирующую - она показывает потребителю, доступен ли ему товар и на какой объем потребления товара он может рассчитывать при данном доходе. Производителю цена показывает, может ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы.

3. Стимулирующую - она вынуждает производителя менять технологию и ассортимент, чтобы окупить издержки и получить прибыль.

II. Избыток и дефицит

Дефицит

До начала рыночных реформ в нашей стране государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продук­цию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленно­го «потолка» цена не могла подняться в государственных мага­зинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государ­ство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя.

К чему это приводило? Обратимся к графику (рис.10).

Рис. 10. «Потолок» цен и образование дефицита.

Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия при­водит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4 р., а государ­ственная цена равна 2 р., то величи­на дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.

При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком 0Q2, а величина предложения — 0Q1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество (0Q2 > 0Q0), а объем предложения будет ниже его (0Q1 < 0Q0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.

В этой ситуации государство вынуждено либо смириться с тем, что мясо исчезло с прилавков магазинов, за ним посто­янно выстраиваются большие очереди. Возникает спекуляция — неизбежный спутник дефицита. Цены же спекулятивного рынка выше, чем равновесные, так как в издержки теперь войдет оплата риска: незаконная продажа «из-под прилавка» наказуема.

Или в этом случае государство будет вынуждено прибегать к нормированному распределению дефицитных продуктов, продаже их по карточкам. Однако это проблемы не решает, ибо по-прежнему у производителей нет стимулов к расшире­нию производства недостающего товара вследствие навязан­ных им цен, которые ниже равновесных

Избыток

Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируют и правительства большинства стран с развитой рыночной эко­номикой. Но ситуация здесь прямо противоположная. Уровень производства сельскохозяйственной продукции в США, за­падноевропейских странах таков, что ее хватает не только для того, чтобы накормить население стран-производителей. Зна­чительная часть этой продукции экспортируется. Высокое предложение приводит к установлению довольно низкой рав­новесной цены. Если бы фермеры продавали свою продукцию по рыночным ценам, то значительная их часть, имея высокие издержки, была бы обречена на разорение, что привело бы к росту безработицы, социальным конфликтам.

Государства развитых стран, не желая допустить разоре­ния большого числа фермерских хозяйств, устанавливают «пол» цены, т. е. фиксируют цену на уровне выше равновесной. К чему это приводит, можно проследить, обратившись к гра­фику (рис. 11).

Рис. 11. «Пол» цены и образование избытка.

Установление минимального уровня цены, который выше цены равновесия, приво­дит к образованию избытка товаров. Если цена равновесия равна Р0, а цена, установленная государством, должна быть не ниже, чем P1 то возникает излишек, величина которого соответствует от­резку Q1Q2.

При цене выше равновесной величина предложения со­ставит 0Q2, а величина спроса — 0Q1, т. е. объем предложения превысит объем спроса и образуется излишек, величина кото­рого соответствует отрезку Q1Q2.

При таких обстоятельствах государство вынуждено ску­пать этот излишек продукции у фермеров или выплачивать им дотации за то, что они сокращают объем посевных площадей. И в том, и в другом случае деньги берутся из карманов налогоплательщиков. Поэтому часто разгораются жаркие споры, надо ли проводить политику регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию или лучше тратить деньги налогоплательщиков на переквалификацию разоряю­щихся фермеров и их трудоустройство. Проблема эта выходит за рамки развития только одной отрасли. Поддержание пла­тежеспособности фермеров обеспечивает гарантированный спрос на промышленную продукцию для сельского хозяйства и услуги для села, а, следовательно, занятость в смежных отраслях и сохранение социально-политической стабильно­сти в странах.

Товарные запасы - это те фонды товаров, которые уже произве­дены и готовы к продаже. Продавцы обычно держат часть товаров в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменения спроса. Когда запасы уменьшаются и падают ниже запланированного уровня, то продавцы пытаются восполнить их, наращивая выпуск. К этому их стимулируют высокие цены, установившиеся на дефицитный товар. Увеличение объемов производства и предложения несколько снижает рыночную цену и позволяет потребителям приобрести большее коли­чество товара. В результате постепенно рынок приходит в равнове­сие. Когда цена достигнет, равновесной цены, дефицит исчезнет.

На рынках, где не существует товарных запасов, признаком де­фицита является очередь покупателей, а избыток предложения на этих рынках вызывает очередь продавцов.

III. Тесты.

1. Избыточное предложение товара на рынке является след­ствием того, что:

а) цена на товар равна равновесной;

б) цена на товар ниже равновесной;
в) цена на товар выше равновесной;

г) сократился объем производства данного товара;

д) увеличился объем спроса на данный товар.

Правильный ответ: в)

Так как при повышении цены на товар, спрос начинает падать, так как не устраивает покупателя, следовательно, большее количество товара не реализуется, возникает избыток товара (предложения).

2. Избыточный спроса на товар (дефицит) является след­ствием того, что:

а) цена на товар равна равновесной;

б) цена ниже равновесной;

в) цена выше равновесной;

г) сократился объем предложения;

д) увеличился объем предложения.

Правильный ответ: б)

Так как цена ниже равновесной, возникает избыточный спрос, вследствие того, что покупатель может приобрести больше товара за те же деньги (например, за равновесную цену).

Заключение

Спрос выражается зависимостью между количеством то­вара, который покупатель желает и может приобрести, и це­нами на этот товар. Возможность покупки зависит от того, располагает ли покупатель достаточной суммой денег. Величи­на спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена, тем ниже величина спроса.

Изменение величины спроса может быть проиллюстриро­вано движением по кривой спроса вверх, если цена растет, или вниз, если она снижается. Факторы, не связанные с це­ной данного товара, = размеры дохода покупателей, их вкусы и предпочтения, цены на взаимозаменяемые или дополняю­щие товары, ожидания изменения цен или доходов, измене­ние числа покупателей - приводят к изменению спроса и перемещают кривую спроса вправо, если спрос растет, или влево, если спрос падает.

Предложение выражается зависимостью между количе­ством товара, который продавец желает и может продать, и ценами на этот товар. Величина предложения находится в прямой зависимости от величины цены: чем выше цена, тем больше объем предложения.

Изменение величины предложения иллюстрируется дви­жением по точкам кривой предложения: вверх, если цена растет, вниз, если цена падает. Изменение предложения про­исходит, если действуют факторы, не связанные с ценой данного товара: изменение издержек производства, введение новых технологий, установление или отмена налогов и дота­ций, изменение цен на другие товары, близкие к рассматри­ваемому, ожидание изменения цен, изменение числа произ­водителей. Рост предложения приводит к сдвигу кривой предложения вправо, снижение предложения сдвигает кри­вую влево.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке при со­вершенной конкуренции ведет к установлению рыночного рав­новесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара. Равновесная цена - это цена, при которой объем предложения совпадает с объемом спроса. Изменение рыночной цены происходит при изменении спроса или предложения либо того и другого одновременно.

Вмешательство внешних сил, каковыми являются государ­ство или монополия, приводит к нарушению рыночного рав­новесия. Установление государством цены выше равновесной («пол» цены) ведет к возникновению на рынке излишка про­дукции, который само же государство вынуждено закупать на деньги налогоплательщиков.

Устанавливаемый государством ценовой «потолок» сдержи­вает рост цены до уровня равновесной и вызывает образование стойкого дефицита, устранить который не под силу государству. Цена ниже равновесной не заинтересовывает производителей расширять производство.

Список использованной литературы

1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория, ключевые вопросы: Учеб. пособие, - М.:ИНФРА-М, 2008.

2. Экономическая теория: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Экономика: Учебник /Под. ред. А.С. Булатова М., 2002.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевич. - М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Никола­евой. М.: Проспект. 2006. Гл. 4.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24